Конспект урока по истории на тему Олимпийские игры в Древности с учетом требований ФГОС
Тема урока: Олимпийские игры в древности.
Предмет : история.
Класс : 5
Цель урока: исследовать историю Олимпийских игр, изучить их традиции.
Задачи урока:
направленные на личностный результат:
На когнитивном уровне: создать исторический образ Древней Греции, знание истории и традиций Олимпийских игр.
На эмоционально-ценностном: формирование уважения и принятия других народов мира, их традиций, потребности в самовыражении и самореализации, позитивной самооценки.
На деятельном уровне: формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и формирование умения выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников.
направленные на метапредметный результат:
Формирование познавательных учебный действий (умения выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы).
Формирование коммуникативных учебных действий (формирование умения выражать свои мысли, развитие речи )
Формирование регулятивных учебных действий ( формирование рефлективности оценки и самооценки)
направленные на предметный результат:
Формирование специфических умений (овладение понятиями - Олимпийские игры, атлет, пятиборье, ипподром )
Формирование специфических видов деятельности ( умения работать с иллюстрациями, умения работать с исторической картой)
УМК:
Учебник А.А. Годер, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2009.
Тип урока: урок изучения нового.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА
3 мин.
– Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое. Какую страну мы изучаем?
Все ученики стоят у доски. Взялись за руки.
Древняя Греция.
II. Актуализация знаний
ИГРА «ЧИСТАЯ ДОСКА»
3 мин.
На доске понятия (пираты, илот, драхма, полис, минотавр, архонты) вы должны назвать понятие и объяснить его.
Учащиеся выходят, называют понятие, дают определение.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
3 мин.
1. Где жили древние греки?
1. Греки – это жители Балканского полуострова.
2. Назовите основные занятия древних греков?
2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).
3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции?
3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность.
4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии?
4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.
5. Что такое колония? Где греки их основывали?
5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.
Следовательно, можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней.
III. Постановка учебной задачи
5 мин.
а) рассказ учителя
– Основный путь, по которому добирались до колоний проходил по морю. Чтобы преодолеть столь длинное расстояние, необходим был флот и сильная команда. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела. Атлеты могли встретиться на спортивных состязаниях, которые были основаны, по мифам, самим Зевсом и проходили в городе Олимпии.
- Кто мне может назвать тему нашего урока?
Олимпийские игры в древности.
Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности.
Запись в тетрадь
Рассказ учителя
У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпии», а в итоге – оценка.
-Что мы с вами узнаем сегодня на уроке?
Ответы учащихся
Рассказ учителя
План:
1. Зарождение Олимпийских игр.
2. Подготовка греков к Олимпийским играм.
3. Олимпийские игры.
4. Олимпийские игры вчера и сегодня.
– По ходу изучения материала попытайтесь ответить на вопрос:
– Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?
Читают на доске
Записывают проблемный вопрос в тетрадь.
IV. Открытие нового знания
Смысловое чтение текста учебника 8 мин
- Во время чтения постарайтесь выделить ключевые предложения из всего текста.
Работают с учебником.
V. Первичное закрепление.
Прием «КОРЗИНА»
5 мин
Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В конце игры детям предлагается убрать из «корзины »лишнее.
Каждый ученик вспоминает и записывает в «корзину» все, что знает по теме урока.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
4 мин.
- А теперь ребята проверьте сами себя. Запишите в тетрадь только те предложения, которые вы считаете правильными из нашей «корзины».
Индивидуально убирают те предложения, которые считают неправильными.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 мин
Беседа
–Давайте вспомним, на какой вопрос мы хотели ответить в начале урока.
- Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?
- Так какой ответ мы можем дать на вопрос : «Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?»
– Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий.
Метод «ЧИСТАЯ ДОСКА» (наоборот)
- Уберите те понятия, с которыми вы познакомились сегодня на уроке и определение которых сможете дать.
Учащиеся выходят по одному к доске, убирают известное им понятие и говорят, что оно означает
Метод «ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ»
(приложение 1)
- выборочно учащимся предлагается прочитать текст и выполнить задания, включенные в текст в символической форме.
Индивидуально выполняют задания.
Домашнее задание.
Д/З по 3-м уровням:
Базовый - читать §33, вопросы 1-3 устно
Повышенный – вопрос 4
Необязательный – прочитать три легенды о возникновении Олимпийских игр.
Записывают в дневники.
VIII. Рефлексия деятельности.
3 мин
Беседа
- смогли ли мы выполнить цель нашего урока?
- да
Метод «РЕСТОРАН»
- давайте представим, что наш класс – это Древнегреческий ресторан, а тема урока – это те блюда, которые мы попробовали. Продолжите фразы:
Я бы еще съел
Больше всего мне понравилось
Я почти переварил
Я переварил
Пожалуйста, добавьте
Я переел
Ученики в тетрадях дописывают фразы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОД «ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ»
Задания :
В- задать вопрос к тексту
О - дать ответ на поставленный вопрос
З – мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события
П – сравнить свой ответ или прогноз с текстом
Текст :
В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень захотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. З
Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В
Милон выбрал в стаде у отца крохотного теленка. З
Однажды утром он взвалил теленка на плечи и пошел на холм. В О
Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял теленка и пошел в обратный путь. В О
Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П
Шли недели, месяцы. Теленок рос. Рос и Милон. З
Теперь он мог поднять и молодого быка. З
Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр. П
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйсяНоги вместе. ноги врозьРаз, два - выше голова.Три, четыре - руки, ноги шире.Пять, шесть - тихо сесть.
15