Элективный курс по русскому языку по теме: Средства речевой выразительности.




«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ СОШ №2
г. Беслан
Правобережного р-на
__________Гокинаева В.Н.
______________2013 г.
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
в 9 классе
«Средства
речевой
выразительности»

Подготовила:
Гасинова Р.Г.,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ №2
г. Беслан
2013
Программа
элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Средства речевой выразительности»

Тип курса - предметно-ориентированный (позволяет диагностировать готовность и способность изучать выбранный предмет на профильном уровне).
Пояснительная записка
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов и направлен на углубление знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории по ходу изучения художественного произведения. Итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, поэтому считаю необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
Цели элективного курса:
углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
научить различным приёмам использования выразительных средств;
способствовать росту речевой культуры школьника;
подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
Задачи элективного курса:
Перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах.
Ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации 9-х классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.
Форма занятий:
Лекции с элементами беседы.
Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
Анализ художественных текстов.
Практикум.
Тест.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать: общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи; грамматические нормы литературного языка; нормы произношения современного литературного языка; уметь: владеть устной и письменной речью; правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи; выразительно читать художественное произведение;
Учебно-тематический план
Дата № п/пТема занятия
1. I. Выразительные средства фонетики.
Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.
2. II. Выразительные средства словообразования.
Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках.
3. III. Выразительные средства лексики.
Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”.
4. Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
5. Перифраза и ее разновидности.
6. Эпитет как разновидность тропа.
7. Сравнение – простейший вид тропа.
8. Олицетворение – один из распространённых художественных тропов.
9. Гипербола и литота.
10. IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.
Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.
11. V. Выразительные средства синтаксиса.
Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.
12. Градация. Словесные повторы
13. Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”
14. Оксюморон.
15. Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.
16.
17. Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые”
Итоговый тест «Средства речевой выразительности»
Использованная литература:
Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк.-2001 - №1.– С.74-77.
Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ СОШ №2
г. Беслан
Правобережного р-на
__________Гокинаева В.Н.
______________2013 г.
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
в 9 классе
«Средства
речевой
выразительности»

Подготовила:
Гасинова Р.Г.,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ №2
Г.Беслан
2013