Историко-краеведческий музей боевой славы школы № 2 имени С.К.Тока села Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тува.
Историко-краеведческий музей боевой славы школы № 2 имени С.К.Тока села Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тува.
Историко-краеведческий музей боевой славы школы № 2 имени С.К.Тока села Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тува.
Название проекта: Школьный краеведческий музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания.
Выполнилла: Ёнзак Диана -ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 с.Сарыг-СепРуководитель проекта: Ооржак Лориса Бодааевна- учитель истории и обществознания.
Содержание:
1.Школьный историко-краеведческий музей центр гражданско-патриотического воспитания
2. Пояснительная записка.
3.Обоснование актуальности и востребованности проекта.
4. Цели и задачи.
5. Основные направления деятельности.
6. Основные методы технологии реализации проекта.
7. система управления.
8. Сроки реализации проекта.
9. Кадровое обеспечение проекта.
10. Основные партнёры.
11. Ожидаемые результаты.
12. Перспективность.
13. Ориентировочная смета расходов, расширение материально-технической базы музея.
14. Достигнутые результаты.
15. Приложения.
16. Из книги отзывов.
Школьный краеведческий музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания
Пояснительная записка.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания сегодня так актуальны как никогда. Сама жизнь заставляет нас повернуться к ним лицом, потому что на сегодняшний день многие негативные факторы социально-экономического и духовно-нравственного характера оказывают соответствующее влияние на сознание людей, особенно молодёжи. На протяжении многих лет наблюдается падение престижа военной службы. В стране получило широкое распространение преклонение перед западными ценностями: доминируют эгоизм, стяжательство, индивидуализм. В этой обстановке решение проблем зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями го-рода по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Российской Федерации «Образование» от 22.08.2004 № 122 2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393). 3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422). 4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
Обоснование актуальности и востребованности проекта.
С чего начинается патриотизм? И.А Добролюбов считал, что он начинается с любви к родному краю. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.
• Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков.
• Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.
• Исследовательская работа по краеведению помогает им реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.
Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Ведь необходимо воспитать человека неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-то материальное или поступок человека, у которого есть стремление сделать жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше
Действительно, патриотизм зарождается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Эта первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой Родине- деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине - его финал.
Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Цели и задачи
Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель:
1.Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• Формирование научных и профессиональных интересов;
• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;
Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.
Основные направления деятельности
- Сбор материалов по истории Великой Отечественной Войны;
- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;
- Научно-исследовательская деятельность;
- Связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями города: Советом ветеранов, Военным комиссариатом.
- Обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея.
Основные методы работы, технологии реализации проекта
Для реализации проекта используются следующие методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Уроки Мужества;
- Экскурсионная деятельность;
- Подготовка экскурсоводов;
- Уроки истории 9-11 классов;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Система управления .
Актив музея + Руководитель музея + Совет музея
Классные руководители + учащиеся.
Сроки реализации проекта
1Название этапа и срокиСодержаниеОтветственные
"Начало" сентябрь 2010-- май 2011-Сбор новых материалов; экспонатов.
-Оформление помещения;
-Изготовление стендов, экспозиций;
-Обучение экскурсоводов;
-Проведение экскурсий. Ооржак Л.Б.; Монгуш Ч.Л. ;
Олет ВВ; Кызыл-оол С.Ч.
2" Память"
Сентябрь 2011-
Май 2012-Встречи с ветеранами
-Проведение уроков Мужества.Ооржак Л.Б.; Монгуш Ч.Л. ; Кызыл-оол С.Ч.
3" Верность традициям"
2013-2014Участие в республиканском конкурсе "Салют Победа!"
-Научно-исследовательская деятельность
-Проведение экскурсий для учащихся района
-Уроки Мужества историиМонгуш О.А;
Ооржак Л.Б.
Монгуш Ч.Л.
Ооржак Л.Б.; Кызыл-оол С.Ч.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший обществен-ный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нацииСовременное общеобразовательное учреждение - это важнейший обществен-ный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации
Кадровое обеспечение проекта
Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:
- Директор школы - педагог 1 квалификационной категории;
- Учителя истории и обществознания -2 педагога высшей квалификационной категории;
- Руководитель музея .
- Библиотекарь школы.
- Школьное объединение НОУ
Основные партнеры .
Районный Совет ветеранов Редакция газеты « Шын» .
Школьный краеведческий музей боевой славы.
Центр детского творчества Музеи школ республики.
Республиканский отдел по работе с детскими общественными организациями
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидается, что:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в исследовательской деятельности
- появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической
направленности;
- увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.
Перспективность
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. На базе школьного музея проводить семинары, круглые столы, диспуты;
3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города и района;
4. Приглашать представителей других школ города по обмену опытом;
5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациям
6. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий .
Ориентировочная смета расходов расширения материально-технической базы музея боевой славы.
НаименованиеКоличествоСтоимостьЦена
Принтер140004000
Ксерокс140004000
Экран120002000
Фотоаппарат150005000
Переносной стенд140004000
Самоклеющаясябумага100450450
Канцел. товары130003000
Достигнутые результаты .Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Историко-краеведческий музей, основателем которого является учитель истории Достай И.А. остается центром патриотического, интернаци¬онального воспитания молодежи Каа-Хема, лабораторией проводятся уроки истории, географии, родной литературы и классные часы, В первые дни работы музея там заслуши¬вались краткие сообщения о важней¬ших событиях в политической и экономической жизни страны, в выходные дни под руководством Иргит Араптановича совершали экскурсии, походы, знакомились с природой разных мест Каа-Хема, в дальнейшем стали изучать Туву, ее историю, природу, экономику, прошлое Каа-Хема, историю школы, Мергенской МТФ, улиц Сарыг-Сепа. Интересные работы написали ученики 9 «б» класса Суге-Маадыр С.И. «История создания Мергенской молочно-товарной фермы» и ученики 7 «б» класса Донгак Б.Б. «Об участнике В.О.В. Балган-оол П.О.» Со временем было открыто 7 залов. Многие экскурсоводы музея закончили исторические факультеты вузов, стали учителями истории и успешно работают в школах республи¬ки: это Чаш-оол Оксана Сергеевна -учитель истории и обществознания в школе № 12 г.Кызыла, Дарыма Сай-Суу Алексеевна работает в Бояровской средней школе, Сульдум-оол Долана Владимировна в вечерней школе с.Сарыг-=Сеп, Ооржак Л.Б. учитель в Сарыг-Сепской средней школе №2., а Санаа Марьяна - стала заместителем. директора Национального музея РТ.
За годы работы в школе мною накоплен достаточный материал по краеведческой работе, который помогает детям осознать, что
• Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.
• Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков.
• Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.
• Исследовательская работа по краеведению помогает им реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.
Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Ведь необходимо воспитать человека неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-то материальное или поступок человека, у которого есть стремление сделать жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.
Краеведческая работа ведется по нескольким направлениям: урочная деятельность, исследовательская и внеклассная. Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов.
Как учитель, преподающий историю и обществознание, я, в первую очередь, стремлюсь использовать краеведческий материал в урочной деятельности. Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся. Краеведческий материал включается в объяснение учителя. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание. В выпускных классах традиционно собирается большой материал «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны» при изучении темы войны, который пополняет материалы школьного музея.
С 2012 года мной разрабатывается элективный курс «Знай и люби свой край» . На сегодняшний день составляется программа.
При изучении программного материала по истории Отечества (соответствующего периода), параллельно стараюсь углублять знания учащихся по истории родного края через исследовательские и реферативные работы. Тематика работ разнообразна, охватывает разные периоды по изучению истории родного края. Например: "Сталинские репрессии в Туве" : "Декабристы в Сибири"; "Создание колхозов", «Восстание 60 богатырей» и.т.д.
Исследовательская деятельность – важнейший этап краеведческой работы. Научно - исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края идет постоянно. Среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего села.
На протяжении ряда лет ведется работа по подготовке докладов к школьной научно-практической конференции на секцию «Краеведение». С лучшими из них ребята выступают на районных и республиканских краеведческих конференциях. За эти годы ребятами велась научно – исследовательская работа по нескольким основным направлениям:
• изучение истории села и района,
• сбор информации о представителях педагогических династий школы,
• изучение биографий земляков,
• изучение и представление краеведческих находок,
• изучение отдельных вопросов истории родного края,
• работа по составлению родословных.
Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую работу по той или иной теме непросто.
Многое для нравственного становления дает работа над родословными. Ребенок имеет возможность больше узнать об истории своей семьи, понять, что ему тоже есть чем гордиться, что в его роду были интересные люди. Составление родословных сближает родителей и детей, помогает лучше понять друг друга. Оформленные родословные украшают стенды музея и остаются в семьях, являясь основой для продолжения работы над историей семей. В 2008-2009 учебном году ученица 5 класса Одумачи Александра представила отличную работу по родословной своей семьи. На районном конкурсе ее работа заняла I место. Изучение родословных является традиционным для учащихся 5-х классов на нашей ежегодной научно-практической конференции по краеведению.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы. В 2007-2008 учебном году ученик 11 класса Доокур Ким с работой «Образ эпохи в романе С.К.Тока «Слово арата» занял 2 место в районной научно-практической конференции, посвященной 105-летию С.К.Тока.
В 2008-2009 году работа « Исчезнувшие монастыри РТ и нашего района» Лакпа Шенне была удостоена 1 места в районном конкурсе исследовательских работ «Отечество», также Бодаган Феруза с работой «История создания с.Сарыг-Сеп» заняла 2 место в этом же конкурсе. Работа Байыр-оол Дан-Хаяа «История создания Каа-Хемского района» заняла 3 место. В этом же учебном году Сат Сайлык, Салчак Чингис, Сат Юлдуз отмечены дипломами и грамотами Центрального штаба международной акции проекта «Мы – наследники Победы» за работу «300 лет Полтавской битве».
В 2010-2011 учебном году в традиционной научно-практической конференции «Отечество» ученица 9 класса Ак-Кыс Алекмаа заняла 1 место с работой « Традиционное хозяйство тувинцев», а Сандый Байлак с работой « Скотоводческие обряды и ритуалы» заняла 2 место.
Отмечена на республиканской научно- практической конференции "Отечество" Сат Сайлык ученица 11 "а" класса дипломом третьей степени за работу « Женщины- труженицы в годы войны».
Руководитель и члены актива школьного музея в содружестве с классными руководителями интересно провели 110летний юбилей нашего земляка , известного политического деятеля 20 века, народного писателя С.К.Тока.
. Для учеников 2-11 классов с 19 по 24 сентября были проведены мероприятия посвященные юбилею С.К.Тока:
- конкурс рефератов на тему "Творчество С.К.Тока" (2-11 классы),
-конкурс стенгазет на тему "С.К.Тока-бистин огбевис"(5-11 классы)
- конкурс статей о С.К.Тока (9-11 классы).
-В декаде истории с 10-по 22 октября для учеников 5-11 классов учителем истории Лорисой Бодаевной были проведены в музее лекции, викторины.
-Под руководством учителей родного, русского языка были проведены литературные чтения произведений С.К.Тока.
-Сочинения о С.К.Тока,
-проведены беседы " Семья С.К.Тока" где ученики приняли активное участие.
Среди 5-11 классов 7 октября были проведены классные часы – встречи с заслуженными людьми района.
Экскурсии в школьный музей.
В последние годы усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в работе кружков и в системе массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Школьники и педагоги совершают экскурсии, походы по родному краю, местам ратной славы, ведут описание памятников истории, культуры и природы; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связь с ними.
В школьном музее проводятся встречи с местными жителями, земляками-ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, музейные уроки, уроки мужества, выставки, музейные уроки, классные часы, вечера, дискуссии.
Вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления – совет музея, экскурсоводы. При этом школьный музей развивает сотрудничество с архивами, библиотеками.
В нашем краеведческом музее представлены постоянные экспозиции: «Родное село», «Этнография Тувы», «ВОв», а также организуются тематические выставки.
30 ноября среди 2-11 классов провели школьную научно-практическую конференцию «С.К.Тока – писатель, интернационалист, творческий деятель» все классы приняли активное участие.
8 декабря провели районную научно-практическую конференцию «С.К.Тока – писатель, интернационалист, творческий деятель». Все школы района приняли активное участие, приезжали учителя из города Туран и с ними работник ТНИИЯЛИ г. Кызыл Р.Донгак. Экскурсоводы провели экскурсию по музею.
Ребята начальных классов – частые гости музея. Для них проводятся экскурсии, учащиеся старших классов используют материалы школьного музея для написания рефератов и сочинений.
В 2013- 2014 учебном году на базе музея проводится традиционная научно-практическая конференция, посвящённая 100 летнему юбилею единения России и Тувы, а также юбилею основания нашей столицы – города Кызыла.