Статья Формирование профессиональных и предпринимательских компетенций у студентов СПО


Профессиональное самоопределение обучающихся как ресурс развития региона
Выберите себе работу по душе,
и вам не придётся работать
ни одного дня в своей жизни.
Конфуций
Профессиональное самоопределение, выбор профессии, специальности становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов, развития быстроменяющихся общественных отношений. Профессиональное самоопределение человека является не одномоментным актом выбора профессии, а продолжается на протяжении всей его профессиональной жизни.
Кроме этого серьёзной проблемой для молодёжи являются сложность трудоустройства, которая усугубляется неадекватностью самооценки, пассивностью, нежеланием самостоятельно вести поиск работы, отсутствием грамотного поведения на рынке труда.
Одним из действенных механизмов реализации учреждениями профобразования важных социальных функций может стать комплексная система профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и социально-трудовой адаптации обучающихся.
В нашем образовательном учреждении разработан и действует проект «Шаги карьеры», автором которого являюсь.
Цель проекта: формирование у обучающихся СПО способности выбора и проектирования будущей профессиональной деятельности, опыта трудовых и производственных отношений, умений строить карьеру, адаптироваться на производстве. Работа в этом направлении ведётся поэтапно.
1 этап – общая подготовка, которая осуществляется на основе Госстандарта СПО с учётом современных подходов к выбору технологий и форм обучения. На этом этапе большое значение придаётся формированию и развитию коммуникативных навыков общения, без которых невозможна ни личная и общественная жизнь, ни профессиональная деятельность. С этой целью для обучающихся сферы услуг введена общепрофессиональная дисциплины «Деловая культура». Изучение тем «Деловой этикет», «Имидж делового человека», «Деловые приёмы» «Деловые письма», «Культура телефонного общения», «Правила ведения деловых бесед», «Успех делового общения» поможет будущим выпускникам грамотно выстроить своё поведение и общение с коллегами по работе. Несмотря на то, что при трудоустройстве важным критерием выбора соискателя на должность является его профессиональная квалификация, главными составляющими при собеседовании с работодателями будут являться умения написать резюме, заполнить анкету, которую предложат кадровые работники компании, т.е. выпускники учебных заведений должны обладать навыками самопрезентации на рынке труда. Опытные кадровики проводят тщательный анализ каждого пункта анкеты, заполненного кандидатом на работу. С целью повышения уровня профессионализма обучающихся настала необходимость проведения различных мероприятий, связанных с адаптацией выпускников на рынке труда, с использованием нестандартных формы обучения в виде: конференций, круглых столов, деловых игры, семинаров. Для обучающихся выпускных групп мы проводим следующее мероприятия: круглый стол «Секреты общения в поисках работы», семинары – практикумы «Адаптация обучающихся на рынке труда», испытание «Кадровый подиум». Приобретённые умения на этом этапе помогут в будущем выпускникам учебных заведений подготовиться более серьёзно к собеседованию и первой встрече с работодателем.
2 этап – специальная подготовка, направленная на формирование предпринимательских компетенций и приобретения навыков построения предпринимательской карьеры. Для этого будущим выпускникам необходимо обладать таким качеством, как мобильность, иметь нестандартное мышление и уметь нести ответственность за принятые решения. И здесь немаловажная роль отводится изучению раздела программы «Менеджмент – как особый вид профессиональной деятельности» профессионального модуля «Управление структурным подразделением» и внедрению в образовательную программу предмета «Основы предпринимательства». На этих занятиях основной акцент делается на развитие творческих способностей каждого студента, его способности решать нетрадиционные задачи проблемы. При изучении тем разделов программы: «Предпринимательство и его место в современной экономике» и «Экономика малого бизнеса» большое внимание уделяется внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. Основной формой обучения студентов является проектная деятельность. Работая в микро группах, студенты выдвигают собственные идеи по созданию фирмы, разрабатывают миссию и дерево целей организации, бизнес-план и доказывают конкурентоспособность созданной фирмы. Практические занятия проводятся в форме деловой игры «Открытие фирмы» и «Создание бизнес-проекта», где обучающиеся учатся регистрировать фирму в налоговых органах и рассчитывать показателей экономической деятельности предприятия. Итоговая аттестация по дисциплине проходит в форме защиты бизнес-плана. Всё это позволяет у студентов формировать общепрофессиональные компетенции и развивать проектно-предпринимательские компетенции.
Результатом работы является участие команды техникума, куратором которой являюсь на протяжении двух лет в Республиканском чемпионате студенческих профессий и предпринимательских идей «От идеи к технологии» - «Развитие предпринимательских компетенции студентов среднего и профессионального образования».
Программа состязаний включала публичные деловые презентации участниками чемпионата себя и своих работ; решение кейсов и профессиональных задач; решение предпринимательских проектных задач. На протяжении всех дней чемпионата со студентами работают эксперты, которые помогают правильно выполнить все задания.
По итогам проведения чемпионата, команда техникума «Прогресс» отмечена дипломом некоммерческой организации «Фонд «Молодёжный центр стратегических инициатив и проектов» за третье место в 2015 году и дипломом победителя в 2016 году. Участникам состязаний вручены сертификаты участников и рекомендательные письма с набранными баллами по итогам соревнований для работодателей.
Вне зависимости от результатов подведения итогов проведения чемпионата, участие команды в самом чемпионате - это уже победа каждого члена команды по овладению своих предпринимательских компетенции по итогам всех предпринимательских игр.
Работа проекта «Шаги карьеры» будет продолжена и расширена в следующем направлении:
ведение тренингов по развитию коммуникативных навыков и психологии грамотного сопровождения выстраивания профессиональной карьеры;
организация факультативных занятий по вопросам юридического сопровождения бизнеса и налогообложению малых предприятий;
обмен опытом - организация клуба интересных встреч «Путь к успеху» с бывшими выпускными учебного заведения, предпринимателями и специалистами своего дела, добившиеся успехов на рынке труда.
Эффективность работы проекта «Шаги карьеры» оценивается мониторингом трудоустройства выпускников и регулярным взаимодействием с ними.
Ожидаемым результатом профессиональной ориентации выпускников учебного заведения должно являться личностное профессиональное самоопределение обучающегося в выбранной деятельности.
Таким образом, предложенная система профессионального самоопределения обучающихся способствует созданию ситуации успеха в наиболее значимой для студента деятельности и карьеры в будущем; формированию профессиональных и предпринимательских компетенций; созданию условий для адаптации выпускников социуме.