Статья: Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса на уроках естествознания.


Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса на уроках естествознания.
Акобян Люсине Артемовна
Преподаватель биологии и химии
ОГБОУ СПО «Томский индустриальный техникум»
г.Томск
В связи с социально-экономическими изменениями в обществе возникла необходимость в деятельных людях. В данной статье рассматривается проектная деятельность, как одна из форм проявления самостоятельности студентов, развитие их творческих способностей.
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала формированию такой личности. Следовательно, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы. Для реализации поставленных задач мы должны искать в процессе обучения новые, созвучные духу времени педагогические технологии. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.В профессиональном образовании этот метод принципиально новым феноменом не является. Различные аспекты его зарождения, становления и развития в зарубежном и отечественном опыте рассматривались в ряде исследований. Это работы П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Л.Левина, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого и др.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование изобретений меняющих природу; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; традиционные технологии применения растений у различных народов).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Традиционная связь «преподаватель — студент» меняется на связь «студент — преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих проектов, вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. Здесь происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработка технологии выполнения различных учебных задач. Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является не сам результат, а, скорее, процесс достижения результата.Если студент сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять отечественное образование. Анализ показывает, что любая профессия состоит из набора функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше она предполагает интегрированных функций и задач.
Педагогу необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Предмет должен помочь ребятам в реальной жизни. Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках естествознания, имеющих целью установление межпредметных связей. Для достижения обязательных результатов изучения курса “Естествознания” необходимо формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, а именно: выдвижение гипотезы; выбор условий проведения наблюдения или опыта; использование измерительных приборов и т.д. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя владение универсальными способами деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, системно-информационный анализ, моделирование.выявление причинно-следственных связей и т.д.), которые напрямую связанны с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.Суть в том, что наши ученики открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя. Они каждый раз будут первооткрывателями.
Для творчески работающего учителя самый главный судья – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения следующие:
1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. Курс естествознания состоит из трех больших блоков: физика, химия и биология.
2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным
С позиции компетентностного подхода метод проектов требует разработки других критериев оценивания деятельности над проектом т.к. оценка компетенций не предполагает выставления отметки. Руководствуясь общими правилами, рекомендованными Федеральным институтом развития образования, в процессе оценки используется критерий: компетенция сформирована/ не сформирована (да/нет). Опыт работы показал, что для оценки сформированности общих компетенций недостаточно разработать критерии только для этапа “защиты проекта”. В качестве примера могу привести проект в блоке “Химия” по теме “Белки -основа жизни”. В данной таблице представлена комплексная оценка сформированности общих компетенций на всех этапах проектной деятельности.
Показатели оценки защиты работы (проекта):
Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний Показатели оценки результата Оценка(да / нет)
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес -Эстетическое оформление проекта
-Личностная заинтересованность проектом, творческий подход  
ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -доказательность и аргументированность при ответах на вопросы оппонентов  
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - отобрана качественная информация, раскрывающая проблему проекта
- сформированные идеи ясно изложены,
- информация структурирована, представлена в виде схем, таблиц и.т.д.
- приведен список используемых источников  
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - презентация имеет единый стиль оформления
- используются дополнительные источники презентации (динамическая смена слайдов, звук, графика)  
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
(для группового проекта) -  уметь слушать, слышать и понимать, умение говорить в  темпе собеседника, навыки невербального общения  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -определены перспективные направления проектной работы  
Также составной частью проектной деятельности в процессе преподавания естествознания является участие в дистанционных олимпиадахпо естествознанию для учащихся, например в такой, как: http://rfse.org/konkurs_opsh.html. Характер олимпиадных заданий предполагает организацию достаточно длительной исследовательской работы учащихся.
Список литературы.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 27. - С. 13—33.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении // Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005.
http://ext.spb.ru/2011-03-24-15-59-19/145-projects-for-teachers/3002--5-.htmlhttps://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/proektnaa-deatelnost-studentov-v-professionalnom-obrazovatelnom-ucrezdeniihttp://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781254