Урок литературы по пьесе А. Вампилова Утиная охота


МОУ «Дульдургинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Мызгина Жанна Михайловна
Myzginaz@mail.ruУрок литературы в 11 классе
Тема: «Как не «потерять» себя?» (По пьесе А.Вампилова «Утиная охота) Слайд1Цель: в исследовательской, групповой творческой деятельности
осмыслить образ Виктора Зилова и определить своё отношение к герою, к жизни на основе анализа содержания пьесы;
Задачи урока:
1. На основе исследовательской работы с текстом пьесы выявить жизненные ценности Виктора Зилова;
2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать исследовательские навыки работы с драматическим текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика
3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни, к творчеству Вампилова;
Учебно-методическое обеспечение:
Авторский медиапродукт – презентация 16 слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
Время: 45 минут
Технология: эвристическая образовательная ситуация
Тип урока: личноcтно-ориентированный, проблемно- эвристический урок.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа;
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная
Средства: схема, слово, медиапрезентация;
Вводно - мотивационный этап урока:
Учитель:
Сегодня мы будем говорить о самой загадочной пьесе А.Вампилова «Утиная охота». Вы прочитали пьесу Вампилова. Какие вопросы у вас появились, что удивило, что было непонятно. Мне хотелось бы узнать ваши впечатления.О чём пьеса?
(Спросить каждого)
Учитель:
Наибольшее число вопросов вызывает, конечно же, главный герой: каков он? Падший ли человек или человек с чистой душой? Что ценит Зилов? Почему он потерял себя? Способен ли он возродиться для новой жизни? В чём ценность человеческой жизни?
Итак, ваши вопросы определили тему нашего урока:
«Как не «потерять» себя?»
( по пьесе Вампилова «Утиная охота») Слайд2Учебная задача:
Осмыслить образ Виктора Зилова, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как не потерять себя»?
Операционно-содержательный этап:
Учитель: Что, по-вашему, составляет ценность человеческой жизни? Попробуйте вывести некую «формулу жизни» , запишите её составляющие:Слайд4
ФОРМУЛА
ЖИЗНИ МОЯ Виктор ЗиловЛюбовь Дружба Искренность Долг Духовность Учитель: А есть ли всё это у героя? Обратимся к тексту.
С чего начинается завязка? (Зилов узнаёт о собственной смерти- друзья прислали венок) Посмотрим эпизод из спектакля (3минуты).Слайд5 Какие вопросы у вас появились после просмотра и во время чтения этого эпизода?
(Почему венок? Что это за человек?) Какой художественный приём драматурга помогает узнать предшествующие события? (Воспоминания) Обратимся к ним. На что мы должны обращать внимание при анализе драматического текста?
Слайд6 музыка
(Ремарки, музыкальный фон, паузы, темп речи героев)
Для того , чтобы вывести формулу жизни Зилова поработаем в группах
( 10 минут).
Задания(раздаточный материал):
1 группа
Проанализируйте сцену новоселья (Д!.., картина 1, воспоминание 1), диалог Зилова с официантом (Д3), поведение друзей в сцене самоубийства (Д3).
Обратите внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи героев.
Сделайте вывод:
1)Что представляет собой круг друзей и знакомых Зилова? Какие они?
2)В каких словах Зилова выражено отношение к друзьям?
3)Можно ли назвать такие отношения дружбой? Если это не дружба, то что?
(предательство) Слайд72 группа
Обращая внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи героев, проанализируйте воспоминание 2(D.I, картина 2). Сцены: подпись «липовой» бумаги, телефонный разговор Зилова с женой, комментарий к письму отца. Охарактеризуйте Зилова по отношению:
а) к долгу служебному
б) долгу семейному
в)долгу сыновнему
(безответственность) Слайд8
3 группа:
Обращая внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи, проанализируйте поведение Зилова во время:
1.телефонного разговора с Ириной
2.объяснения с женой (Д.2, картина1)
3.встречи с Ириной после отъезда жены
Сделайте вывод:
искреннен ли Зилов в отношениях с женщинами, которые ему близки?
Почему он оскорбляет Ирину?
Действительно ли, отъезд Галины и потеря Ирины- удар для него?
Можно ли назвать это любовью?
(измена) Слайд 9
Итоги работы (образовательные продукты фиксируются в таблице).
Слайд 10
Коллективный образовательный продукт выглядит так:
ФОРМУЛА
ЖИЗНИ МОЯ Виктор ЗиловЛюбовь Измена, ненависть
Дружба Предательство
Искренность Фальшь
Долг Безответственность
Духовность бездуховность Выводы ребят: Зилов потерял себя. В формуле жизни Зилова любовь переходит в ненависть, дружба в предательство, искренность –в фальшь. Перед нами человек, лишённый духовного начала, чувства ответственности за свои поступки, причиняющий боль другим людям, человек, который позволил, чтобы первые названия перешли во вторые.
Неужели в его жизни нет ничего светлого, того, что его привлекает?
Результаты мини – исследования («Мотив охоты в пьесе») Слайд11
Выясняем двойственную природу мотива охоты: охота - убийство, охота - слияние с природой;
Финал пьесы: самоубийство. Финал трактуется критиками с разных точек зрения:
Слайд 12
Н. Антипьев:
«Зилов - человек, открывшийся для новой жизни. Доброе, дремавшее в его душе наконец-то пробудилось»
К. Рудницкий:
«Не выстрел заканчивает драму, а ещё один разговор об утиной охоте. Это всё, что осталось от Зилова- слова, лишённые содержания, мёртвая оболочка исчезнувших намерений, угасших желаний, несбывшихся надежд»
А как думаете вы? Символично ( слово, символ, рисунок) изобразите будущее Зилова: возродится ли он для новой жизни?
Ответы ребят.
Точка зрения автора?
(символы: окно, синяя полоска неба - дождь в конце пьесы заканчивается)
Рефлексивно-оценочный этап:
К каким размышлениям подтолкнула вас пьеса? Что вы почерпнули для себя?Как не потерять себя? (Жизнь состоит из светлых и тёмных сторон, чтобы не потерять себя, нужно быть активным, целеустрёмлённым) Пожалуйста, прикрепите на ватман своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по-вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами и не потерять себя.
Домашнее задание:
1.Написать статью о пьесе для электронной версии энциклопедии.
2.Эссэ «Автор, герой и я»
3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»
Приложение
Групповые задания
1 группа
Проанализируйте сцену новоселья (Д!.., картина 1, воспоминание 1), диалог Зилова с официантом (Д3), поведение друзей в сцене самоубийства (Д3).
Обратите внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи героев.
Сделайте вывод:
1)Что представляет собой круг друзей и знакомых Зилова? Какие они?
2)В каких словах Зилова выражено отношение к друзьям?
3)Можно ли назвать такие отношения дружбой? Если это не дружба, то что?
( )
2 группа
Обращая внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи героев, проанализируйте воспоминание 2(D.I, картина 2). Сцены: подпись «липовой» бумаги, телефонный разговор Зилова с женой, комментарий к письму отца. Охарактеризуйте Зилова по отношению:
а) к долгу служебному
б) долгу семейному
в)долгу сыновнему
( )
3 группа:
Обращая внимание на ремарки, музыкальный фон, темп речи, проанализируйте поведение Зилова во время:
1.телефонного разговора с Ириной
2.объяснения с женой (Д.2, картина1)
3.встречи с Ириной после отъезда жены
Сделайте вывод:
искреннен ли Зилов в отношениях с женщинами, которые ему близки?
Почему он оскорбляет Ирину?
Действительно ли, отъезд Галины и потеря Ирины- удар для него?
Можно ли назвать это любовью? Если это не любовь, то что это 7 ( )
b