Формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.
Формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.
Учитель математики
Стародубцева Е.А.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика. Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, результаты первичной диагностики убедили меня в необходимости активной работы по формированию познавательного интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила своей актуальности.
Мною было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Из анализа данных следует, что 43% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 83% учащихся, ответивших, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. Можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Для того чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей. Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике. Это - придумывание, а точнее, составление математических задач. Такое занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные, чтобы они не противоречили друг другу. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.
Составление математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий, с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы.
Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий.
Проектная деятельность. В этом учебном году осуществлялась работа по двум проектам «Удивительный мир чисел» и «Жизнь и деятельность знаменитых математиков». В ходе выполнения проекта учащиеся занимались поиском, обработкой и анализом информации, подготовкой презентаций. В работе над проектом «Удивительный мир чисел» приняли участие 71% учащихся; над проектом ««Жизнь и деятельность знаменитых математиков» -86%. Это говорит о том, что у детей повысился интерес к предмету.
Математические сочинения. Они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей.
Сила влияния творческих работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил.
Средством организации познавательной деятельности учащихся является применение инновационных, информационных технологий. Их использование является одним из факторов создания информационно-образовательной среды.
При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.