Задания по развитию познавательной деятельности для детей с глубокими нарушениями интеллекта

Задания по развитию познавательной сферы

Задание 1. "Выбор родственных слов" (способность к обобщению)
Назвать слова, близкие друг к другу по существу:
-заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;
-соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;
-вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.

Задание 2. "Сравнение слов"
"Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.
- Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое - из этих слов короче? Почему?
- Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?
- Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?
- Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему?
- Какое слово больше: "мышка" или "мишка"?
- Какое слово короче: "усики" или "усы"?
Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы.

Задание 3. "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр.

Задание 4. Развитие пространственных представлений
1. Отработка понятий "правый" и "левый".
2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу па стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.
3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
5. Использование игр с постройками из кубиков.
6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
8. Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.
9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.
10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный -короткий (хвост), широкий - узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).
11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и приведены рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:
- Выше какого предмета находится... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее... (мяча)? Что находится левее... (мяча)?
- Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?


Задание 5. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)
Задаются одно-три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Задание 6. "Сосчитай слова" (слуховой вербальный анализ)
Учитель зачитывает по одному предложению текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.
Примерный текст для предъявления:
Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.

Задание 7. Овладение числовым рядом и его свойствами.
А. Ученику предлагаются задания на:
прямой счет (сосчитать до 10, начиная с 3, 5, 8; сосчитать до 30, начиная с 21, 24, 27; сосчитать до 70, начиная с 62, 66, 69; сосчитать от 90 до 100, от 193 до 203, от 999 до 1003, от 3141 до 3151;
обратный счет (сосчитать от 10 до 1, от 30 до 20, от 72 до 62, от 101 до 91, от 203 до 193, от 1003 до 999, от 3151 до 3141).
Отмечаются: а) все случаи, когда ученик, чтобы начать обратный счет, сначала обращается к прямому счету; б) сравнить легкость и скорость обратного счета и прямого счета; в) на каком Уровне обратный счет еще безошибочен; г) различия в уровнях прямого и обратного безошибочного счета.

Задание 8. "Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов)
Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и по количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.
Задания на классификацию.
На математическом материале.
1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:
3 + 1 4-1 5 + 1 6-1 7+1 8-1 и т.д.

2. Решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:
3 + 2 4 + 5 4+1 10-1 6 + 4 6-3 9-2 7-2 6+-1 3+4

3. Разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 91, 84, 51, 61, 82, 71, 87 37, 61, 57, 34, 81, 64, 27 62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68

4. Определить основания для классификации:
13-4 6-1 7 + 2 16-9 3 + 2 6 + 3

На наглядном материале.
Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.
Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

Задание 9. ''Отдели слова" (понимание смысла)
Подготовить 20-30 карточек, на одних из них написаны слова (дорога, море, кот...), на других- псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (олубет, вунке, страл...). Предлагается карточки со словами сложить в одну сторону, а с псевдословами - в другую.

Задание 10. Задания на воображение
А. "Отгадай, что я задумал, и дорисуй"
Ученик задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик (или взрослый) должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Б. "Нарисуй картинку"
Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку. Примерные элементы для дорисовывания:

Задание 11. "Подбери синонимы "
Ученика просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению. Примерные наборы слов:
Бережно размышлять
Бросать кинокартина
Думать такой же
Одинаковый любой
Всякий осторожно
Счастливый удачливый
Фильм кидать

Задание 12. "Деформированные предложения" (вербальный анализ)
А. "Склеенные предложения". Ученика просят разделить вер" тикальными линиями слова и расставить точки в тексте.
КОРОТОКЗИМНИЙДЕНЬСИНИЙСУМРАКВЫПОЛЗИЗЛЕСАИПО ВИСНАДСУГРОБАМИРЕЗКОСКРИПЕЛПОДНОГАМИСНЕГНАНЕБЕ ВЫСТУПИЛИЗВЕЗДЫМОРОЗКРЕПЧАЛВОТИСТОРОЖКАЛЕСНИКА ВЬЮГИНАМЕЛИБОЛЬШИЕСУГРОБЫСНЕГАМАЛЕНЬКУЮСТОРОЖ КУБЫЛОЧУТЬВИДНОМЫЗАТОПИЛИПЕЧКУЯРКОПЫЛАЛОГОНЬН АМСТАЛОТЕПЛО
(Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звезды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.)

Б. "Спрятанные предложения". В каждом ряду букв нужно найти "спрятанные" слова и составить с ними предложение.
1)МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ
(Ночью был шторм)
2)ТЧРОЫДЕТИШАОСИВБЯЛЮБЯТЫМИДЧИТАТЬШРАРВКНИГИ
(Дети любят читать книги)
3)ФДБЕЛЫЕЗЧРЦВЕТЫЖВАОЧВРАСПУСТИЛИСЬЛБВНАВОГЯБ ЛОНЯХЛ
(Белые цветы распустились на яблонях)
4)АЫРЕКАПСТВЛСОСВОБОДИЛАСЬВЩЙЦОТФВДАЛЕДЯНОГО МСПЛЕНА
(Река освободилась от ледяного плена)
5)ЗВУДОЛГУЮВЧЯЗИМУЖЫОГЛУХАРЬЖБАСДРЕМАЛШЫДЯБ ПНОЧАМИПДСПОДБЩАВЫНТСНЕГОМ
(Долгую зиму глухарь дремал ночами под снегом)

В. "Рассыпанные предложения". Ученика просят "собрать" предложения, т.е. расположить слова в правильном порядке.
1. Сосулька, крыше, на, длинная, висит
(На крыше висит длинная сосулька)

2. Рощу, мы, летом, в, часто, ходим.
(Летом мы часто ходим в рощу)

3. Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст.
(В самом центре сада расцвел розовый куст)

4. Снова, берегу, дельфин, к, минут, подплыл, несколько, через.
(Через несколько минут дельфин снова подплыл к берегу)

5. Но, весеннее, в, холодно, солнце, тени, печет, сильно, еще.
(Весеннее солтще сильно печет, но в тени еще холодно)

Задание 13. Запомни слоги и слова (развитие слуховой оперативной памяти)
А. "Магнитофон"
Ученику с паузами называются слоги, из которых он должен сложить слово. Начинать с двусложного слова, затем перейти к трехсложному и т.д., постепенно удлиняя цепочку слогов.
В более сложном варианте ученику называются слоги, паузы между которыми заполнены другими словами. Например: "Первый слог в слове КО, за ним идет второй слог ТЕ, после него следует последний слог НОК. Назови слово (КОТЕНОК)".

Б. "У кого ряд длиннее?"
Называется какое-либо существительное, например КОТ. Ученик его повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет еще слово, например ГРУША. Ученик повторяет все слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д. Цель задания - запомнить как можно больше слов.
Примеры цепочек слов:
1. Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.
2. Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружье, вертолет, автобус, одеяло, арбуз, мыло.


Игры для развития внимания, воображения, скорости мышления

«САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО»
Все становятся в круг и выбирают одного человека (добровольца), который выходит за дверь. Среди оставшихся в кругу выбирается водящий, который будет менять движения в группе. Всем участникам необходимо повторять то движение, которое начнет делать водящий. При этом нужно это делать незаметно (не смотреть на водящего в упор), чтобы не выдать его. Игра начинается стандартно - с хлопков в ладоши и присказки «САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО». Услышав эту присказку, из-за двери выходит доброволец, обязательно становится в центр круга и начинает угадывать, кто же водящий. Дети в кругу продолжают приговаривать «САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО» и вслед за водящим менять движения. Доброволец угадывает. Если есть желание усложнить игру, можно ограничить число попыток для добровольца. После того как водящий обнаружен, он выходит за дверь вместо добровольца, который становится в круг. (То же происходит и в случае неправильного ответа.)

«НАЙДИ И КОСНИСЬ»
В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься.
Итак, найдите и коснитесь:
чего-либо красного;
холодного на ощупь;
шершавого;
того, что весит примерно полкилограмма;
круглого;
железного;
голубого;
того, что имеет толщину 100 мм;
прозрачного;
вещи длиной примерно 80 см;
вещи весом около 65 кг;
зеленого;
из золота;
тяжелее 1000 кг;
чего-нибудь, что легче воздуха;
части одежды, показавшейся вам шикарной;
руки, которую вы находите интересной;
чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного;
того, что двигается ритмично;
числа 15;
слова «свобода».


15