Рефлексивный отчёт о проведённом коучинг занятии на тему «Педагогическая компетентность»
Рефлексивный отчёт коучинг занятия
«Педагогическая компетентность»
Ахуновой Шахназы Улугбековныучителя английского языка
школы-гимназии № 1 им А.С. Пушкина г. Шымкента
Образование является одним из главных социальных институтов. В
настоящее время оно претерпевает значительные изменения. Меняется образовательная парадигма и это, безусловно, способствует определенным изменениям в преподавании. Современное образование наполнено процессами глобализации, гуманизации, интеграции, информатизации. Это все не может оставить неизменным процесс
преподавания.Как и любой специалист, преподаватель должен соответствовать требованиям, которые диктует государство, общество и современный ритм жизни.
Преподаватель значительно влияет на духовный мир студента, его интеллектуальный потенциал и мировоззрение. Преподаватель должен уметь адекватно оценивать и корректировать свое поведение. Развитие учащегося является одним из основных предназначений преподавателя. В его профессиональные обязанности входит развитие личности учащегося, воспитание гуманных качеств и уважительного отношения к окружающим. В последнее время часто стало использоваться такое понятие как «компетентность». Что же включает в себя понятие «компетентность» в настоящее время?Компетентность — это совокупность знаний и умений, которые необходимы специалисту для реализации эффективной профессиональной деятельности: умения анализировать и прогнозировать результаты работы, использовать современную информацию относительно определенной отрасли производства.
Именно раскрытия понятия не просто «компетентность», а «педагогическая компетентность» натолкнуло меня на проведение коучинг занятия целью которого было оказание содействия в понимании важности педагогической компетентности в изменении и совершенствовании практики преподавания в целях улучшения учебного процесса.
И для успешного проведения коучинг занятия на тему «Педагогическая компетентность» я начала его с установления благоприятного климата и доброжелательной атмосферы предложив участникам коучинг занятия назвать качества идеального учителя в форме комплимента, пожелав его друг другу. И это побудило участников коучинг занятия к проявлению заинтересованности к ходу коучинга, ведь кому не приятно слышать комплименты в частности от коллеги. А для объединения в группы я попросила их назвать ассоциации к слову к слову «компетентность», а затем объединиться в группы согласно названным ассоциациям. Это было сделано не только объединения в группы участников коучинг занятия, но и с целью выявления, что же по их мнению представляет собою «компетенность». А для более глубокого раскрытия значения данного понятия я предложила им составить кластеры на тему «педагогическая компетентность», а затем презентовать. На мой взгляд это один из лучших способов не только запоминания, но и постижения, ведь всего усвоение материала происходит при взаимообучении, так 90 % усваивается на практике.
Далее я как коуч понимала, что необходимо провести разминочное упражнение для снятия усталости так как это была середина рабочего дня. И это мне удалось осуществить благодаря видеоклипу «Gummy Bear: Just Kids Dancing», побудив участников коучинг занятия к всплеску радостных эмоции.
Затем с целью оказания помощи в обдумывании и обсуждении взглядов участников коучинг занятия на то, какими учителями, по их мнению, они должны быть я предлагаю участникам коучинг занятия путем обсуждения выбрать из 22-х утверждений об учителе и его роли выбрать два с которыми они полностью согласны и 2 с которыми они несовершенно не согласны, а затем обосновать свой выбор. И они в большинстве случаев сошлись во мнениях.
Для определения, нахождения и проведения отбора по уровням профессиональных компетенций учителя, я предложила участникам коучинг занятия пройти анкетирование для выявления степени профессиональной компетентности не только каждого участника, но и всего педагогического коллектива школы. И резульат проведенного анкетирования, обработанные педагогом-психологом Полонец Н.В. показали следующие результаты:
«Педагоги школы-гимназии №1, принявшие участие в анкетировании, применяют методы стимулирования в ходе обучения. Преобладающая часть мотивируют учеников на самообразование, саморегуляцию. Используют методы, помогающие развивать умение учиться. При этом использование данных методов носит неустойчивый, несистематизированный характер.
Подавляющая часть педагогического состава школы создают благоприятную среду для отношений в процессе обучения между учителем и учеником. Активно используют дискуссии среди учащихся. Понимающе относятся к суждениям учащихся. Однако, использование дискуссий и диалогических методов носит нерегулярный характер.
Основная часть умело владеет ИКТ, используют интернет для обмена опытом, подготовки к урокам. Имеют личную электронную почту, пользуются социальными сетями. Имеют возможность применения мультимедийных файлов и документов во время проведения урока. В это же время отсутствует полный блок систематизированных файлов (поурочных и календарных планов, файлов мультимедиа и др.). Но, при этом, не зарегистрированы в педагогических сетях и редко используют электронную почту и мультимедиа.
Учителя школы планируют уроки в соответствии с методическими требованиями, задания используются с учётом возрастных особенностей и развития детей. Во время проведения урока рационально используют и регулируют время, уделяют должное внимание каждому этапу, используют возможности работы в группах, парах. Творчески подходят к планированию.
При анализе учебного процесса редко разрабатывают критерии оценок индивидуальной и групповой работы учащихся. Используют мотивирующие аргументы для дальнейшего роста знаний, получения хороших отметок в ходе обучения. Опредляют причины недостатков учеников в обучении, создают благоприятные условия для развития ученика.
Рекомендации:
Систематизировать использование инновационных методов обучения, стимулирования учеников на самообразование, самоанализ, методов дискуссий, диалогов и др.
Создать полный блок систематизированных файлов (методическая база, файлов мультимедиа, игр, упражнений и др.).»