Методические указания по выполнению практической работы по теме: «Составление бизнес-плана предприятия… » по дисциплине «Бизнес-планирование» для специальности 38.02.01
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «КИК»
Методические указания
по выполнению практической работы по теме: «Составление бизнес-плана предприятия. »
по дисциплине «Бизнес-планирование»
для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Автор: Тихонова Ирина Евгеньевна,
преподаватель экономических дисциплин
Краснотурьинск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
с.
1. Пояснительная записка...3
2. Порядок выполнения практической работы.....4
3. Структура и содержание практической работы..5
4. Исходные данные для разработки бизнес-плана автомобильного транспорта6
5. Структура бизнес-плана (основные разделы)..7
6. Источники информации25
Пояснительная записка
Практические занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся на тему: «Составление бизнес плана предприятия.».
Дидактические цели практических занятий:
Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;
Формирование общих и профессиональных компетенций;
Формиро,вание навыков самостоятельного умственного труда;
Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
Развитие самостоятельного мышления;
Формирование убеждённости, способности к самоорганизации.
Перед выполнением студентами практической работы преподаватель объясняет цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования и критерии оценки.
Практическая работа осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объёма и конкретной тематики практической работы, уровня сложности, уровня умений и подготовленности студентов.
Контроль результатов практических работ студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
Контроль работы проходит путем проверки преподавателем выполненных практических работ.
Для выполнения практических работ студентам необходимо повторить пройденный на аудиторных занятиях материал, прочитать конспект, повторить формулы.
2. Порядок выполнения практической работы
Порядок выполнения практической работы:
назначение темы и разработка индивидуального задания;
составление плана работы;
подбор литературы и необходимых данных;
анализ исходных данных, расчеты показателей;
написание, оформление и представление работы преподавателю;
защита практических работ
Порядок выполнения, оформление и защита практической работы осуществляется в соответствии с Положением КИКа о порядке подготовки, оформления и защиты практических работ студентами технических специальностей.
По объему практическая работа должна быть не менее 30 и не более 40 страниц печатного текста.
Преподаватель оказывает помощь студенту в выборе темы, подборе литературы, справочных и других материалов, проводит консультации по вопросам содержания и последовательности выполнения работы, контролирует выполнение работы и подготавливает письменный отзыв на практические работы
По завершению студентом практической работы преподаватель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. В случае положительной оценки студент допускается к защите, в случае отрицательной – не допускается к защите.
Защита практической работы проводится в устной форме согласно учебному расписанию по следующему плану: доклад студента до 5 мин., презентация и ответы на вопросы преподавателя.
Оценку определяет преподаватель с учетом хода защиты.
Практическая работа оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценок:
Оценка «5» (отлично) ставится, если тема работы раскрыта полностью, грамотно проведены расчеты, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлена работа, имеется содержательный доклад, даны точные ответы на вопросы преподавателя на защите практических работ.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если тема работы раскрыта полностью, грамотно сделаны расчеты, но допущены неточности, сделаны правильные выводы и даны рекомендации, аккуратно и в соответствии с требованиями оформлена работа, если дан содержательный доклад, неполные и неточные ответы на вопросы преподавателя на защите практических работ.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если тема работы раскрыта не полностью, или допущены серьезные ошибки в расчетах, или отсутствует содержательный доклад, или студент не ответил на 3 вопроса преподавателя на защите практических работ.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если тема работы не раскрыта, задание не выполнено. Студенту, получившему неудовлетворительную оценку по практическим работам, предоставляется право доработки темы и определяется новый срок для ее выполнения.
3. Структура и содержание практической работы
По структуре практическая работа по дисциплине «Организация коммерческой деятельности» включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения.
Во ВВЕДЕНИИ необходимо раскрыть актуальность и значение темы, сформулировать цели и задачи работы, определить объект и предмет исследования, структурное построение работы. Объем введения - не менее 1 и не более 2 страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ практической работы должна состоять из 2 глав и параграфов.
В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение бизнес-плана, содержание и порядок его разработки. Объем данной главы – не более 30 страниц.
Во второй главе необходимо разработать бизнес-план производства новой продукции (выполнения работ, оказания услуг).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать выводы и рекомендации. Объем заключения – не менее 2 и не более 3 страниц.
Выводы должны быть краткими, конкретными, вытекать из изложенного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ - это перечень использованных студентом источников и литературы в ходе работы над темой. Не стоит включать в этот список те источники и литературу, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые не использовались студентом вообще.
ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце работы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны (образцы документов, схемы, таблицы, текст и др.). Обязательным приложением является разработанный студентом товарный знак и его описание.
4.Исходные данные для разработки бизнес-плана производства новой продукции (оказания услуг, выполнения работ)
Предприятие - общество с ограниченной ответственностью.
Вид деятельности – производство продукции (выполнение работ, оказания услуг). Конкретный вид деятельности выбирается самим студентом и утверждается руководителем.
Форма собственности – частная.
Размер уставного капитала – не менее
Планируется осуществление производства продукции с использованием долгосрочного кредита на приобретение основных фондов сроком на 3 г. Ставка банка по кредиту на момент планирования. Способ обеспечения возвратности кредита выбирается самим студентом.
Предприятие арендует производственные помещения и помещение под офис.
Руководство деятельностью предприятия ведет – генеральный директор.
Генеральный директор назначает коммерческого директора, который занимается вопросами маркетинга и главного бухгалтера.
Цель предприятия (миссия) – удовлетворение потребности фирм и населения в товаре (работе, услуге).
Производственный процесс, применяемый на предприятии, характеризуется широкой номенклатурой производственных изделий, небольшим объемом выпуска.
Производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании.
К началу планирования заключены предварительные договоры с несколькими фирмами на изготовление товаров, а также с фирмой, осуществляющей розничную продажу товаров.
Сведения об основных конкурентах: не менее 2 конкурентов.
Режим работы предприятия определяется студентом самостоятельно.
5. Структура бизнес-плана (основные разделы)
Основными разделами разрабатываемого бизнес-плана являются:
Резюме (краткое описание проекта).
Характеристика предприятия, отрасли.
Описание товара.
Анализ рынка и основных конкурентов.
Производственный план.
План маркетинга.
Организационный план.
Финансовый план.
1. РЕЗЮМЕ должно включать следующую информацию:
цель и задачи бизнес-плана;
описание предприятия, его специализацию, предысторию его развития;
краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями они обладают применительно к настоящему бизнес-проекту;
преимущества продукции (работ, услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
ресурсы предприятия;
стратегии предприятия;
описание ситуации на рынке и в отрасли;
потребности в инвестициях, источники финансирования проекта, порядок возврата заемных средств;
риски предприятия;
экономическое обоснование и эффективность проекта.
Таким образом, резюме представляет собой обзор бизнес-плана. Его объем не более 3 страниц.
Задача резюме - в сжатой форме представить основные идеи бизнес-план, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партера, инвестора, кредитора.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ включает следующие сведения:
полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, местонахождение, банковские реквизиты;
инициатор проекта;
организационно-правовая форма предприятия;
размер уставного капитала;
характеристики менеджеров высшего звена управления (ФИО, возраст, образование, квалификация, опыт работы, какими способностями они обладают применительно к настоящему бизнес-проекту);
основной вид деятельности, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
формулировку миссии предприятия.
3. ОПИСАНИЕ ТОВАРА (с позиции потребителя), дается комплексная оценка продукта, обосновывается необходимость совершенствования продукта.
О товаре приводятся следующие сведения:
наименование, ассортимент и номенклатура;
область применения;
какую потребность удовлетворяет;
показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность, процент брака и др.);
внешнее оформление и упаковка;
патентная защищенность, свидетельства на товарный знак;
описание преимуществ планируемого к производству продукта;
слабые и сильные стороны товара (таблица 1);
сравнение с другими товарами;
основные направления совершенствования продукции.
В данном разделе необходимо разработать товарный знак – обозначение товара данного производителя, способное отличать этот товар с однородными товарами конкурентов.
Таблица 1. – Слабые и сильные стороны товара
№ п/п
Постановка вопроса при изучении слабых и сильных сторон товара
Сильные стороны
Слабые стороны
1
2
3
4
1
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентированна ваша продукция?
2
Изучены ли вами запросы ваших клиентов?
3
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам?
4
Можете ли вы эффективно довести продукцию до тех потребителей, на которых она ориентированна?
5
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:
- качества, надежности и других характеристик?
- цены?
- стимулирования спроса?
- места распространения?
6
Понимаете ли вы, на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция?
7
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции?
8
Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции с точки зрения ее существенного многообразия и степеней морального старения?
9
Проводите ли вы политику создания новой продукции?
10
Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами?
11
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой маркой, патентами?
4. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ
В данном разделе бизнес-плана следует:
оценить рынок сбыта, выявить наиболее перспективные рынки сбыта (таблица 2);
определить размеры (емкость) рынка, т.е. общей объем товаров, который покупатели определенного региона могут приобрести;
определить степень насыщенности рынка;
оценить тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшую перспективу;
оценить основных конкурентов (таблица 3).
Таблица 2. - Оценка рынков сбыта
№
п/п
Показатели
Ближайший
город или нас. пункт место-нахождения предприятия
Населенный пункт в радиусе 100км
Рынки удаленные за 100 км
1
2
3
4
5
1
Уровень спроса
2
Степень удовлетворения спроса
3
Уровень конкуренции
4
Доля потребителей, готовых купить продукцию
Таблица 3. - Анализ и оценка конкурентов
№
п/п
Характеристика конкурентов
Основные конкуренты
Первый
Второй
1
2
3
4
1
Объем продаж, натуральные показатели
2
Занимаемая доля рынка в %
3
Уровень цен
4
Финансовое положение (рентабельности)
5
Уровень технологии
6
Качество продукции
7
Расходы на рекламу
8
Привлекательности и внешний вид
9
Время деятельности предприятия, лет
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
В данном разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции и проектируемых производственных мощностей.
Структура данного раздела следующая:
схема технологического процесса и его описание;
производственная программа предприятия;
планирование потребности в основных фондах (производственных площадях, оборудовании и др.);
планирование потребности в сырье, материалах.
Производственная программа – план по производству и реализации продукции.
В производственной программе необходимо определить объем выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) в натуральном выражении по группам продукции и общий объем выпуска.
Расчет производственной программы начинается с расчета производственной мощности. Производственная мощность представляет собой максимально возможный выпуск продукции за год.
Методика расчета производственной мощности (М) должна учитывать специфические особенности производства:
для непрерывных процессов расчет производится по формуле:
М = n * П * Тэф. , (1)
для периодических процессов (с прерывным режимом работы) расчет производится по формуле:
М = n * Тэф. / Дп..ц. * З * К1 * К2 , (2)
где, n – количество единиц однотипного оборудования;
П – часовая производительность единицы ведущего оборудования в
натуральных единицах;
Тэф. – годовой эффективный фонд времени работы оборудования, ч.
Дп.ц. – длительность производственного цикла, ч.;
З – разовая загрузка сырья в натуральных единицах;
К1 – коэффициент содержания основного вещества в перерабатываемом сырье;
К2 – коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья.
Годовой эффективный фонд рабочего времени (Тэф.) рассчитывается по формуле:
Тэф. = Тном.* (100-Т)/100 , (3)
где, Тном. – номинальный фонд времени работы оборудования , ч;
Т – процент планируемых текущих простоев (ремонты, переналадка).Для расчета принимаем Т = 5 %.
Тном. = (К – В) * Ксм * Тсм. , (4)
где, К- количество дней в году;
В- число выходных и нерабочих праздничных дней;
Ксм – число смен в сутки;
Тсм. – продолжительность смены, ч.
Таблица 4. - Производственная программа предприятия
Показатели
1-ый год
2-ой год
3-ий год
Коэф-т роста объемов выпуска продук-ции
Объем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед.
Коэ-т роста объемов выпуска продук-ции
Объем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед.
Коэф-т роста объемов выпуска продук-ции
Объем выпуска прод-и с учет-м коэф-а роста в натур.ед.
1
2
3
4
5
6
7
Объем выпуска продукции 1 – всего
1,00
1,05
1,10
в том числе для реализации продукции 1 в соответствии с договорами купли-продажи
ИТОГО
Таблица 5. - Стоимость основных производственных фондов
Виды и наименование основных произ-водственных фондов
1-ый год
2-ой год
3-ий год
Коли-чест-во, шт
Цена, руб.
Всего, руб.
Коли-чест-во, шт
Цена,
руб.
Всего, руб.
Коли-чест-во, шт
Цена, руб.
Всего, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ИТОГО:
Далее рассчитывается потребность в сырье, материалах (таблица 6).
Таблица 6.- Стоимость сырья и материалов
Виды и наименования сырья и вспомогательных материалов
1-ый год
2-ой год
Коли-
чество
Цена,
руб.
Стои-
мость,
руб.
Коэф-т
роста объема
выпус-а
прод-и
Колич.
с учетом
коэф-а роста объема
Индекс цен на сырье, мат-ы, топли-во и энерг.
Цена с учетом индекса цен на сырье, мат-ы, топли-во и энерг.
Стои-мость,
руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1,05
1,06
ИТОГО
Продолжение таблицы 6.
3-ий год
Коэффициент роста объема выпуска продукции
Количество с учетом коэффициента роста объема
Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию
Цена с учетом индекса цен на сырье, материалы топливо и энергию, руб.
Стоимость,
руб.
10
11
12
13
14
1,10
1,08
6. ПЛАН МАРКЕТИНГА
В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в проведении возможностей предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
Основными элементами плана маркетинга являются:
каналы распределения товаров;
маркетинговая стратегия;
анализ ценовой политики (таблица 8) и методы ценообразования;
методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса;
реклама.
Основные функции распределения товаров заключаются, во-первых, в физическом перемещении товаров в пространстве и во времени; во-вторых, в обеспечении доступности товаров для покупателей.
Среди участников каналов распределения выделяю таких посредников, как простые посредники (агенты, брокеры, комиссионеры) и торговцы (оптовые и розничные).
Схемы возможных каналов распределения товаров с участием торговцев приведены на рис. 1.
Производитель
Потребитель
Производитель
Розничный
продавец
Потребитель
Производитель
Оптовый
продавец
Розничный
продавец
Потребитель
Производитель
Оптовый
продавец
Мелкооптовый продавец
Розничный продавец
Потребитель
Рисунок 1. Схема возможных каналов распределения товаров
Маркетинговая стратегия – это часть общей стратегии предприятия, одна из ее функциональных стратегий, поэтому в основе плана маркетинга лежат стратегические цели.
Вбираем маркетинговую стратегию проникновения с товаром на свободный сегмент рынка.
Ценовая политика в маркетинге заключается в том, что организация устанавливает на свои товары такие цены и так их изменяет в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных целей.
Ценовая политика разрабатывается на основе маркетинговой стратегии.
Выбираем ценовую стратегию. Выбор проводится из следующих типовых ценовых стратегий:
стратегия ценового прорыва (цены несколько ниже, чем у конкурентов);
стратегия «снятия сливок» (цены несколько выше, чем у конкурентов);
цены примерно на уровне цен конкурентов.
Практика установления цен проявляется в ориентации на издержки, на спрос и конкурентов. Указанные направления дают возможность определить границы, в которых принимается маркетинговое решение об установлении цены: нижний предел цены определяется размером издержек, верхний – спросом на рынке.
В зависимости от конкретной ситуации на рынке могут быть использованы следующие методы ценообразования:
1. Стимулирующие:
бонусные скидки постоянным клиентам;
скидки за плату наличными;
скидки за количество покупаемого товара;
сезонные скидки;
скидки-зачеты (сдача старой вещи в счет оплаты приобретаемого товара.
2.Ассортиментные:
ценовые линии (диапазон цен в рамках товарного ассортимента);
цены выше номинала (широкий выбор дополнительных товаров к базовому товару);
цены с приманкой (основной товар по доступно цене, а дополнительный – по повышенным ценам);
цена за комплект (более низкие цены на основной продукт за счет реализации побочного);
цены на сопутствующие товары (наценки на обязательные сопутствующие товары).
3. Конкурентные:
ценовые воины (повышение и понижение цен);
цены «снятия сливок»;
цены проникновения;
цены по кривой освоения (между ценами «снятия сливок» и проникновения).
4.Дифференцированые:
по месту нахождения покупателей на разных территориях;
по времени года, суток;
по контингенту потребителей (например, студенты, пенсионеры);
по количеству продаваемой продукции в одной партии.
5. Методы ценообразования с ориентацией на издержки.
6. Метод определения цены с ориентацией на спрос (метод оценки реакции потребителей – потребительской оценки).
7. Метод ценообразования по доходу на капитал.
8. др.
Таблица 8. - Анализ ценовой политики
№
п\п
Постановка вопроса при исследовании объекта или метода его анализа
Прогноз положения дел, оценка
1
2
4
1
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?
2
Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены?
3
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?
4
Как относятся покупатели к установленным вами ценам?
5
Используется ли предприятием политика стимулирующих цен?
6
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?
7
Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным потребителям?
Отдельные пункты таблицы 8 заполняются после установления цен на запланированную продукцию.
Основным методом ценообразования являются «издержки + прибыль».
Определение цены (Ц) этим методом производится по формуле:
Ц= (С+П) + НДС, (5)
где, С- полная себестоимость единицы продукции, руб.;
П- планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.;
НДС- налог на добавленную стоимость (18% или 10%), руб.
Далее рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене по формуле:
Кэ = (Q2-Q1)/(Q1+Q2) ( (Р2- Р1)/(Р2+Р1), (6)
где, Q1 , Q2 – объемы продаж планируемого предприятия и основного
конкурента, ед.;
Р1, Р2 – цены единицы продукции планируемого периода предприятия и
основного конкурента.
Если Кэ ( 1, то спрос эластичен по цене, т.е. изменение цены продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах больше чем на 1 %.
Если Кэ ( 1, то спрос неэластичен по цене, т.е. изменение цены единицы продукции на 1 % повлечет изменение объема продаж в натуральных единицах меньше чем на 1 %.
В части рекламы описываются тип (товарная или фирменная), средства распространения (прямая, в прессе, печатная реклама, наружная реклама, теле- и радио- реклама, на транспорте, сувенирная). Расходы на рекламу определяются в разделе «Финансовый план».
7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
состоит из следующих элементов:
организационная структура управления предприятием;
потребность в персонале, заработная плата;
кадровая политика предприятия.
Организационная структура предприятия представляет собой способ и форму объединения работников предприятия для достижения поставленных перед ней целей. Организационная структура оформляется в виде схемы. При описании организационный структуры необходимо показать, какова структура управления предприятием, кто и чем будет заниматься, как структурные подразделения будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность. Организационную структуру предприятия рекомендуется представить в виде схемы.
Виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, матричная и др.
Далее в бизнес-плане необходимо представить информацию о потребности в персонале по категориям, определить численность работников явочную и списочную, режим рабочего времени, рассчитать баланс рабочего времени, описать форму привлечения к труду работников (постоянная работа, совместительство, надомная работа и др.), описать применяемые на предприятии системы оплаты труда работников и рассчитать заработную плату.
Таблица 9. - Потребность в персонале по категориям
Категория, наименование должности
Описание выполняемой работы
Форма привлечения к труду
Уровень квалификации
1
2
3
4
Таблица 10. – Годовой фонд оплаты труда руководителей, специалистов, служащих
Наименование должности
Числен-ность
Оклад за месяц, руб.
· окладов за месяц, руб
кол3*12
Зпремия, руб.
Зр.к., руб.
Зосн., руб.
Здоп., руб.
Итого ФОТ, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Руководители всего
в том числе
2. Специалисты всего
в том числе
3. Служащие всего
в том числе
ИТОГО
4
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют его в стоимостном варианте.
При разработке финансового плана необходимо:
составить: план издержек (себестоимости продукции), отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств;
рассчитать точку безубыточности;
составить план по рискам;
определить показатели финансово-экономической целесообразности реализации проекта.
Расчет издержек производства (калькуляция) приводится укрупнено и подразделяются на переменные, зависящие от изменения объемов производства продукции, и постоянные, не зависящие от изменения объемов производства и рассчитываются на весь объем выпускаемой продукции (таблица 16).
Таблица 11. - Себестоимость продукции, руб.
Показатели
1-ый г. при объеме производства
------------шт
2-ой г. при объеме производства
------------шт
3-ий г. при объеме производства
------------шт
на
ед. про- дукции
ВСЕГО
на
ед.про-дукции
ВСЕГО
на ед.про-дукции
ВСЕГО
1
2
3
4
5
6
7
1.Сырье и материалы
2.Топливо на технологические цели
3.Электроэнергия на технологические цели.
4.Затраты на оплату труда основных рабочих
5.Начисления на заработную плату основных рабочих
(страховые взносы 30,2% от ФОТ)
6.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
7.Цеховые расходы
ИТОГО цеховая себестоимость
8. Общезаводские расходы
ИТОГО производственная себестоимость
9. Внепроизводственные расходы
ИТОГО полная себестоимость продукции
Таблица 11 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательных таблиц 12, 13 и дополнительных расчетов.
Затраты на топливо и электроэнергию определяются умножением плановой потребности в тепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы.
Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых расходов осуществляется по укрупненным нормативам, приведенным в таблице 12, 13.
Таблица 12. - Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Наименование статей расходов
Пояснения к расчетам
Сумма, руб
1
2
3
1. Содержание и эксплуатация оборудования
2% от стоимости оборудования
2. Ремонт оборудования
5 % от стоимости оборудования
3.Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих
см. таблицу 15
4. Страховые взносы
30,2% от ФОТ вспомогательных рабочих
5.Амортизация оборудования
10% от стоимости оборудования
6. Прочие расходы
15% от суммы предыдущих расходов
ИТОГО
Сумма амортизационных отчислений за год линейным методом определяется по формуле:
А = С перв. * На / 100 , (12)
где С перв. - первоначальная стоимость объекта основных фондов, руб.
На – норма амортизации, %.
На = 1/к * 100, (13)
где к – срок полезного использования объекта, лет.
Таблица 13. – Смета цеховых расходов
Наименование статей расходов
Пояснения к расчетам
Сумма, руб.
1
2
3
1.Фонд оплаты труда руководителей специалистов, служащих
см. таблицу 14
2. Страховые взносы
30,2% от ФОТ руководителей, специалистов, служащих
3. Аренда зданий и сооружений
4. Затраты на охрану труда
10 % от ФОТ работников
5. Прочие цеховые расходы
20 % от суммы предыдущих статей
ИТОГО
Общезаводские расходы рассчитываются либо прямым счетом в виде соответствующей сметы либо укрупнено в размере 15 % от цеховой себестоимости.
Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции (в том числе расходы на рекламу), принимаются укрупнено в размере 2 % от производственной себестоимости.
Затем составляется отчет о доходах и расходах (таблица 14).
Таблица 14. - Отчет о доходах и расходах, руб.
Показатели
1-ый год
2-ой год
3-ий год
1
2
3
4
1. Доходы (выручка) от реализации (без НДС)
2. Полная себестоимость продукции
3. Балансовая прибыль
(стр. 1 – стр. 2)
4. Налог на имущество организации
5. Налог на прибыль
6.Чистая прибыль
(стр. 3- стр.4,5)
Доход от реализации продукции определяется по формуле:
Дреал. =
·Vi * Цi , (14)
где, Vi – объем продаж i-ого вида продукции в натуральном выражении;
Цi – цена i-ого вида продукции без НДС, руб.
Налог на имущество организаций определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества и налоговой ставки 2 %.
Налог на прибыль организаций определяется исходя из балансовой прибыли и налоговой ставки 20 %.
Затем составляется баланс денежных средств с тем, чтобы определить, достаточно ли денежных средств у предприятия для осуществления нормального бесперебойного процесса производства (таблица 15).
Таблица 15.- Баланс денежных средств, руб.
Показатели
1-ый год
2-ой год
3-ий год
1
2
3
4
1. Денежные средства на начало года
2. Денежные поступления всего
в том числе:
доход (выручка) от продажи с НДС
поступление кредитных средств
3. Платежи на сторону всего:
в том числе:
затраты на производство и реализацию продукции
затраты на приобретение основных фондов
уплата процентов за кредит
погашение кредита
уплата налога на имущество организаций
уплата НДС
уплата налога на прибыль организаций
4. Баланс денежных средств на конец периода
Таблица №16
Наименование показателя
Формулы для расчета
1-ый год
2-ой год
3-ий год
1
2
3
4
5
2.Рентабельность продаж, %
R = Пч / Дреал. * 100,
где, Пч – чистая прибыль, руб.
3. Рентабельность продукции, %
R = Пч / С * 100 ,
где, Пч – чистая прибыль, руб.
Источники информации
Арустамов Э.А. и др. Организация предпринимательства: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, МУПК, 2010.
Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20012. – 272 с.
Басовский Л. Е. Маркетинг: Учебное пособие – М.: Инфро – М., 2011. -134с.
Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании: практическое пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – М.: Издательство «Омега – Л», 2011. – 350 с.
Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: финансы и статистика, 2010. – 418 с.
Боков В.В. и др. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике. – М.: ПРИОР, 2012
Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011.
Гражданский кодекс Российской Федерации /ч. 1 и 2/.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, – 245 с.
Мурахтанова Н. М, Ерёмина Е. И. Маркетинг: Учебное пособие. – М: Академия; Мастерство, 2012 – 208с.
Налоговый кодекс Российской Федерации /Часть 1 и 2/.
Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг: Учебное пособие/ Под ред. В. М.. Власовой. – М: Финансы и статистика, 2010. – 528с.
Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Под ред. А. С. Пелиха. Изд. Второе, испр. И доп. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012.- 336 с.
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012. – 164 с.
Предпринимательство: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2010.
Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Под ред. В.М. Попова. _ М.: КноРус, Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 360 с.
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011. -560 с.
Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. -160 с.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: РЛД, 2011. – 272 с.
Краснотурьинский индустриальный колледж
ЗАДАНИЕ
для практической работы студенту(ке), группы ___________специальности___________
________________________________________________________________________
по дисциплине ___________________________________________________________
Тема практической работы_________________________________________________
________________________________________________________________________
Исходные данные работы:_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сроки выполнения практической работы
с «___» ______________ 20__ г. по «___» ______________ 20__ г.
Руководитель:____________________________________________________________
Дата выдачи задания: «___» ______________ 20__ г.
Задание получил: _______________________________________
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «КИК»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация коммерческой деятельности»
по теме: Бизнес – план по открытию .
Студент
группы АТ-12, курс 4 Иванова Сергея Сергеевича
специальность 23.02.03.
«Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта»
Руководитель Тихонова Ирина Евгеньевна
Оценка _____________________
Подпись преподавателя _______
«_____» _______________ 2016 г.
Краснотурьинск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc377159916" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc377159916 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc377159917" 14ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc377159917 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc377159918" 141.1. Понятие и сущность бизнес-плана 13 PAGEREF _Toc377159918 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc377159919" 141.2. Структура и функции бизнес-плана 13 PAGEREF _Toc377159919 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc377159920" 142. БИЗНЕС-ПЛАН ПО ОТКРЫТИЮ 13 PAGEREF _Toc377159920 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc377159921" 142.1. Резюме 13 PAGEREF _Toc377159921 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc377159922" 142.2. Общая характеристика предприятия, продукция 13 PAGEREF _Toc377159922 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc377159923" 142.3. Анализ рынка и основных конкурентов 13 PAGEREF _Toc377159923 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc377159924" 142.4. Производственный план 13 PAGEREF _Toc377159924 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc377159925" 142.5. План маркетинговой деятельности 13 PAGEREF _Toc377159925 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc377159926" 142.6. Организационный план 13 PAGEREF _Toc377159926 \h 14281515
13 LINK \l "_Toc377159927" 142.7. Финансовый план 13 PAGEREF _Toc377159927 \h 14331515
13 LINK \l "_Toc377159928" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc377159928 \h 14381515
15
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915