Дополнительная образовательная программа Школьный музей
Воскресная школа прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель воскресной школы прихода
Храма в честь
Пресвятой Живоначальной
Троицы с. Безводное
___________________
Мотева Елена Юрьевна
ПРОГРАММАМузей при воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное
Авторы :
Бурзилова Ирина Михайловна, педагог,
Кочетова Надежда Фёдоровна, руководитель музея,
Лысков Василий Петрович, педагог
Срок реализации: 3 года.
Возраст: 7-15 лет
с. Безводное
2014 год
Содержание
стр.
1
Введение.
Пояснительная записка.
3 - 6
2.
Цели и задачи программы.
7
3.
Концептуальная основа программы.
8 - 9
4.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
10
5.
Организация образовательного процесса. Формы организации и режим занятий.
11
6.
Содержание программы.
Учебно-тематическое планирование.
11 - 19
7.
Ожидаемые результаты.
20
8.
Литература.
21
9.
Приложение. Отчет о работе музея.
22 - 32
Введение.
Пояснительная записка.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этой проблемой патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интригующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними.
В этом контексте патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в годовщину начала Великой Отечественной войны дал эксклюзивное интервью РИА Новости. Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:
«Для меня патриотизм это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа».
Воскресная школа прохода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное была основа в 1993 году настоятелем храма отцом Львом и матушкой Ириной Юшковыми. В 2000 году при Воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное был создан музея воскресной школы.
С 2005 года настоятелем храма является отец Валентин Мотев. Вместе с матушкой Еленой продолжают добрые традиции по духовно-нравственному воспитанию детей, уделяя большое значение развитию творческих способностей своих воспитанников.
Музей воскресной школы обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомства с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Музей имеет богатую коллекцию народных костюмов, бережно восстановленных под руководством руководителя музея Кочетовой Надежды Федоровны. История троицкого костюма тесно связана с традициями жителей села Безводное, празднованием Святой Троицы. Со своими воспитанниками Надежда Федоровна изучает историю костюма, народные песни, игры. Воспитанники фольклорной группы воскресной школы принимали участие в XI Международном фестивале национальных традиций и боевых искусств «Удаль молодецкая» в г Москва, стали дипломантами II степени в областном конкурсе традиционных этно-экологических игр «Золотые ворота» (2009 год).
Большое внимание уделено в программе музея экскурсионной подготовке актива. Экскурсионная работа тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой. Результатом совместной работы по изучению родного края активистов музея, учителей образовательной и воскресной школ, родителей и общественности был создан проект по созданию этно-экологической тропы «Тайны села Безводное» (руководители Бурзилова Ирина Михайловна и Лысков Василий Петрович). Содержание проекта включает в себя не только создание маршрута, проведение экспедиций по поиску исторического и культурного материала для проведения экскурсий, но и проведение экологических акций по уборке территории, включающей в себя территорию села, водные объекты (берег реки Волга, родники), памятники культуры. Созданная в 2008 году при поддержке социальных партнёров-сельской администрации, общеобразовательной школы этно-экологическая тропа стала визитной карточкой села Безводное. Публикации в СМИ позволили привлечь внимание жителей района, гостей села в истории, культуре старинного села Безводное.
Каждый год этно-экологической тропой проходят воспитанники и педагоги воскресных и общеобразовательных школ Кстовского района, участники этнографических экспедиций из Нижнего Новгорода и Москвы. 19 сентября 2015 года на базе воскресной школы села Безводное прошёл финал научно-познавательной игры для воспитанников воскресных школ Нижегородской епархии «КРОТ-2015». Более 70 участников из разных уголков нашей области прошли маршрутом этно-экологической тропы, знакомясь с историей нашей малой Родины.
Бурзилова Ирина Михайловна представляла проект на конкурсе «Серафимовский учитель - 2015», став победителем окружного этапа, а также на международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015-2016».
Таким образом, общественная значимость Программы музея, направлена на духовное возрождение села через организацию воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала.
1. Цели и задачи программы.
1.1. Цели программы:
Вовлечение детей в общественно-полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие.
В задачи программы входит – создание условий для:
сохранения исторической преемственности поколений; развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России;
формирования духовно-нравственных качеств личности;
воспитания патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развития культуры межэтнических отношений;
разностороннего развития детей и молодёжи; формирования их творческих способностей; создания условий для самореализации личности; воспитания у детей целостного миропонимания современного и научного мировоззрения.
2. Концептуальная основа программы.
Инновационное образовательное содержание программы формируется на концептуальных основаниях проектного, краеведческого и этнокультурного подходов в педагогике. Краеведческий и этнокультурный подходы создают содержательное наполнение проектного подхода, проектный подход формирует методологическую основу технологий этнокультурного подхода.
Этот инновационный потенциал латентно заключён в традиционной культуре с. Безводное (традиционные технологии природопользования, внутриобщинного управления, семейной педагогики, духовного развития и др.). В ХХ веке в с. Безводное, как и на большинстве сельских территорий, самобытные формы хозяйствования в социально-природном пространстве местной культуры были насильственно заменены идеей и технологиями культурно-промышленного универсализма, что и привело к социально-культурному кризису села. Решение этой проблемы – в актуализации полузабытых традиционных локальных технологий и представлений, в интеграции традиционно-культурного знания в современный социокультурный контекст села.
Самобытность – это уникальный, исторически отточенный путь развития, наиболее оптимальный и эффективный именно для вашей территории. Поэтому локальная (самобытная) традиционная культура может быть ресурсом развития – как отдельной личности (учащегося, педагога, управленца, родителя), образовательного учреждения на селе в целом, так и самого села, сельского социума, территории района – в современной ситуации.
Логика ресурса-потенциала-эффекта (а не логика факторов-капитала-результата) – это логика развития (а не логика простого функционирования), инновационная логика рассмотрения традиционно-культурного материала. Её важная черта – поиск, создание новых форм и методов деятельности в пространстве традиционной культуры. По этой логике выясняется, что локальные традиционные культуры обладают инновационной ценностью.
На территориях с хорошо сохранившимся этнокультурным наследием, к числу которых принадлежит и с. Безводное, эффективным технологическим средством социальных преобразований становится построение комплекса этносоциальных образовательных практик. Такие проектно-партнёрские практики (антропопрактики) формируют эффективные стратегии развития сельского социума на основе управленческой и педагогической актуализации традиционно-культурных знаний и технологий. Образовательные антропопрактики создают учащегося как личность, как хозяина и творца своих знаний, своей культуры, своего профессионального пути. Цель антропопрактик – развитие субъекта своей собственной деятельности (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков).
Опыт проектного партнёрства позволяет воскресной школе быть в курсе развития научной мысли. Инновационной областью этнокультурного образования являются модели развития образовательного знания школы через проектное исследование и интеграцию местных традиционно-культурных знаний и технологий. В таких проектах воспитанники работают с живым, проблемным знанием, при этом такое знание глубоко связано с их родной культурой, малой родиной, их собственной судьбой. Таким образом через развитие личности воспитанника «перекидывается мост» к преобразованию, развитию ближайшего социального пространства.
Этносоциальные образовательные практики - это социально значимые пози-тивные практики, где системно и целенаправленно отдается предпочтение:
а) «диалоговому общению»,
б) «живому», личностно значимому «комментированию и интерпретации» уви-денного, услышанного, прочитанного,
в) «проживанию» (в самом широком смысле этого слова) личности в событий-ном, проектном информационно - образовательном пространстве (которое всегда дина-мично, ситуативно, наполнено эмоционально насыщенными, личностными переживани-ями),
г) позитивным оценочным суждениям по поводу «нового» и «инновационного» с точки зрения приращения личностного, «живого» знания, мысли и смысла, «работаю-щим» во благо и на благо успешной деятельности непосредственных участников образо-вательного процесса, перед «отстраненными» знаниями, умениями и навыками, получен-ными «абстрактным» человеком, обучающимся (Н.Е. Буланкина).
3. Нормативно-правовое обеспечение программы.
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
Законодательство Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)
«Об образовании»
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5)
Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории РФ.
Учебный план воскресной школы прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное.
4. Организация образовательного процесса.
Формы организации и режим занятий.
Программа рассчитана на 3 учебных год предполагает развитие в возрасте от 7 до 15 лет.
Общий объём программы - 102 часа.
Занятия в группах проводятся 1 раз по 1 часу в неделю.
Количественный состав группы – 15 человек.
Обучение, по мере необходимости, проводятся как групповое, коллективное, так и индивидуальное, в зависимости от характера усвоения изученной темы.
В ходе образовательного процесса у воспитанников формируются следующие качества личности: любовь к родному краю; коллективизм; взаимопомощь.
По итогам исследовательских конкурсов проводятся круглые столы, конференции.
Занятия кружка проходят согласно расписанию кружка на учебный год.
Формы занятий: лекция, беседа, игра – путешествие, круглый стол по итогам работы, конференция с родителями, учителями, общественностью, экскурсия, экспедиция, поход.
5. Содержание программы.
I История музейного дела в России.
Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и древности в XVIII XIX вв. Научные общества и музеи в XIX в. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Нормативные документы по вопросам музейного дела. Ведущие музеи страны.
Практические занятия. Знакомство с литературой, кино-фотоматериалами, беседа с руководителем музея воскресной школы об истории музея, формировании его коллекций; экскурсии по музеям Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
II Основы теории и организации музейного дела.
Общественно-научная сущность музея. Социальные функции музея. Музей и краеведение. Предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Музейная сеть России. Музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о музее.
Практические занятия. Знакомство с музеями Кстовского района; экскурсии по экспозиции, встречи с работниками музеев.
III Сущность и специфические особенности музея воскресной школы.
Музей как центр обучения и воспитания в воскресной школе. Соответствие содержания работы музея программным требованиям, краеведческому принципу обучения. Музей и другие формы внеклассной работы: традиционные праздники, проекты. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в музее. Разнообразие и мобильность экспозиции.
Практические занятия. Знакомство с организацией, тематикой и основными направлениями деятельности музея; участие в проекте «Этно-экологическая тропа «тайны села Безводное».
IV Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в музее.
Практические занятия. Изучение законодательных и нормативных документов о Музейном фонде России, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов музея, знакомство с приемами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием составленных схем, определителей и каталогов музейных коллекций.
V. Учет и хранение фондов.
Задачи учетно-хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции н фондах.
Практические занятия. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
VI Собирательская (поисковая) работа.
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием массовых туристско-краеведческих мероприятии. Основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению походов учащихся.
Практические занятия. Разработка и проведение поиска по конкретной, достаточно узкой теме с использованием форм текущего комплектования и целевого двухдневного похода.
VII Экспозиционная работа.
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод - основной метод построения экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение н утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка - передвижка и ее особенности.
Практические занятия. Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы; создание параллельно выставки-передвижки.
VIII. Культурно-массовая и просветительная работа на базе музея.
Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи, слеты ветеранов, конференции, линейки, литературно-исторические композиции, викторины и конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.
Практические занятия. Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в проведении нескольких плановых мероприятий; самостоятельная подготовка и проведение одного массового мероприятия с использованием созданной выставки.
IX. Подготовка музейной экскурсии.
1. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведение экскурсий в школьном музее.
Практические занятия. Прослушивание тем экскурсии разных типов (no городу, в музее, по памятным местам), беседа с методистом музея г. Кстово о работе экскурсовода; изучение тематики экскурсии в школьном музее; встреча с руководителем и экскурсоводами музея; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего варианта тематики экскурсии.
2. Тема и цель экскурсии.
Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка пели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Практические занятия. Распределение нескольких экскурсионных тем между учащимися и прослушивание тем этих экскурсий в музее; составление примерного плана каждой экскурсии, определение целеустановки.
3.Изучение темы экскурсии.
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений, выдержек из документов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практические занятия (проводятся в библиотеке, фондах и экспозиции музея). Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам в соответствии с рекомендованной схемой; составление летописи основных событии и картотеки экспонатов по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов об отдельных события и экспонатах.
4. Отбор экспонатов и составление маршрута.
Выделение отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.
Практические занятия. Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с учетом тематического плана соответствующего раздела экспозиции; отбор экспонатов с группировкой по темам и вопросам экскурсии, расстановка карточек экспонатов в соответствии с проделанным отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
5.Работа над содержанием экскурсии.
Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания тем и отдельных вопросов экскурсии применительно к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания. Полноценность раскрытия отдельных вопросов и учет времени. Логические переходы, их варианты. Система выводов и обобщений в экскурсии. Заключительная беседа, ее содержание и порядок проведения.
Практические занятия. Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям; отработка порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов; формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
6. Экскурсионные методы и приемы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Моторный метод, ограниченность его применения в музейной экскурсии.
Практические занятия. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации, сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий; составление вопросника и проведение тематической беседы входе экскурсии.
7.Отработка и сдача экскурсии.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии.
Практические занятия. Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение всех подготовительных экскурсии, проведение пробных групп.
8.Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода.
Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов. Учет активности и заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки экскурсии. Форма методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии. Школа юного экскурсовода. Конкурсы, взаимопрослушивания, рецензирование экскурсий товарищей. Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским экскурсионным бюро.
Практические занятия. Доработка и совершенствование экскурсий с учетом замечаний и предложений комиссии, бесед с экскурсантами; составление методических разработок; проведение взаимопрослушивания экскурсоводов с написанием письменных рецензий, составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея; изучение восприятия экскурсантами проводимых экскурсии путем анкетирования, наблюдения и устного опроса.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№
Наименование раздела (темы)
Теория
Практика
Всего
1.
Наследие в музее.
1
1
2
2.
Функции музея
1
-
1
3.
Организация музея.
1
-
1
4
Комплектование фондов музея.
1
2
3
5.
Учёт и описание музейных предметов.
1
1
2
6
Экскурсионная работа в школьном музее.
1
2
3
7.
Родной край в истории государства России.
1
3
4
8.
Моя семья и родной край.
1
3
4
9.
Культурное наследие родного края.
1
3
4
10
Военная слава земляков.
1
3
4
Итого:
10
18
28
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№
Наименование раздела (темы)
Теория
Практика
Всего
1.
Наследие в музее.
1
-
1
2.
Функции музея
1
1
2
3.
Организация музея.
1
1
2
4
Комплектование фондов музея.
-
4
4
5.
Учёт и описание музейных предметов.
1
2
3
6
Экскурсионная работа в школьном музее.
-
4
4
7.
Родной край в истории государства России.
1
2
3
8.
Моя семья и родной край.
1
2
3
9.
Культурное наследие родного края.
1
2
3
10
Военная слава земляков.
1
2
3
Итого:
8
20
28
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№
Наименование раздела (темы)
Теория
Практика
Всего
1.
Наследие в музее.
1
1
2
2.
Функции музея
-
1
1
3.
Организация музея.
1
1
2
4
Комплектование фондов музея.
-
3
3
5.
Учёт и описание музейных предметов.
1
2
3
6
Экскурсионная работа в школьном музее.
-
5
6
7.
Родной край в истории государства России.
1
2
3
8.
Моя семья и родной край.
1
2
3
9.
Культурное наследие родного края.
1
2
2
10
Военная слава земляков.
1
2
3
Итого:
7
21
28
6. Ожидаемые результаты занятий
Воспитанники должны знать:
1) виды музейных материалов;
2) основные этапы и ключевые события из истории школы;
уметь:
1) работать с историческим источником (решать поставленные задачи, опираясь на текст документа или вещественный экспонат, сравнивать виды источников и их содержание);
2) описывать экспонаты;
3) соотносить общие исторические процессы и отдельные факты из жизни школы;
использовать приобретенные знания и умения для:
1) понимания особенностей современной школы, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего;
2) популяризации музея школы;
3) самореализации в постоянно меняющемся мире
8. Литература.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения., М., 1996.
Игнатьева, Г.А. Дидактика развивающего обучения: практико-ориентированная монография / Г.А. Игнатьева, В.О. Волкова, О.П. Шишкина. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.
Ломунова А.К. Учитель обращается в музей.// Советский музей, 1983, № 2.
Музееведение. Ребенок в музее (социологические и психологические аспекты)., М., 1993.
Панкратова Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мире культуры., М., 2000.
Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема., М., 1991.
Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования. -2-е изданиие, переработанное и дополненное. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с.
Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
Шаповаленко И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного возраста. Серия «Музейное дело и охрана памятников». Выпуск 6., М., 1990.
Приложение
Воскресная школа прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное
Отчет
о работе музея при воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное
за 2014-2016 гг.
Авторы:
Бурзилова Ирина Михайловна, педагог,
Кочетова Надежда Фёдоровна, руководитель музея,
Лысков Василий Петрович, педагог
с. Безводное
2016 год.
Анкета.
1. Музей при воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное.
2. Адрес музея: 607675, Нижегородская область, Кстовский район,
с. Безводное,
3. Руководитель: Кочетова Надежды Фёдоровна, педагог
4. Руководитель воскресной школы прихода Храма в честьПресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное Мотева Елена Юрьевна
5. Год создания музея: 2000.
6. Общее количество обучающихся в воскресной школе с. Безводное в 2015-2016 учебном году – 50 человек.
7. Перечень тематических экскурсий:
Обзорная экскурсия «Люблю тебя, мой край родной!».
«Быт жителей села Безводное».
История Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное.села Безводное.
История троицкого костюма.
Экскурсия по маршруту этно-экологической тропы «Тайны села Безводное».
Роль музея в работе воскресной школы прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное.
Воскресная школа прохода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное была основа в 1993 году настоятелем храма отцом Львом и матушкой Ириной Юшковыми. В 2000 году при Воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное был создан музея воскресной школы.
С 2005 года настоятелем храма является отец Валентин Мотев. Вместе с матушкой Еленой продолжают добрые традиции по духовно-нравственному воспитанию детей, уделяя большое значение развитию творческих способностей своих воспитанников.
Музей воскресной школы обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомства с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Музей имеет богатую коллекцию народных костюмов, бережно восстановленных под руководством руководителя музея Кочетовой Надежды Федоровны. История троицкого костюма тесно связана с традициями жителей села Безводное, празднованием Святой Троицы. Со своими воспитанниками Надежда Федоровна изучает историю костюма, народные песни, игры. Воспитанники фольклорной группы воскресной школы принимали участие в XI Международном фестивале национальных традиций и боевых искусств «Удаль молодецкая» в г Москва, стали дипломантами II степени в областном конкурсе традиционных этно-экологических игр «Золотые ворота» (2009 год).
Большое внимание уделено в программе музея экскурсионной подготовке актива. Экскурсионная работа тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой. Результатом совместной работы по изучению родного края активистов музея, учителей образовательной и воскресной школ, родителей и общественности был создан проект по созданию этно-экологической тропы «Тайны села Безводное» (руководители Бурзилова Ирина Михайловна и Лысков Василий Петрович). Содержание проекта включает в себя не только создание маршрута, проведение экспедиций по поиску исторического и культурного материала для проведения экскурсий, но и проведение экологических акций по уборке территории, включающей в себя территорию села, водные объекты (берег реки Волга, родники), памятники культуры. Созданная в 2008 году при поддержке социальных партнёров-сельской администрации, общеобразовательной школы этно-экологическая тропа стала визитной карточкой села Безводное. Публикации в СМИ позволили привлечь внимание жителей района, гостей села в истории, культуре старинного села Безводное.
Каждый год этно-экологической тропой проходят воспитанники и педагоги воскресных и общеобразовательных школ Кстовского района, участники этнографических экспедиций из Нижнего Новгорода и Москвы. 19 сентября 2015 года на базе воскресной школы села Безводное прошёл финал научно-познавательной игры для воспитанников воскресных школ Нижегородской епархии «КРОТ-2015». Более 70 участников из разных уголков нашей области прошли маршрутом этно-экологической тропы, знакомясь с историей нашей малой Родины.
Бурзилова Ирина Михайловна представляла проект на конкурсе «Серафимовский учитель - 2015», став победителем окружного этапа, а также на международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015-2016».
Таким образом, мы отмечаем общественную значимость Программы музея, направленную на духовное возрождение села через организацию воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала.
Проведение мероприятий с использованием экспозиций музея:
Сроки проведения
Мероприятие
Участники
Количество
2014-2016
Обзорная экскурсия в музее воскресной школы.
Воспитанников воскресных школ.
180
Уч-ся общеобразовательных школ Кстовского района
250
Педагоги ОУ Кстовского района
40
Участники этнографической экспедиции из г. С –Петербург.
40
Участники этнографической экспедиции из г. Москва.
60
Воспитанники приюта «Алый парус»
50
2014-2016
Экскурсия по маршруту этно-экологической тропы «Тайны села Безводное»
Воспитанников воскресных школ.
180
Уч-ся общеобразовательных школ Кстовского района
250
Педагоги ОУ Кстовского района
40
Участники этнографической экспедиции из г. С –Петербург.
40
Участники этнографической экспедиции из г. Москва.
60
2014-2016
Мастер-класс «Народная игрушка»
Воспитанников воскресных школ.
50
Уч-ся общеобразовательных школ Кстовского района
60
Октябрь 2014
Октябрь 2015
Конкурс рисунков, литературных работ «Достопримечательности моего села, деревни».
Воспитанники воскресной школы с. Безводное.
60
Март 2015
Март 2016
Конкурс народной игрушки
Воспитанники воскресной школы с. Безводное
80
Общее количество мероприятий, проведённых на базе музея:
Дата
Название
Участники
Кол-во
Классный час
«Люблю тебя, мой край родной!»
1 – 4
1 – 4
1 - 4
1-4
25
25
28
27
Октябрь
2010 - 2013
Викторина «Народное образование с. Безводное».
5 – 11
5 – 11
5 - 11
5 -1 1
42
40
45
45
Ноябрь
2010 -
2013
Конкурс рисунков, литературных работ «Достопримечательности моего села, деревни».
1 – 6
1 – 6
1 - 6
1-6
35
32
31
30
Декабрь
2010-
2013
Игра «Отгадай-ка» на тему: «Быт жителей села Безводное».
1 -6
1 -6
1- 6
35
32
31
Февраль, май
2010 -
2013
Устные журналы: «Великая Отечественная война в с. Безводное».
1 – 11
1 – 11
1 – 11
1 - 11
80
74
76
80
Май-август
2010
2013
4 – 8
4 - 8
4 – 8
4 – 8
Гости и жители села Безводное
30
28
26
30
150
Перечень тематических экспозиций:
Экспозиция
Представлена следующими экспонатами:
Зал «Быт села Безводное»
предметы быта, костюмы, фотографии, ткацкий стан
Зал «Металлоиздельный прмысел села Безводное»
Предметы производства металлоиздельного промысла, фотографии
История Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное села Безводное.
Фотографии, предметы священнослужителей
История троицкого костюма
Девичьи, женские, мужские троицкие костюмы, фотографии
Отчет по реализации проекта
«Этно-экологическая тропа «Тайны села Безводное».
Дата
Мероприятие по плану
Результаты
Сентябрь
2014 г. – март 2015 г
Систематизация имеющегося материала музея по истории родного края.
Разработан маршрут этно-экологической тропы.
Апрель - май 2015 г.
1.Экологическая акция «Чистое село».
2. Экологическая акция «Живи, родник!»
Убрана территория села, территории родников, берега Волги.
Июнь - сентябрь 2015 г.
1. Экспедиции по сбору краеведческого материала
2. Проведение экскурсий по маршруту этно-экологичекой тропы.
3. Финал научно-познавательной игры для воспитанников воскресных школ Нижегородской епархии «КРОТ 2015».
1 1 ме 1.Собран материал
Матер для исследований.
2.Проведено 10 экскурсий для воспитанников пришкольных лагерей, жителей и гостей села Безводное.
4. II место
Октябрь 2015 года
Участие в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015-2016».
Бурзи Участие проекта Этно-экологическая тропа (руководитель Бурзилова Ирина Михайловна)
Ноябрь 2015
Участие в конкурсе «Серафимовский учитель - 2015», став победителем окружного этапа
Бурзилова Ирина Михайловна -
победитель окружного этапа конкурса
Декабрь 2015 - март 2016 года
Презентация этно-экологической тропы «Тайны села Безводное».
Проведение экологических экскурсий
Март 2016
Конференция НОУ МБОУ Безводнинская СШ и актива музея воскресной школы по обобщению опыта работы этно-эколоической тропы с приглашение соц. Партнёров проекта.
Проведён, составлен план работы на лето 2015 года
Апрель – май 2016
Мониторинг экологического состояния окружающей среды с. Безводное.
Экологические акции «Живи, родник!», «Чистое село».
Заключение.
В результате деятельности музея воскресной школы прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное за отчетный период выявлено, что повышен уровень знаний воспитанников воскресной школы о родном крае, сформировано гражданско – патриотическое сознание, развито чувство гордости за своё село. Важным результатом работы является экологическое просвещение населения (выставки фотографий, рисунков, поделок). Привлечено внимание СМИ, администрации села и района на экологические, социальные проблемы села Безводное. Таким образом, можно отметить общественную значимость музея, направленную на духовное возрождение села через организацию воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала.
13PAGE 15
13PAGE 143215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915