Использование электронного приложения к учебнику А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы на уроках географии 
Методическая разработка по теме: «Использование электронного приложения к учебнику А.А. Лобжанидзе "География. Планета Земля. 5-6 классы" на уроках географии».
Виряскина О.П., 
учитель географии и биологии
МКОУ Базарносызганской СОШ №1
2015 год
Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? 
Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных  носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. 
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: 
- обеспечивает практически мгновенную обратную связь; 
- помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; 
-значительно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; 
-наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. 
          -позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу. 
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.  Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема.  Если информация была представлена визуально – около 1\3.  При комбинировании воздействия (зрительного и слухового)     запоминание повышалось до половины, если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то  усвояемость материала повышалось до 75%. 
Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук –  интерактивный продукт, позволяет осуществить на практике деятельностный подход ученика. 
 Структурная организация электронного учебника. 
 На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих  программ, электронных учебников и т.п.  Одновременно не утихают споры о том,  каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в  обязанность". 
Традиционное построение ЭУ: 
1. предъявление учебного материала – средствами мультимедиа, 
2.практика-в форме интерактива .(виртуальные лаборатории) 
3.тестирование- электронное. 
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:  структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. 
Можно выделить 4 основных режима работы с ЭУ: 
1. Обучение без проверки Групповая ( по 2-3 человека) 
2. Обучение с проверкой Групповая или индивидуальная 
3. Тематический контроль Индивидуальная  - обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)  обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих  определить степень усвоения материала; 
4. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки. 
В ходе работы по подготовке уроков с применением электронных пособий неизбежно выходишь на проблему организации применения электронных пособий на уроке. 
Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах и способах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний, т.е. учителем должна быть проведена большая предварительная работа по отбору всех необходимых средств и способов, обеспечивающая выстраивание учебного материала в логическую цепочку. Эта возможность реализовалась в курсе географии 5 – 6 класса, автор учебника   А.А. Лобжанидзе  "География. Планета Земля. 5-6 классы"
Этот электронный учебник со своими особенностями навигации хорошо демонстрирует свое наполнение в качестве обзора (видеоролики, интересные динамические иллюстрации, интерактивные схемы, диаграммы, видеоэффекты, словари, таблицы ), концентрирует внимание.
Моя задача – постараться создать на его основе индивидуальный маршрут с заведомо полным предъявлением материала темы и возможных ее отростков для саморазвития так, чтобы учащиеся дома не тратили время на поиск элементарной  информации, а сосредотачивались на сути и углубляли свои познания. 
Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе "География. Планета Земля. 5-6 классы" является новым продуктом, в котором учтены все пожелания учителей и методистов. Данный продукт значительно расширяет содержание учебника за счёт дополнительных иллюстраций, мультимедиаресурсов, тренировочных упражнений. Этот продукт создан в простой и удобной в использовании электронной оболочке, отличающейся высоким быстродействием.
Электронное приложение содержит более 1400 ресурсов, объединённых в рубрики: 3D-модели, Анимации, Атлас, Биографии, Видео, Интерактивные модели, Практикум, Рисунки, Словарь, Таблицы, Тренажёр, Фотоизображения, Хрестоматия, Экзаменатор, Это интересно. Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Подробная инструкция с описанием возможностей и технологии использования электронного приложения к учебнику представлена в разделе Помощь. 
Электронное приложение может быть запущено как в операционных системах семейства Windows, так и в операционных системах семейства Linux. 
Используя в своей работе данное электронное приложение к учебнику на печатной основе,  я пришла к выводу, что это позволяет значительно экономить время на уроке, повысит интерес учащихся,  развить навыки работы с компьютером, на основе  полученных данных создавать свои медиаресурсы.
 Используемая литература: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-412                                              http://spheres.ru/geografy/about/627/4792/