Использование комнатных растений в качестве наглядного материала при изучении биологии




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Рогозина Лидия Шакуровна
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Ключевые слова: систематика, классификация, отделы растений, вид, признаки вида.
Аннотация. В статье рассматривается понятие вид как систематическая единица. В статье рассматривается как расширить представления обучающихся о виде, используя в качестве наглядного материала комнатные растения в биологическом кабинете. Знакомство с основными отделами растений начинается в 5 классе, их изучение продолжается в 6-м классе. При изучении основных семейств цветковых растений можно добавить изучение семейства Бегониевые, наглядно продемонстрировав многообразие данного семейства, научить детей работать с определителем на живых реальных объектах. В 9 классе идет обобщение биологических знаний. Девятиклассники рассматривают понятие вида как основной систематической единицы, практически определяют морфологические критерии вида.
Принцип наглядности является одним из основных принципов, реализуемых на уроках биологии. В век информационных технологий, когда доступна практически любая информация особенно важно воспитание любви у школьников любви к окружающей природе. А любовь к ней начинается с малого. С любви к красивому цветку, маленькому жучку или паучку. С интереса, с которым разглядывают дети окружающий мир. Порой самое привычное окружение оказывается полным чудес и загадок. Виртуальные лаборатории не вносят такого ощущения открытия мира, как реальные наблюдения за живыми объектами. Теряется чистота изображения, теряются звуки и запахи. Восприятие становится чисто механическим. Поэтому при любой возможности учителю биологии нужно использовать на уроках натуральные (желательно живые) объекты.


Использование комнатных растений при изучении основных отделов растений
Изучение растений в 5 классе мы начинаем с низших растений и заканчиваем высшими цветковыми растениями. В процессе изучения отделов мы выявляем их отличительные признаки и сталкиваемся с такими понятиями как «систематика» и «иерархия» [1]. Можно рассмотреть отделы растений, а затем сравнить их. При изучении водорослей хорошими объектами для изучения являются такие аквариумные растения, как спирогира (тина), хара и нителла, по виду напоминающая хвощ или роголистни
·к. В аквариуме можно возделывать мох - риччию плавающую, довольно неприхотливое растение. Из папоротников можно поселить марсилею, а из цветковых элодею канадскую [2]. При изучении растений сообщаем детям необычные факты из жизни растений, имеющихся в кабинете. Можно также привлечь обучающихся для подготовки небольших сообщений «Необычное рядом» о наших зеленых соседях.
Одним из важных умений школьников – умение работать с определителями растений. Как правило, в школе используют гербарный материал, ограничиваясь, порой виртуальным определением растений [3]. При работе над проектом «Эти чудесные бегонии» в нашем кабинете было собрано больше десяти видов различных бегоний. Я решила использовать эти растения в качестве объектов для определения разных видов бегоний. Мы выделили общие для всех бегоний признаки, выделили признаки, присущие только отдельным видам и составили определитель для растений семейства Бегониевые. Для определения были выбраны такие виды как бегония краснолистная, бегония коралловая, бегония воротничковая, бегония вечноцветущая, бегония Бауэра, бегония металлическая и бегония королевская. Обучающиеся успешно справились с определением разных видов бегоний.

Использование комнатных растений на уроках биологии в качестве наглядных пособий обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления. Ведь еще Я.А.Коменский утверждал, что привлечение к обучению всех органов чувств является «золотым правилом дидактики» [4]. А наглядность была и остается одним из важнейших дидактических принципов, реализуемых на уроках биологии.
Список литературы
Кожанова Т.Л. Урок «Понятие о систематике как разделе биологической науки». Биология в школе. №8/2008. Стр.27-29.
Махлин М. Д., Солоницына Л. П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 144 http://sivatherium.narod.ru/library/Mahlin_2/glava_01.htm
Наглядная биология [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. _ М. Асадема, 2003. Стр. 185-186.
15