Выступление на педсовете по теме: Реализация принципа метапредметности в процессе обучения школьников
Содержание выступления: « Реализация принципа метапредметности в процессе обучения школьников »
слайды
Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашего лицея!
Своё выступление я бы хотела начать со слов:
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Задача поставлена. А как этого добиться? Что необходимо нам с вами сделать, чтобы эти слова воплотились в жизнь?
Предмет нашего разговора - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
На мой взгляд, данный принцип требует от нас с вами особого осмысления и понимания значимости в наше время.
Говорят, новое это хорошо забытое старое.
Метапредметное преподавание было широко распространено в 1918 году, так как после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Данное преподавание отражено в « Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.
Метапредметное обучение разделялось на две ступени:
Первая ступень – младшая (на этом этапе гуляли, рассказывали о окружающей действительности, происходящем. Цель: дать целостное представление об окружающем мире.
Старшая ступень – на этой ступени проводили с детьми дискуссии и диспуты. Учили аргументировано доказывать и отстаивать свою позицию, свою точку зрения, приводить факты и аргументации на базе полученных знаний.
У такого подхода в образовании были свои плюсы и минусы.
(+) дети могли привлекать различные источники, проявлять самостоятельность, формирование собственной позиции.
(-) отказались от традиционных учебников, появились россыпные учебники, нет систематизации.
В 30е годы данный подход осудили. А в 1932 году вернулись к предметному обучению.
С этого момента траектория образования выстроилась надолго. Причём не только в России, но и во всём мире.
Жизнь не стоит на месте. Всё течёт, всё изменяется. Новое время, новые проблемы, новые требования.
Школа ХХ века и школа ХХ1 века. Переход, смена парадигм в системе образования, условий при которых нужно меняться и нам и ученикам, всё это требует особых усилий и смелости.
Не умоляя всех достоинств предметного обучения мы не должны забывать и о проблемах, стоящих, прежде всего в разобщённости, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. И т.д. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как-то по-другому?
Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное – это хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыркаться» в чужую. Сколько раз мы пытались объединить, соединять историю и литературу и наоборот, и порой у нас за редким исключением ничего не получается (то эпоха не соответствует изучаемому литературному произведению, то литература, не затрагивает особенности развития эпохи, её специфику, историческую обстановку перед изучением произведения).
В новых условиях существования России и мира (процесс глобализации, информатизации) происходит пересмотр социальных требований к образованию. Вызовы ХХI века требуют решения проблем, в условиях междисциплинарного взаимодействия, требует от учителя изменения подхода в системе образования. И это наша с вами очередная задача.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 года) определяет, что учащийся должен уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся, вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности
Поскольку мы с вами учителя практики, то для нас встаёт важный вопрос:
Является ли реальным в современных условиях учителю практику реализовать метапредметные принципы в процессе образования? И решить одну проблему: найти и адаптировать к преподаваемым нами предметам наиболее эффективные, оптимальные элементы метапредметного подхода.
Говоря о метапредметности, мы подразумеваем:
1. Смену парадигм в образовании от ЗНАНИЕВОЙ к ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ.
Парадигма – от греческого «пример, модель, образец» - совокупность фундаментальных научных установок и представлений. В современной ситуации в российском образовании смена парадигм означает глобальную перестройку дидактических задач и целей. В этом кроется основная проблема для педагогов!
в ЗНАНИЕВОЙ парадигме отбор «содержания образования» строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности, в методическом плане основывался на стратегии: Информирования.
в ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ – он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности и стратегии: Оспособления.
Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса. В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ парадигме в центре внимания СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметной области.
Тогда возникает главный методический вопрос, который ставит перед собой каждый учитель, формулируется НЕ – «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», А «На каком предмете проверить «знание» деятельности?»
2. Что такое метапредметность, метарезультаты, метазнание?
Метапредметность - способ формирования мышления, принцип интеграции содержания образования.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы
Метапредметные программы
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
Метапредметный урок
Предметный урок + метапредметная тема
Метапредметные задания
Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты
2. Метапредметность по Ю.В. Громыко. ( слайд) Работа «Метапредмет и проблема» Сайт
Юрий Вячеславович Громыко российский психолог, педагог, методолог. Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы.
В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
Что такое метапредмет “Мета” - «за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета.
Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, «Задача”, “Слово” и др.
Традиционный подход
Метапредметный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.
2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Что это означает?
Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории, обществознания и т. д., запоминает важнейшие определения понятий.
Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это, как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий, с помощью которых сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
В рамках метапредмета «Знание» формируется, свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д.
Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них техника «знающего не-знания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, это, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто.
Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории различные таблицы с данными; на геометрии чертежи фигур и сами фигуры; на физике формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.).
За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Фиксировать суть, следствие, основу. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер скрытых, по сей день неразрешимых проблем, формирование собственной позиции относительно данного события.
На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу.
Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.
Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Без этого групповая работа оказывается фиктивной, так как, даже сидя в группе, учащиеся фактически работают индивидуально. От учителя полностью зависит эффективность управления процессом работы в детской группе, поскольку учитель должен работать с множеством различных версий, показывать школьникам принципиальные логические различия между ними.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. (исторические, правовые, задачи – ситуации с привлечением знаний из различных научных областей)
При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока.
Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью и учениками, и учителями.
Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов ( А.А.Кузнецов)
Пути формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках конкретной предметной области
- использование межпредметных связей;
- реализация интегративного подхода.
Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
В практике работы возможны следующие программы:
«Учимся проектировать»
«Свободная самостоятельная работа»
«Как стать успешным»
«Культура познания»
«Культура мышления»
«Основы исследовательской деятельности» и др.
По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат, а также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно использовать метапредметные темы на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Такими метапредметными темами могут быть:
Определение и понятие
Постановка проблемы
Рисунок и схема
Знание и информация
Цель и задачи
Роль и позиция
Модель и способ
Структура и процесс и т. д.
Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание.
Метапредметное задание включает в себя объединение знаний ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.).
Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции. Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуации неопределенности;
ситуации неожиданности;
ситуации конфликта;
ситуации опровержения;
ситуации предположения.
Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например:
«Мой город»
« Я и МЫ»
«Грамотный покупатель
При их создании, у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности,
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
Деятельностный подход;
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
УДЕ;
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; (ребёнок забудет основные даты и события, но если будет помнить причинно следственные связи
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
умение отстаивать свою собственную точку зрения
Таким образом, начиная работу по реализации метапредметности, необходимо осознавать, что меняется сам учитель, его подход к структуре урока.
Комбинированной урок, школьную лекцию, повторение и обобщение пройденного материала никто не отменял. Но нельзя зацикливаться на узкой специализации, необходимо интегрировать, извините подтягивать предметы друг к другу. Отсюда стоит серьёзная проблема по повышению квалификации.
Ведь метапредмедный принцип это:
Подход (изменение подхода)
Структура урока (изменение структуры урока)
Сам учитель, его менталитет (меняется)
Повышение квалификации учителя (начиная от школьного уровня до городского и регионального.)
Предъявляются и новые требования к профессиональной успешности
Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития, где можно его соединить, а где нельзя. В результате этого выстраивается некий зигзаг соприкосновения с другими предметами и линия самостоятельного развития.
И закончить хотелось бы словами в. В. В. Давыдова
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей».
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
15