Проект урока по ОПК Древнейшие чудотворные иконы
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Кирюшкина Елена Ивановна
Район
Кулебакский
Место работы
МБОУ СОШ №8
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Основы православной культуры
УМК
«Основы православной культуры» А. В. Бородиной
Тема урока
Древнейшие чудотворные иконы
Тип урока
Комбинированный
Цель, задачи
Сформировать понятие - чудотворные иконы и то, как почитаются в православном мире эти святыни;
развивать умение анализировать учебный материал, работать в группах;
воспитывать потребность уважительно относится к чувствам верующих, терпимость.
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор
Дидактическое обеспечение
Презентация к уроку, аудиозаписи, карточки с текстами стихотворений, сигнальные карточки
Планируемые результаты урока
Личностные
Урок будет способствовать формированию у обучающихся интереса к учению, формированию собственной точки зрения, стремлению к самопознанию и самосовершенствованию, формированию системы нравственных ценностей, оценке событий и действий с точки зрения моральных норм.
предметные
обучающиеся получат информацию о том, что такое чудотворные иконы и как они почитаются в православном мире
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
обучающиеся будут совершенствовать умение формулировать и удерживать учебную задачу, определять цель учебной деятельности, оценивать свои знания и знания одноклассников;
будут совершенствовать умения находить информацию и ориентироваться в ней, работать с информацией в виде схем, текстов, перерабатывать информацию, будут мыслить самостоятельно, сравнивать, анализировать, группировать явления и факты, делать выводы;
обучающиеся будут стремиться к сотрудничеству, проявят умение договариваться,
аргументировать свой выбор, осуществлять само и взаимоконтроль.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Самостоятельная работа тестового характера, самоконтроль, взаимоконтроль, обратная связь (сигнальные карточки).
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
учебный комплект «Основы православной культуры»
Дополнительная
учебная литература других УМК
Интернет-ресурсы
портал НИРО по курсу ОРКСЭ, сайты школ
ЭОРы
Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Игра «Поздороваемся пальчиками» и вступительное слово учителя способствуют
созданию позитивного микроклимата в классе, начало урока.
Участие в игре пальчиками в парах способствует раскрепощению детей, дети учатся взаимодействовать
Личностные УУД: способствуют развитию положительной мотивации к учению.
Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Создание проблемной ситуации
Чтобы раскрыть тему урока надо ответить на вопрос:
-Как называются иконы, которые умеют творить чудеса?
- Кто почитает эти иконы?
- Как мы должны проявлять уважение к чувствам верующих?
Принятие проблемной ситуации. Ответы на поставленный вопрос, выдвижение гипотез и аргументация,
формулирование с помощью учителя цели урока
Личностные: формирование своей точки зрения, аргументация
Познавательные: постановка и решение проблемы, работа со схемами- моделями, анализ явлений и фактов.
Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности.
3. Выявление места и причины затруднения. Объяснение нового, заполнение схем - таблиц Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель организует коллективную работу по заполнению схем - моделей (решение проблемы),
Сообщает информацию о предмете знания, где дети затрудняются - просмотр видеоролика «Чудотворные иконы Божией Матери»
Работают коллективно, решают проблему, рассуждают и понимают, что не все знания они сумели открыть.
Личностные: : формирование своей точки зрения, аргументация
Познавательные: постановка и решение проблемы, работа со схемами- моделями, анализ явлений и фактов.
Коммуникативные: : умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает детям после просмотра презентации «Древнейшие чудотворные иконы» заполнить недостающие окошки
схем
Смотрят презентацию «Древнейшие чудотворные иконы» и открывают то, о чем не смогли догадаться самостоятельно, заполняют схему до конца, делают вывод
Личностные: формирование своей точки зрения, аргументация
Познавательные: постановка и решение проблемы, работа со схемами - моделями, анализ явлений и фактов.
Коммуникативные: : умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Учитель подводит детей к выводу:
«У каждой иконы своя история на Русской земле, свои отношения с православным народом России, свои празднования»
Коллективная работа. Дети делают вывод и читают статью о чудотворных иконах в учебнике.
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Познавательные: анализ, синтез учебного материала
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Организация коллективной работы, анализ отрывка из стихотворения М. А. Волошина «Владимирская Богоматерь»
Минутка отдыха - аудиозапись
Произведения П.И.Чайковского «Милость мира»
Коллективное обсуждение стихотворения.
Выводы.
Отдых под музыку П.И.Чайковского « Милость мира» и ответ на вопрос о характере произведения.
Личностные: ориентация на моральную норму, формирование системы нравственных ценностей.
Коммуникативные
умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
Анализ, синтез, обобщение, самостоятельность мышления
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организация дифференцированной групповой самостоятельной работы по степени самостоятельности и помощи, а также ее проверки.
Самостоятельная работа в группах в тетрадях на печатной основе, взаимоконтроль
Личностные: ориентация на моральную норму, формирование системы нравственных ценностей.
Коммуникативные
умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
Анализ, синтез. обобщение, самостоятельность мышления.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Учитель обобщает все, что дети высказали и организует
коллективную работу по выполнению теста ( применяется обратная связь - сигнальные карточки), который позволит увидеть степень усвоения изученного и подвести итог урока.
Коллективно решают тестовые задания и с помощью сигнальных карточек осуществляют само и взаимоконтроль, делают выводы по итогам урока.
Личностные: самооценка. мотивация на дальнейшую работу
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль
Познавательные: развитие самостоятельности мышления, анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: учебное сотрудничество
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Учитель организует оценивание детьми работы на уроке и задает
дифференцированное домашнее задание по объему учебного материала.
Обучающимся предлагается
подготовить сообщение об одной из чудотворных икон (на выбор).
А детям «сильной» группы еще подготовить презентации по данной теме.
Оценивание результатов работы на уроке, принятие данной информации,
постановка цели на будущее.
Принятие новой учебной задачи.
Личностные: : нравственно-этическая ориентация, самооценка, мотивация на дальнейшую работу
Познавательные: развитие самостоятельности мышления, анализ, синтез, обобщение, принятие учебной задачи
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль
Коммуникативные: оформление мысли в письменном виде, взаимопомощь.
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Заголовок 5Заголовок 715