Конспект урока по математике на тему Четные и нечетные числа по методике Шадрикова (3 класс) УМК Перспектива
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Разработка конспекта урока математики
в 3 классе на тему:
«Чётные и нечётные числа»
по методике В.Д. Шадрикова
Выполнила
Сарапкина Мария Александровна,
учитель начальных классов
Нижнекамск, 2015 г.
План-конспект урока математики
по теме:
"Чётные и нечётные числа"
Цель:
Познакомить с понятиями «чётные» и «нечётные» числа.
Задачи:
Научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи;
Развивать математическую смекалку и творческое мышление;
Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Средства обучения:
Учебник «Математика» 3 класс. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.;
презентация «Четные и нечетные числа»;
мультимедиасистема;
раздаточный материал: карточки с таблицами по одной на парту для работы
Методы и приемы:
словесные – вопросы, рассказ-объяснение, чтение задания в учебнике
наглядные – демонстрация слайдов, документов
практические – работа с текстом, схемами
Тип урока: урок открытия нового знания
Литература:
Учебник для 3 класса «Математика» Дорофеев Г.В.,Миракова Т.Н..
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.
Рабочая программа
Ход урока:
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент (1-2 мин)
Задачи учителя:
Подготовить учащихся к работе на занятии и
настроить на эффективную работу на уроке
Метод: беседа, эмоциональный, психологический настрой обучающихся.
Задачи учащегося :
Проверить свою готовность к уроку
Метод: самопроверка
взаимопроверка
Цель организационного момента:
настроить обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока.
Добрый день, ребята!
Чтение стихотворения:
Снег ложился на землю тихо.
Был он легок, прозрачен, сух.
Будто терлась о ствол зайчих
И пускала по ветру пух.
Месяц скрылся за белой горкой,
Хоть из снега его лепи.
Разбежались по темным норкам
Все зверьки, что живут в степи.
- Ребята, о каком времени года эти строчки?
- Я предлагаю вам сегодня погулять по зимнему лесу.
- Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо!
- Проверьте готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? У вас на парте должно быть не менее 5 предметов (ручка, карандаш, учебник, дневник , тетрадь)
- Поднимите руки у кого не хватает какого- либо предмета!
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.
Приветствуют учителя
Обучающиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок.
- Эти строчки о зиме.
Смотрят слайд 1
Проверяют всё ли на месте
Записывают в тетради число, классная работа.
2
Опрос обучающихся по пройденному материалу. Устный счет (10 мин)
Задачи учителя:
Выявление пробелов и их коррекция;
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме Умножение и деление на 2..
Метод ( приём):
Фронтальная беседа, практическая работа: решение примеров на карточке;
-вопросы по пройденной ранее теме;
- поощрения.
Задачи учащегося:
уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности выполнение заданий, уметь оценивать себя
Методы:
Индивидуальная работа
Самопроверка
Взаимопроверка
Критерии достижения целей:
В ходе использования
оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
учащийся должен
хорошо знать таблицу умножения и деления на 2.
Цель повторения:
привести в систему знания, полученные ранее.
2. Соревнование по группам на время: «Кто первый решит».
- Чей ряд справится с заданием раньше, тот быстрее дойдет до леса.
- Проверьте ответы на карточках и нарядите елочку снежинками.
- Молодцы! Все ребята успешно дошли до леса. (Слайд 3).
- Какие знания вам понадобились, чтобы верно найти значения всех выражений на карточках?
Выполняется задание на карточке:
3 х 2 6х1
2 х 6 2х0
4 х 2 2х9
16 : 2 2:2
18 : 2
2 х 7
12 : 2
2 х 5
Каждый ученик находит значение одного выражения и передает карточку следующему ученику.
Старший из группы проверяет задание. И один из учеников открывает снежинку на елочке. (Слайд № 2).
- Знание таблицы умножения на 2 и соответствующих случаев деления.
3
Изучение нового учебного материала. (15 мин)
Задачи учителя:
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками
научный путь познания
Задачи учащихся:
уметь отличать четное число от нечетного
Методы обучения:
Основной – проблемный
Частные методы и методические приемы:
- объяснение; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием
демонстрационного эксперимента и показ слайдов.
Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием эвристической беседы с проводимыми опытами
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу:
Максимальное использование самостоятельности при выделении главного.
Уметь добывать знания при использовании учебника
Цель изучения нового материала:
Познакомить с четными и нечетными числами; помочь обучающимся различать их; учить работать такими числами, анализировать и делать выводы.
- Назови лишний предмет. (Слайд №4).
Изображены: шапка, конек, носок, варежка, сапог, чулок, перчатка.
- А все ли предметы можно разложить по 2? Давайте проверим.
Практическая работа в парах.
Цель работы: 1) разбить заданные предметы на группы по 2;
2) установить, что есть такие числа, которые нельзя разделить на 2.
Ход работы:
- На столе у вас лежат варежки. Сосчитайте, сколько их?
- Разложите варежки парами. Какой вывод можно сделать?
- Посчитайте, сколько у вас больших кругов (комков снега)?
- Разложите большие круги парами. Какой вывод можно сделать?
- Сосчитайте маленькие круги (комки снега). Разложите их парами.
- Сосчитайте, сколько овалов? Разложите их парами.
- Что установили в ходе работы?
- Что можно слепить из этих комочков снега?
- Откройте учебник на стр. 72. Прочитайте вывод в рамке. Что нового узнали?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Сформулируйте основную цель урока. Чему будем учиться?
- МОЛОДЦЫ, ребята. Все верно. Давайте теперь немножко отдохнём.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
- Лишний предмет шапка. Потому что остальные предметы используются только по два.
Лишним предметом может быть конек, так как это спортивный инвентарь, а остальные – предметы одежды.
Дети пересчитывают варежки – их 6.
Учащиеся раскладывают варежки парами и делают вывод, что 6 делится на 2.
- Больших кругов 7.
- Дети выполняют задание и делают вывод, что 7 на 2 не делится.
- Маленьких кругов 5. 5 на 2 не делится.
Овалов 8. 8 делится на 2.
- Есть числа, которые делятся на 2 и числа, которые не делятся на 2.
- Можно слепить снеговика. (Слайд 5).
- Числа, которые делятся на 2 называются четными; числа, которые не делятся на 2 называются нечетными. (Слайд 6).
- Четные и нечетные числа.
- Наблюдение над четными и нечетными числами в ходе выполнения различных заданий.
Руки вверх, тянутся
Поднимаются
Руки опускают.
4
Закрепление учебного материала (10 мин)
Задачи учителя:
Уметь
определять четное число или нечетное, применять эти знания при решении примеров и задач.
Задачи ученика:
Закрепить умение по определению четных чисел и нечетных, прогнозировать
реакцию среды.
Развивать навыки отличия четных чисел и нечетных.
Методы:
Методы:
Наглядные (показ слайдов), практические (решение задач, нахождение лишнего), словесные.
Для развития коммуникативных мотивов используется работа в группах
Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
Активная и продуктивная деятельности учащихся по решению заданий.
Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения обучающимися нового учебного материала.
Стр. 72 №1,2.
Цель работы: 1) наблюдение над связью между четностью – нечетностью компонентов и результатов действия умножения.
- Назовите четные числа.
- Назовите нечетные числа.
- Запишите числа от 1 до 10 в тетрадь. Подчеркните только нечетные числа.
- Умножьте на 2 все нечетные числа в ряду. Запишите произведения. Что заметили?
- Умножьте на 2 все четные числа в ряду. Запишите произведения. Что заметили?
Какой вывод можно сделать? (Слайд 7).
Молодцы! Замечательно! Я рада, что вы всё поняли.
- Ребята, посмотрите, кто приветствует нас в зимнем лесу? (Слайд 8).
- Каких птиц вы видите? Как их называют?
- Птицы вам принесли задания. Установите порядок действий и найдите значение выражений.
- Назовите числа, которые у нас получились.
- Как определить четные они или нечетные? Как вы думаете? Миша ты понял? Тогда объясни, что нужно сделать, чтобы узнать число чётное оно или нет?
Решение геометрической задачи.
- Ребята, как мы можем помочь птицам долгой холодной зимой?
Задача. Основание кормушки имеет форму прямоугольника. Длина прямоугольника 3 дм, а ширина 2 дм. Найдите периметр и площадь кормушки. (Слайд 9 - 10).
- Что вы знаете о сторонах прямоугольника?
- Как найти периметр прямоугольника?
- Как найти площадь прямоугольника?
Решение текстовой задачи.
- Ребята, что вы знаете о клестах? (Слайд 11).
- Какие вы молодцы, все знаете. А давайте попробуем решить задачу о наших зимующих друзьях.
Задача. В двух гнездах клестов лежало по 6 яиц. Вскоре из них появились на свет 4 птенца. Сколько яиц осталось в обоих гнездах?
- Мы совершили прогулку по зимнему лесу. Пора возвращаться обратно. Я предлагаю свою тропинку для работы в группах. (Слайд 12 – 14).
Цель работы: 1) провести наблюдение и установить связь четности – нечетности компонентов с четностью – нечетностью результатов арифметических действий.
- Какой из ответов будет лишним? И почему?
- 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18
- 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- 2 6 10 14 18
- В произведении получились четные числа.
4, 8. 12, 16, 20
- В произведении получились четные числа.
- При умножении любого числа на 2, в произведении получается четное число.
- Птицы.
- Снегирь, синица, клест, воробей. Это зимующие птицы.
У доски ученик выбирает любой пример и решает его. Остальные примеры решаются в группах.
(78 – 39) + (92 – 47) = 84
60 – (85 - 56 + 19) =12
(26 + 54 - 31) + 15 = 64
34 + (96 - 69) - 57 = 4
- 84, 12, 64, 4.
- Надо посмотреть на последнюю цифру. Если последняя цифра
обозначает четное число, то все число – четное – делится на 2.
- Можно сделать и развесить кормушки.
Дети записывают условие задачи:
а – 3 дм
в – 2 дм
Р пр. – ? дм
S пр. – ? дм2
- У прямоугольника противоположные стороны равны.
Р пр = ( 3 + 2) х 2 = 10 (дм)
Р пр. = 3 х 2 + 2 х 2 = 10 (дм)
S пр. = 3х2 = 6 (дм2)
У клестов птенцы появляются в зимнюю стужу, так как они питаются семенами шишек. Гнезда клестов – корзиночки – хорошо утепляются мхом и лишайником. Отложив первое яйцо самка садится обогревать его. Она не сходит с гнезда пока не появятся птенцы, кормит ее самец. Птенцы не менее трех недель находятся в гнезде и согревают друг друга.
Дети записывают краткую запись и решают задачу.
Решение: 6*2-4=8(Я)
Ответ: 8 яиц осталось.
Решаются цепочки:
56 – 36 – 2 х9 х 5 = 10
20 + 20 – 36 : 2 + 9 = 11
10 : 5 + 56 – 46 : 2 = 6
15+15-18:2+8=29
6, потому что 6-единственное четное число.
5
Задание на дом (3 мин)
Задачи учителя:
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей самостоятельной работы дома с целью закрепления материала урока в зависимости от уровня усвоения учащимися знаний, полученных на уроке
Добиваться
адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Дать учащимися информации о реальных результатах учения
Задачи учащегося : оценить свою работу на уроке.
Разобраться ,что нужно сделать дома, записать домашнее задание
Критерии:
Полное представление того, что надо сделать дома к следующему уроку.
Получена реальная оценка за работу на уроке.
Методы:
Словесные (определение и разъяснение).
Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы.
-Откройте дневники, запишем домашнюю работу
- Домашняя работа С.73 правило наизусть на с.72
(Учитель объясняет задание подробно.)
Учащиеся записывают д.р в дневник
6
Рефлексия (6 мин)
Задачи:
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения в осмыслении своих действий и самооценке.
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества, прогнозирования.
Критерии:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Умение правильно оценить своё состояние.
понимать ,что нужна регулировать , чтобы
лучше усвоить полученные знания
Методы:
словесные
- А сейчас, ребята, подошло время подвести итог нашего урока.
- С какими числами вы познакомились на уроке?
- Какие числа называются четными и нечетными? Приведите примеры.
- Какие задания вы выполняли легко, с удовольствием?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Оцените свою работу на уроке по лестнице достижений. (Слайд 15).
- Ну что же ребята, я вижу, что большинство уверенны в полученных знаниях
А вот Васе и Мише нужно помочь
Маша ты поможешь Мише,
Егор поможет Васе.
Согласны, ребята?
Урок окончен .
Всем спасибо за хорошую работу на уроке!
- С четными и нечетными числами
- Числа, которые делятся на 2 называются четными; числа, которые не делятся на 2 называются нечетными. (2, 4, 6, 8 - четные; 3, 5, 7-нечетные)
Дети себя оценивают самостоятельно, ставя на ступеньку лестницы достижений человечка. При проверке тетрадей работу ученика на уроке оценивает учитель
Конечно.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Рисунок 115