Рефлексивный отчет о проведении коучинга по теме : «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалогическое обучение: Исследовательская беседа».
Рефлексивный отчет
о проведении коучинга по теме : «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалогическое обучение: Исследовательская беседа».
Проведенный: 11.11.2015 года
Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а
привести свои мысли в действие самое сложное в мире.
Иоганн Вольфганг фон Гете.
Основная идея обновления содержания образования, заложенная в идеях «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» состоит в том, что необходимо признать равную значимость для учащихся и знаний, и навыков. Принципиальное отличие современного подхода заключается в акцентировании основного внимания на готовности учащихся применять имеющиеся знания, а не формально обладать ими, что наиболее точным образом описывает суть навыков, востребованных в 21 веке. Образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным, что предполагает становление ученика школы самостоятельного субъекта своего образования , а это веление времени , требование общества , поэтому каждому учителю необходимо направить свой взгляд на переосмысление своего подбора форм и методов проведения урока.
Современный урок должен быть ориентирован в первую очередь на деятельность ученика, на его умение учиться самостоятельно и немаловажным является то, что он должен постигать азы работы в группе.
Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных школьников. Немецкий педагог 19 века А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить. Поэтому в диалоговом обучении роль учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Согласно исследованию диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты: беседа - дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа.
Ведущую роль на уроках играет исследовательская беседа, где учащиеся совместно с учителем создают проблемную ситуацию, которая требует решения со стороны самих учащихся.
Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом обучении, которое предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика.
Используя идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», главной задачей для учителя является не только научить детей читать, писать, применять грамматические правила, а научить детей говорить, развивать их коммуникативные навыки.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр. 251)
После проведения беседы с коллегами о внедрении семи модулей в УВП, мною было выяснено , что учителя стремятся познать идеи Кембриджского университета , а именно внедрение семи модулей в УВП , особый интерес проявили к модулю - новые подходы обучения , а именно их волновал вопрос - что такое диалоговое обучение и как их можно применить на уроке. Поэтому было принято решение провести коучинг занятие о диалоговом обучении.
Целью данного занятия - определить понятие «исследовательская беседа» и «кумулятивная беседа», научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся, оказание содействий учителям в понимании таких понятий как диалоговое обучение (беседы-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа) , развитие навыков применения исследовательской беседы и показать важность этих типов беседы в учебном процессе.
Из цели вытекали следующие задачи:
Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
Знать, что такое исследовательская беседа, развивать навыки применения исследовательской беседы в ходе урока.
Информированность об основных стратегиях ведения беседы и исследовательской беседы в классе.
Создать благоприятный микроклимат для учителей.
Довести до сознания учителей сущности диалогового обучения.
На основе анализа, рефлексии и практики, обогатить участников коучинга знанием организации диалогового обучения.
Для создания доброжелательных и доверительных отношений, успешной и плодотворной работы, а также сплоченности между участниками на основе взаимодействия и сотрудничества был проведен круг радости и участники, стоя в кругу характеризовали себя тремя прилагательными. Можно сказать , что выбранный прием был удачный , так как он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, участники положительно были настроены на открытость, доброжелательность и сотрудничество. На этапе вызова я предложила просмотреть видеоклип о споре двух младенцев близнецов , а затем после просмотра попросила участников коучинга, сказать , о чем данный видеоклип, что между ними происходит и предположить тему коучинга , т.е. на основе целепологания определили тематику коучинг-занятия. Здесь возник диалог между участниками коучинга. После обсуждение видеоклипа я разделила участников коучинга на три команды, для этого был использован прием «Молекула», раздала участникам части пословиц и предложила соединить каждую часть пословицы , так я сформировала группы для дальнейшей работы.
Для предварительного ознакомления с теоретическим материалом для участников была предложена презентация «Диалоговое обучение» и рассказала о понимании таких понятий как диалоговое обучение (беседы-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа) и показала важность этих типов беседы в учебном процессе.
Особое внимание учителей было обращено на то, диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства и взаимного уважения позиций. Вступая в диалог, участники не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий, которые нужно знать, а чтобы знать, нужно учиться. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие умений вести диалог – это одна из главных задач в обучении. Следующей моей задачей было донести до учителей, как в практическом направлении использовать беседы-дебаты , кумулятивную и исследовательскую беседу , для чего было предложено провести инсценировку беседы по теме «Мировой экономический кризис», где участники отлично справились с данным типом задания . Затем я попросила участников коучинга составить постеры по теме беседы-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Раздала каждой группе информационный материал по данной проблеме, карточки со словами-подсказками. Попросила оформить и защитить выполненную работу , где каждая группа выдвигает для защиты своего спикера.
Данный вид работы был удачно выбран, так как при составлении постеров все участники группы активно включились в работу. В непринужденной, доброжелательной атмосфере участники коучинга делились друг с другом новыми мыслями, раскрывали свой творческий потенциал, предлагали свои идей и обсуждали план защиты кластера.
Происходил диалог между участниками коучинга, который позволил находить совместные решения. Участники коучинга перечислили все свойства беседы, аргументировав свой ответ примерами. Затем, обговорив критерии оценивания, участники коучинга смогли оценить работу каждой группы. В качестве закрепления и для дальнейшего использования в работе учителей по данной проблеме я предложила составить памятку по исследовательской беседе .
Для подведения коучинга был использован прием «5+5+1».
Где учителя отметили, что проведенный коучинг был познавательным, интересным , узнали многое , что будут применять в дальнейшем в урочной деятельности. В качестве рефлексии предложено 3-хминутное эссе» , учителя отметили , что готовы использовать в практике, имеет положительное место - исследовательская беседа, было очень интересно, научились определять и отстаивать свою позицию, гораздо быстрее и эффективным путем мы поняли тему коучинга, получили удовольствие от коучинг занятии , с помощью презентации и подачи теории диалогового обучения, учителя определили для дальнейшей работы палитру приемов диалогового обучения.
Таким образом можно отметить , что учителя будут использовать полученные знания в проведении стадийных уроков через внедрение в учебный процесс «Использование новых подходов обучения: исследовательская беседа», которые запланированы в 2015-2016 учебном году. Ожидаемые результаты были достигнуты.