Конспект урока «Зима – покой природы» (1 класс, программа «Школа 2100»)
Урок по окружающему миру
на тему:
«Зима – покой природы»
(1 класс, программа «Школа 2100»)
Цели и задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знания об окружающем мире, зиме, как одном из времени года; способствовать формированию умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и месяцах; научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; способствовать воспитанию понимания ценностей и красоты родной природы; развивать у младших школьников стремление к познанию окружающего мира; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют называть основные особенности зимы, как времени года и особенности зимних месяцев; умеют определять свое отношение к окружающему миру: оценивать правильность поведения людей зимой, помогая птицам и животным.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению нового; имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий):
Регулятивные УУД: организуют свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ ( наблюдений; )высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, экрана; контролируют свои действия по ориентированию в учебнике и рабочей тетради; определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
Познавательные: общеучебные - добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник и рабочую тетрадь. используют свой жизненный опыт из собственных наблюдений за объектами природы; используют информацию, полученную на уроке; выполняют индивидуальные задания и групповые; логические - устанавливают причинно - следственные связи; характеризуют время года; понимают информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической и др.
Коммуникативные: совместно раскрывают поставленную цель урока, обдумывают, обмениваются мнениями и строят монологические высказывания; аргументировано отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения; адекватно используют речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, монолог).
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы: проблемные методы обучения; частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный; принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; работа в парах; работа с источником информации, с доской и учебным оборудованием.
Дидактические средства и оборудование: для учителя – презентация, музыка, плакат с изображением предметов, веточка сосны, березы и ее почки, Дед мороз из картона, проектор; для учеников – учебник (1 ч.) и рабочая тетрадь (1ч.) «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, карточки для групповой работы, карточки Х и 0,плакат "Поможем зимующим птицам", карточки настроения, веточки ели и сосны, снежинки сделанные руками детей.
План урока:
I.Организационный момент.
II. Целеполагание и мотивация.
III. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
IV.Совместное «открытие» новых знаний.
V. Самостоятельное применение знаний.
VI. Итог урока. Рефлексия
Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок для вас.
Встаньте все у парт красиво, поздоровайтесь учтиво.Повернитесь-ка друг к другу.Улыбнётся друг пусть другу.Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.Тихо сядьте, спинки прямо.Все легонечко вздохнём,Разговор наш заведём
- Сегодня к нам на урок пришел долгожданный гость, он будет помогать нам получать новые знания.
-Кто это, догадались?(Это Дед Мороз)
-Дедушка Мороз приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны..
II. Целеполагание и мотивация.
1.-Сейчас проверим, какие же вы внимательные. Отгадайте загадку от Деда Мороза, она подскажет вам тему нашего урока. Отвечайте дружно хором.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная ...(Зима)
-Молодцы!
2. -Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о зиме).
- А что за 3 белых скакуна везут зиму? (Это зимние месяцы).
- А какие зимние месяцы вы знаете?(Декабрь, январь и февраль).
-Правильно.
III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.
-Теперь уточним тему урока, откройте учебник на стр.84 и прочитайте тему.(Зима - покой природы).
-Молодцы!
- Дедушка Мороз спрашивает вас, почему зиму называют «покой природы», кто скажет?
(Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора).
(Если дети затрудняются ответить, нужно уточнить значение слова "покой",затем прочитать значение слова в словаре).Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и о чем еще?
-Нам поможет это узнать "Дерево предсказаний"(Открываю слайд "Дерево предсказаний"с картинками).
- Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить? ( О жизни растений и животных зимой, признаках зимы).
IV.Совместное «открытие» новых знаний.
- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.
1. Работа с изображением на экране.
– Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса, которую для вас приготовил Дедушка Мороз, и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе зимой?
( Зимой природа надевает снежный наряд, становится холодно, реки замерзают, идет снег. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза. Почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Посмотрите. (Учитель демонстрирует веточки берёзы разрезает почку; показывает детям. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя на парте).– Ребята, все ли деревья сбрасывают листья, готовясь в зиме?(Нет)
-А какие деревья не сбрасывают листья ? (Хвойные: ель, сосна, кедр, тис и т.д.).
- Рассмотрите строение иголочек хвойных деревьев. Они покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз.
2. Работа по учебнику.
- Ребята, сейчас поработаем в паре.
Откройте рабочую тетрадь по окружающему миру на с. 36, найдите задание № 4.
-Прочитает задание...(Дети читают).
-Что надо сделать? (Дети отвечают, что должны обвести синим карандашом предметы, которые встречают только зимой, а красным карандашом, те которые не встречающиеся зимой.
- Верно,«Что встречаем – не встречаем зимой»?
(Плакат учитель вывешивает с изображением: цветок, лист осенний, снежинка, сосулька, снеговик, гриб, варежки или лыжи, снегирь,).
(Двое учеников работают у доски, фломастерами обводят предметы, а остальные - самостоятельно в тетрадях).
Взаимопроверка.
- А теперь проверим как вы выполнили задание.
- Ребята, обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга по парте,сверяйте с работой детей у доски.
(Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания. Сверяют с работой детей у доски).
(Снеговик. Его встречаем только зимой, обвели синим кружком, сосульку - синим кружком, т.к...,варежки и т.д.).
-Молодцы!
Физкультминутка.
-Сейчас свершится волшебство, ведь у нас в гостях сам Дедушка Мороз. (Звучит вальсовая музыка "Зимний вальс").
- Все встаньте!
- Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке технологии. Двигайтесь под волшебную музыку. (Звучит вальсовая музыка).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
- Молодцы!
- А кто из вас знает, почему зимой идет снег? (На улице холодно).
- А из чего состоит снег? ( Снег состоит из замерзшей воды, снежинок).
- А кто вспомнит наш эксперимент со снегом и скажет, почему же хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела, снежинки ломаются).-Верно, молодцы!
- Сейчас Кристина расскажет стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Снежок".
Снежок порхает, кружится,На улице бело.И превратились лужицыВ холодное стекло.Где летом пели зяблики,Сегодня - посмотри! -Как розовые яблоки,На ветках снегири.Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух,И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.
-Молодец!
-Скажите, а изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?(Да)
-Какие они трудности они испытывают зимой?(Им стало холодно и голодно).
-Почему зимой многие звери и птицы из леса жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)
-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.
- А каких зимующих птиц вы знаете?
(Воробей, ворона, галка, снегирь, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики).
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Отвечают).
- Сейчас Кирилл прочитает стихотворение, которое называется "Покормите птиц зимой".Написал это замечательное стихотворение Александр Яшин.( Кирилл выходит держит плакат "Поможем зимующим птицам").
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну!
-После урока мы пойдем повесим наши кормушки с зерном птицам.
V Самостоятельное применение знаний.
1.Групповая работа.
- Сейчас поиграем в игру " Четвертый лишний"
- Ребята, что для птиц страшнее: голод или холод?
Зачеркните лишнее слово, назовите первую букву. Из букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.
1. Шуба, галоши, варежки, валенки. Г
2. Декабрь, январь, февраль, октябрь. О
3. Воробей, ласточка, голубь, снегирь. Л
4. Медведь, олень, хомяк, еж О
5. Сосна, дуб, кедр, ель. Д
- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух, для них теплая одежда, а птичья кровь горяча и поэтому мороз птицам не так страшен. А страшен – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.
2.- Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики».
- Если ответ верный, поднимаете карточку Х, если нет - О.
1.Верно ли, что зимой природа отдыхает? (+)
2. Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
3. Летом идет снег? (О)
4.Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
5. Зимой на деревьях распускаются почки? (О)
6. Зимой земля покрыта снегом? (О)
7. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
8. Зимой мы купаемся в речке? (О)
VI Итог урока. Рефлексия.
- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – это покой природы»?(Ответы учеников)
- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Отвечают)
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
-Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника в красной рамочке.
-Что показалось вам наиболее интересным на уроке?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?( Дети поднимают кружок: красный, желтый или синий).
- Поднимите руки те, кто:
-работал в полную силу;
-работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Поднимите свои карточки настроения.
-Молодцы! Вы все активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя.
- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Деда Мороза.
- Но сначала отгадайте загадку:
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
В ветру зимнему привык
Наш приятель...(снеговик)
-На память о сегодняшнем уроке Дед Мороз дарит вам " снеговиков", которых вы можете наклеить на обложку тетради.
Наступает самый лучший праздник и самый любимый.
-Какой праздник, кто назовет? (Новый год)
Давайте и мы с вами подарим Деду Морозу снежинки с пожеланием здоровья, мира и добра. (Дети прикрепляют снежинки к доске).
- Спасибо, урок окончен.
Методическая литература:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2011.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1класс: Я и мир вокруг.– М.: Баласс, 2011.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир», 1класс: Я и мир вокруг.– М.: Баласс, 2011.
5. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 1-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 1-4 классы: олимпиадные задания. – Волгоград: Учитель, 2010.
7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Занимательное природоведение для младших школьников – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];, 2010
9. Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, А.С. Раутиан, «Я и мир вокруг» - Волгоград: Учитель, 2012
10. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012.- Стандарты второго поколения).
11. Яшин А. Я. Стихи. Россия - Родина моя. - Москва: Художественная литература, 1967..
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
=ђЗаголовок 415