Рабочая программа по георафии 5 класс (А. А. Лобжанидзе География. Планета земля 5-6 классы) 
-240030-19240500
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; 
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и 71 другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;  представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; 
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; 
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; 
 уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
 давать характеристику рельефа своей местности;
  уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории  приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии; 
Выпускник получит возможность научиться: 
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
  моделировать географические объекты и явления; 
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; 
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; 
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; 
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; 
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества ;примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; 
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; 
 наносить на контурные карты основные формы рельефа; 
Содержание  учебного предмета:    
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. 
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.
 Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. 
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. 
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Изображение земной поверхности.
Природа Земли. Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа         
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Количество часов:
всего -     34    часа; в неделю –     1   час;
Плановых контрольных уроков-     3ч.,  из них тестов -    3ч., практических работ (оценочных)-  10 (7)    .
административных контрольных работ 1 -       1 ч. по разделу «Изображения земной поверхности и их использование»;
Планирование составлено на основе авторской программы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г., ориентируются на учебник А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016г.
Учебник А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016г.
Дополнительная литература
 Лобжанидзе А.А.  География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер ,5-6 классы в 2-х частях.
Котляр О.Г.   География. Планета Земля. Тетрадь-практикум,5-6 классы.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор,5-6 классы
Атлас.5-6 классы
Контурные карты..5-6 классы.
Сайт интернет - поддержки УМК «Сферы»: www.spheres/ru/
№ урока Тема урока Дата планируемая/реальная
Введение.  (2ч)
1 География: древняя и современная наука 7,09
2 География в современном мире 14,09
Развитие географических знаний о Земле (7 ч)
3 География в древности
21,09
4 Географические знания в древней Европе 28.09
5 География в эпоху Средневековья: Азия, Европа
Практическая работа №1. «Нанесение маршрутов путешествий на к/к» (начало)  5.10
6 Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий
Практическая работа №1. «Нанесение маршрутов путешествий на к/к» (продолжение) 12.10
7 Открытие Австралии и Антарктиды                                                                                                                      Практическая работа №1  «Нанесение маршрутов путешествий на к/к» (окончание) 
Практическая работа № 2 «Составление  презентации о великих путешественниках» 19.10
8 Современные географические исследования.  26.10
9 Контрольная работа №1  «Развитие географических знаний о Земле» 9.11
Изображения земной поверхности и их использование (11 ч)
10 Изображение земной поверхности 16.11
11 Масштаб и его виды 23.11
12 Условные знаки 30.11
13 Способы изображения рельефа земной поверхности
Практическая работа № 3 «Построение профиля рельефа» 7.12
14 Стороны горизонта. Ориентирование
Практическая работа №4 «Определение направлений и расстояний на местности и на плане»  14.12
15 Съемка местности Составление плана местности
Практическая работа № 5«Полярная  съемка местности» 21.12
16 Географические карты 28.12
17 Параллели и меридианы 11.01
18 Географические координаты
Практическая работа №6 «Составление маршрута путешествия по географической карте» 18.01
19 Картографические информационные системы
Практическая работа №7 «Составление маршрута воображаемой экспедиции на основе картографических интернет - ресурсов» 25.01
20 Контрольная работа №2 «Изображения земной поверхности и их использование» 1.02
Земля – планета Солнечной системы. (5ч)
21 Земля  в  Солнечной системе  8.02
22 Осевое вращение Земли 15.02
23 Орбитальное движение Земли 22.02
24 Влияние космоса на Землю и жизнь людей 28.02
25 Земля – планета Солнечной системы 15.03
Литосфера – каменная оболочка Земли (9ч)
26 Внутреннее строение Земли. Горные породы
Практическая работа №8 «Определение горных пород и описание их свойств» 22.03
27 Земная кора и литосфера Практическая работа №9 «Создание карты – схемы «Литосферные плиты» 5.04
28 Рельеф Земли Практическая работа №10 «Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека». 12.04
29 Внутренние силы Земли 19.04
30 Внешние силы, как разрушители и созидатели рельефа 26.04
31 Контрольная работа №3  «Литосфера – каменная оболочка Земли» 3.05
32 Человек и мир камня 10.05
33-34 Обобщение знаний «Путешествие по планете Земля» 17.05  24.05