РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.15, ОГСЭ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» предмет «Лечебная физическая культура»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум »


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР и.о. директора ГПОУ ДЭМТ ________ Михненко Р.Н. _________ Караван И.А.
«28» августа 2015 г. «31» августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.15, ОГСЭ.04 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
предмет «Лечебная физическая культура»

по специальностям:
22.02.05 «Обработка металлов давлением»
09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы»
09.02.02 «Компьютерные сети»
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производства (по отраслям)»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
22.02.01 «Металлургия черных металлов»

2015

РЕЦЕНЗИЯ

Фамилия, имя, отчество: Яворский Константин Иванович,
Должность, место работы: преподаватель физической
культуры Донецкого горного техникума им. Е.Т. Абакумова
Вид рецензируемой работы: Рабочая программа
Фамилия , имя , отчество автора: Беляева Галина Васильевна
Название учебного заведения: ГПОУ « ДЭМТ »

Отзыв рецензента

Рецензируемая программа учебной дисциплины ОДБ.15, ОГСЭ.04 «Физическая культура» по предмету « Лечебная физическая культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ДНР и предназначена для изучения физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена, служащих по специальностям:
22.02.05 «Обработка металлов давлением»
09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы»
09.02.02 «Компьютерные сети»
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования (по отраслям)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электоромеханического оборудования»
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
22.02.01 «Металлургия черных металлов»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производства (по
отраслям)»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


Рабочая программа ориентирована для достижения следующих целей:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значение в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; восемнадцать
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Основу программы составляют разделы:
1. Социально-биологические основы физической культуры;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Гимнастика;
4. Стретчинг гимнастика;
5. Легкая атлетика;
6. Спортивные игры. Баскетбол;
7. Спортивные игры. Волейбол.

Рабочая программа направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.


Преподаватель физической культуры,
специалист высшей категории ________ К.И. Яворский



РЕЦЕНЗИЯ

Фамилия, имя, отчество: Задорожный Николай Федорович
Должность, место работы: преподаватель высшей категории
ГПОУ ДЭМТ,
Вид рецензируемой работы: Рабочая программа
Фамилия, имя, отчество автора: Беляева Галина Васильевна
Название учебного заведения: ГПОУ « ДЭМТ»

Отзыв рецензента
Рецензируемая программа учебной дисциплины ОДБ15,ОГСЭ.04 «Физическая культура» предмета «Лечебная физическая культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ДНР и предназначена для изучения физической культуры в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена, служащих по специальностям:
22.02.05 «Обработка металлов давлением»
09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы»
09.02.02 «Компьютерные сети»
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных
комплексов»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования (по отраслям)»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования»
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
22.02.01 «Металлургия черных металлов»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производства (по
отраслям)»


Базисом программы явились практические проблемы современного образа жизни молодежи, состояния ее физического, психического и нравственного здоровья, становление личности профессионала, укрепления здоровья студентов и профилактика различных заболеваний, формирование правильной осанки.
Программа (теоретические, практические, учебно-методические, учебно-тренировочные занятия) направлена на совершенствование физической кондиции валеологической и профессиональной двигательной подготовки обучающихся с учетом требований к молодым специалистам в современных социальных условиях.
Программа нацелена на формирование у обучающихся физической культуры личности здорового образа жизни и психофизических способностей и качеств, которые обеспечивают готовность к социально-профессиональной деятельности.





Преподаватель физической культуры,
специалист высшей категории __________ Н.Ф.Задорожный












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОДБ.15, ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
«Лечебная физическая культура»

Лечебная физическая культура – составная часть культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей личности с целью гармоничного формирования развития активной жизнедеятельности.
Проект программы направлен на решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач «Лечебной физической культуры». Программа составлена с учетом наиболее благоприятных жизненных и анатомо-физиологических периодов в воспитании и развитии физических качеств студентов.
Преподаватель дисциплины с помощью всех форм и методов работы должен заложить фундамент физической культуры, указать студенту пути овладения необходимыми знаниями, навыками и умениями, методикою развития физических качеств, необходимых для укрепления здоровья, здорового способа жизни.
Основным организационно-педагогическим принципом физического воспитания студентов, в основе программы дифференцированное использование способов физической культуры на занятиях со студентами разного возраста, с учетом состояния здоровья, степенью физического развития и уровня физической подготовленности. Такой подход предусматривает условия, при стойком улучшении самочувствия, последовательно перейти в подготовительную, а затем в основную медицинскую группу.
Основные задания, которые реализуются в специальной медицинской группе:
Повышение интеллектуальной и физической работоспособности.
Укрепление здоровья как основы физического развития
Знакомство с методами устранения возможных функциональных изменений в организме под влиянием длительной болезни (формирование осанки, закаливание, самомассажа, и разновидности дыхания и т.д.)
Усвоение основных жизненно важных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой по физической культуре.
Формирование знаний в области личной гигиены и здорового способа жизни
Воспитание толерантности и культуры поведения.
Занятия лечебной физической культуры могут проводится как на свежем воздухе с использованием необходимого оборудования, так и в помещениях, но с соблюдением установленных санитарно-гигиенических норм и требований, мер по предотвращению спортивного травматизма.
Студенты, которые отнесены по состоянию здоровья в специальную физическую группу, занимаются физическими упражнениями которые им не противопоказаны.
В программе специальной медицинской группы предусмотрено ограничение выполнения физических упражнений на силу, быстроту, выносливость, и выполнение элементов акробатики. Физические упражнения прикладного и профессионального направления не включаются.
Студенты должны уметь определять показания пульса и дыхания. Меж предметные связи с биологией, анатомией, химией, физикой.
Вид контроля умений и навыков студентов – зачет («зачтено», «не зачтено»).
На занятия по предмету лечебной физической культуры отводится 78 часов, из них:
1 семестр – 32 часа
2 семестр – 46 часов






СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

условия реализации учебной дисциплины

18

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.15, ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

«Лечебная физическая культура»


1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным стандартом среднего (полного) общего образования для технического и гуманитарного профилей.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
укрепление здоровья, закаливание организма, и повышение уровня работоспособности.
овладение двигательными умениями и навыками.
обновление нарушения функция организма, компенсация отдельных утерянных функций.
применение знаний и навыков с использованием способов физической культуры в режиме в учебных знаний, труда и отдыха.
Приобретения навыков самостоятельных физических упражнений

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студент 78 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента -74 часа;
- лекционной работы студента- 4 часа;
- самостоятельная работа – 15 часов;
Содержание учебной программы:

Студентам специальной медицинской группы необходимо овладеть знаниями, которые перечислены дальше:

Первый год обучения:

влияние физических упражнений на здоровье и физическое развитие человека;
негативное влияние вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков и борьба с ними;
правила и приёмы закаливания и самомассажа;
правила самоконтроля за массой, режимом питания, сном, пульсом, частотой дыхания.

Второй год обучения:

гигиена-наука о сохранении ,улучшении здоровья: гигиена сна, питания, уход за полостью рта: гигиенические требования к одежде, обуви, учебным помещением;
значения и принципы построения комплексов утренней гигиенической гимнастики;
физиологические основы и гигиеническое значение закаливания: водные, воздушные процедуры; значения занятий физическими упражнениями на свежем воздухе;
правила самостоятельного выполнения физических упражнений.

Третий учебный год:

задания и содержание врачебного контроля, его значение для здоровья и повышения физического развития студентов;
самоконтроль, его значение и содержание; объективные данные самоконтроля: масса, рост, жизненная вместимость легких; субъективные данные: сон, аппетит, настроение, работоспособность;
подготовка студентов к трудовой деятельности, воспитание в них необходимых привычек и физических качеств: силы, выносливости, скорости, гибкости;
специфика профессионально-прикладной физической подготовки каждого специального учебного заведения.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов


Максимальная учебная нагрузка (всего)
78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
74

в том числе:


лекции
4

практические занятия
74

Самостоятельная работа студента (всего)
15

Основы психогигиены
1

История развития лечебной физкультуры
1

Профилактика заболеваний
1

Нетрадиционная система укрепления здоровья и физического совершенства
1

Психогигиена и психопрофилактика
1

Самомассаж, точечный массаж
2

Комплекс упражнений с гимнастической палкой
1

Гимнастика и виды гимнастики. Комплекс дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой
1

Классификация видов легкой атлетики
1

Основные и общие правила закаливания. Методика закаливания.
1

История развития баскетбола
1

Двигательная активность студента и ее активность на развитие прыгучести
1

История развития волейбола
1

Методика физического воспитания, методы и приемы
1

Итоговая (семестровая) аттестация в форме зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Лечебная физическая культура

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1.Теоретическая часть.
1-2 с
6


Тема 1.1.
Социально-биологические основы физической культуры.
Содержание учебного материала
Средства физической культуры в регулировании работоспособности студента
Общее представление об организме человека и его саморегуляции.
Современные оздоровительные системы физического воспитания и их роль в формировании здорового образа жизни. Влияние экологических факторов на здоровье человека.
6
1


Лекции
4



1
Сохранение и укрепление здоровья.




2
Профилактика заболеваний.




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов:
1. Основы психогигиены
2. История развития лечебной физкультуры



2
3

Раздел 2. Практическая часть.




Тема 2.1
Дыхательная гимнастика
Содержание учебного материала: Преподавание гимнастики в техникуме происходит с учетом подготовленности студентов и обеспечения снарядами и спортивным оборудованием. Данная тема является инновационной и проводится впервые. В виде домашних заданий студенты познакомятся с УГГ – утренней гигиенической гимнастикой. Ознакомятся с приемами массажа и самомассажа.
18



Практические занятия
10
2


1
Комплекс упражнений на дыхание.




2
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.




3
Комплекс упражнений на формирование осанки.




4
Упражнения с гимнастическими палками.




5
Совершенствование к.у. на дыхание.ОФП




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов:
1. Профилактика заболеваний
2. Нетрадиционная система укрепления здоровья и физического совершенства
2
3

Тема 2.2
Гимнастика.
Содержание учебного материала Содержание учебного материала:
Изучение общеразвивающих упражнений. Изучение строевой подготовки. Разработка гимнастических комплексов упражнений (утренней гимнастики, упражнений на дыхание, на растяжение мышц и их расслабление, на укрепление мышц рук, ног, туловища, спины, позвоночника и т. д.)
18



Практические занятия
16
2


1
Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения.




2
Упражнения на осанку.




3
Индивидуальные упражнения.




4
Упражнения у гимнастической стенки.




5
Комплекс упражнений на гимнастической скамейке.




6
Комплекс упражнений с гимнастической палкой.




7
Упражнения в равновесии.




8
Акробатические упражнения.




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов:
1. Комплекс упражнений с гимнастической палкой
2. Гимнастика и виды гимнастики
2
3

Тема 2.3. Стретчинг гимнастика
Содержание учебного материала В самостоятельную работу входит посещение тренажерного зала и залов аэробики, что является мотивацией к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
17
2


Практические занятия
14



1
Комплекс упражнений на развитие гибкости.




2
Утренняя гигиеническая гимнастика.




3
Производственная гимнастика. Упражнения на гибкость.




4
Комплекс упражнений тонического стретчинга.




5
Упражнения с мячами для фитнеса.




6
Комплекс упражнений, коррекции опорно-двигательного аппарата.




7
Комплекс упражнений тонического стретчинга.




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов:
1. Психогигиена и психопрофилактика.
2. Самомассаж, точечный массаж
3
3

Тема 2.4.
Легкая атлетика.
Содержание учебного материала Обучение техники бега на длинные дистанции с низкого, среднего и высокого старта. Повышение уровня ОФП (специальные беговые упражнения). Развитие совершенствование физических качеств (быстроты,
координации движений, ловкости и т. д.)
16



Практические занятия

14


2


1
Прыжки в длину с места




2
Метание мяча на дальность.




3
Прыжки со скакалкой за 30 секунд.




4
Челночный бег 4х9 м.




5
Бег на короткие дистанции.




6
Воспитание выносливости.




7
Эстафеты.




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов:
1. Классификация видов легкой атлетики
2. Основные и общие правила закаливания. Методики закаливания.
2
3

Тема 2.5.
Спортивные игры. Баскетбол.
Содержание учебного материала Развитие логического мышления в баскетболе. Применение правил игры в баскетбол в учебной игре. Броски мяча в кольцо с места. Совершенствовать технические элементы баскетбола в учебной игре.
12



Практические занятия
10
2


1
Броски мяча в кольцо.




2
Ведение мяча «змейкой».




3
Ведение мяча с обводкой.




4
Ловля и передача мяча на месте.




5
Ловля и передача мяча в движении.




Самостоятельная работа обучающихся:
Темы рефератов:
1. История развития баскетбола
2. Двигательная активность студента и ее активность на развитии при участи

2
3

Тема 2.6. Спортивные игры. Волейбол.
Содержание учебного материала Волейбол. Обучение техники приема, передачи мяча. Обучение технике игры (волейбол). ОФП. основные направления развития физических качеств.
12



Практические занятия
10
2


1
Верхняя передача мяча двумя руками.




2
Нижняя передача мяча двумя руками.




3
Верхняя подача мяча.




4
Нижняя подача мяча.




5
Подача мяча на точность .Учебная игра.




6
Двухсторонняя игра




Самостоятельная работа обучающихся
Темы рефератов;
1. История развития волейбола
2. Методика физического воспитания, методы и приемы
2
3

Зачет



Всего:
78







3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, плоскостных спортивных сооружений.
Оборудование:
Скакалки, гимнастические палки, мячи: волейбольные, баскетбольные,

гимнастические коврики.


3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:
1.Бишаева А.А. Физическая культура (3-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни- М.:Мысль 2007
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры- М.:Астрель- АСТ,2008
Решетников Н.В. Физическая культура (11-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г
Курилова В.И. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. – М.: ФиС, 1976 – 125с.
Паффенбаргер Р., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. – Киев. Олимпийская литература, 1995 – 128с
Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. – К.: Здоровье . 1985 – 80 с
Лаптев А.П.; Полиевский С.А .Гигиена .Учебник для институтов и техникумов физической культуры М.: ФиС 20098
Бышаева А.А.,Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология :учебное пособие для студентов вузов: для в 3ч.Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью.-Кострома,2912г.

Дополнительные источники:
1.Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры. – К.: Здоровье, 1997. – 134 с.
2.Белов Р.А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой: Учебной Пособие. – К.: Высшая школа, 1988. – 208 с.
3.Гогулан М. Система здоровья НИШИ. – К.: 1996. 178 с.
Интернет-русурсы:
1. Сайт библиотех:
2. Центр информационно-образовательных ресурсов – fcior.edu.ru
3. Учебно методический центр СПО ДНР
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентом контрольных заданий и нормативов.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения


уметь:
- Использовать медико-гигиенические навыки для укрепления здоровья.

знать:
- О роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека.
- Основы здорового образа жизни.
- Правила самоконтроля за массою, режимом питания, сном, пульсом, частотою дыхания.
- Правила приема закаливания и самомассажа.


Текущий контроль технических умений и навыков.
Выполнение тестовых заданий.
Выполнение индивидуальных заданий.
Участие в беседе с преподавателем о мерах безопасности во время проведения занятий. Соблюдение мер личной и общественной гигиены.
Выполнение индивидуальных заданий.
Самоконтроль, его значение и содержание; масса, рост, жизненная емкость легких; субъективные данные: сон, аппетит, настроение, работоспособность.












Список рекомендованной литературы


1. Бишаева А.А. Физическая культура (3-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г.
2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни- М.:Мысль 2007
3. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры- М.:Астрель- АСТ,2008
Решетников Н.В. Физическая культура (11-е изд.стер.) М-«Академия» учебник 2011г
4. Курилова В.И. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. – М.: ФиС, 1976 – 125с.
5. Паффенбаргер Р., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. – Киев. Олимпийская литература, 1995 – 128с
6. Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. – К.: Здоровье . 1985 – 80 с
7. Лаптев А.П.; Полиевский С.А .Гигиена .Учебник для институтов и техникумов физической культуры М.: ФиС 20098
8. Бышаева А.А.,Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология :учебное пособие для студентов вузов: для в 3ч.Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью.-Кострома,2912г.

Дополнительные источники:
1.Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры. – К.: Здоровье, 1997. – 134 с.
2.Белов Р.А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой: Учебной Пособие. – К.: Высшая школа, 1988. – 208 с.
3.Гогулан М. Система здоровья НИШИ. – К.: 1996. 178 с








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT142015