Рабочая тетрадь является учебно-методической разработкой по дисциплинам «Инженерная графика», «Техническое черчение», «Черчение», и предназначена для обучающихся первого и второго курсов всех специальностей и профессий.
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для практических работ
по дисциплинам ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА,
ОП.05 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ,
УД .14 ЧЕРЧЕНИЕ
по специальностям 15.02.01 Монтаж техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 15.02.08 Технология машиностроения,
23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
27.02.04 Автоматические системы управления
по профессиям 23.01.03 Автомеханик;
08.01.05 Мастер столярно-плотничных работ;
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин;
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
уровень подготовки базовый, углубленный
срок обучения 3 года 10 мес., 4 года 10 мес., 2 года 10 мес., 10 мес.
Белгород
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь является учебно-методической разработкой по дисциплинам «Инженерная графика», «Техническое черчение», «Черчение», и предназначена для обучающихся первого и второго курсов всех специальностей и профессий.
Для приобретения навыков владения основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей пространства, обучающиесядолжны решить предложенные в настоящем сборнике задачи по разделу «Начертательная геометрия», «Машиностроительное черчение». Задачи со звездочкой (*) являются дополнительными, их решают только желающие улучшить оценку.
Для проверки полученных знаний на занятиях студентам необходимо ответить на вопросы контрольных тестов, представленных в каждой теме. Краткие ответы (чаще номера ответов) записывать в специальную таблицу, представленную в конце каждого теста. Задачи решать на этих же листах – заготовках. Все обязательные задачи оцениваются определенным количеством баллов, которые указаны в таблицах. За каждую дополнительную задачу можно получить по 0,5 балла.
Упражнения оформлять на свободных местах, расположенных в данном сборнике. Если места будет мало, то можно дополнительно использовать тетрадь формата А4.
Для лучшего усвоения к каждой теме сборника даются номера ссылок на расширенный список литературы, представленный в конце данного сборника.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 2
Принятые названия и обозначения 4
1. МЕТОД ПРОЕКЦИЙ. ТОЧКА 1.1 Тест для текущего контроля по теме «Точка» 5
1.2 Задачи 5
2. ЛИНИИ 2.1 Тест для текущего контроля по теме «Линии» 8
2.2 Задачи 10
3. ПЛОСКОСТЬ 3.1 Тест для текущего контроля по теме «Плоскость» 12
3.2 Задачи 14
4. ПОВЕРХНОСТИ 4.1 Тест для текущего контроля по теме «Поверхности» 16
4.2 Задачи 18
5. СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА 5.1 Тест для текущего контроля по теме «Способы преобразования комплексного чертежа» 20
5.2 Задачи 22
6. ТЕОРИЯ И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ НА ВЗАИМНОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 6.1 Тест для текущего контроля по теме «Пересечение проецирующих геометрических объектов» 24
7. ИЗОБРАЖЕНИЯ 26
8. АКСОНОМЕТРИЯ 27
9. РЕЗЬБА 28
10. ЧТЕНИЕ И ДЕТАЛИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА 30
Литература 36
Принятые названия и обозначения
1. Геометрических фигур
1.1. Плоскости проекций: Горизонтальная - П1Фронтальная - П2Профильная - П3
1.2. Дополнительные плоскости проекций, вводимые при замене плоскостей - П4, П5… Пn
1.3. Начало координат – 0
1.4. Оси проекции пересечения двух плоскостей.
Так ось пересечения плоскости: П1и П2х - ось абсцисс
П1и П3 у - ось ординат
П2и П3 z - ось аппликат
1.5. Точки, расположенные в пространстве, обозначаются прописными буквами латинского алфавита: А, В, С, D, Е …L, M, N,…
1.6. Проекции точек:
горизонтальные – А1,В1, С1….L1…
фронтальные – А2,В2, С2….L2…
профильные – А3 ,В3, С3….L3…
на других дополнительных плоскостях – Аn,Вn, Сn….Ln…
1.7. Точки на развертках – А0,В0, С0….L0…
1.8. Прямые и кривые линии, произвольно расположенные в пространстве относительно плоскостей проекций, обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, d,..
1.9. Проекции прямых и кривых линий:
горизонтальные – а1,b1, c1,d1…
фронтальные – а2,b2, c2,d2…
профильные – а3 ,b3, c3,d3…
на других дополнительных плоскостях – аn,bn, cn,dn…
1.10. Линии частного положения и их проекции:
параллельные горизонтальной проекции – горизонталь – h (h1, h2)параллельные фронтальной проекции – фронталь – f (f1, f2)параллельные профильной проекции – профильная – р (р1, р2 )
проецирующие прямые – i( i1, i2)
1.11. Плоскости обозначаются строчными буквами греческого алфавита:
α (альфа), β (бэта), γ (гамма), δ (дельта), ε эпсилон), λ ( лямда), σ ( сигма), ϕ ( фи)
1.12. Следы пересечения плоскости с плоскостями проекций:
горизонтальные - αП1, βП1…
фронтальные - αП2, βП2…
профильные - αП3, βП3…
2.Обозначение отношений между геометрическими фигурами
2.1. Совпадение - ≡ ( А≡В) – точка А и В совпадают
2.2. Параллельность (а║b) – прямые а и b параллельны.
2.3. Перпендикулярность ⊥ (а ⊥ α)- прямая, а перпендикулярна плоскости α.
2.4. Пересечение (а∩b) – прямыеа и b пересекаются.
2.5. Принадлежит (аП1) – прямая а принадлежит плоскости П1.
МЕТОД ПРОЕКЦИЙ. ТОЧКА
1.1 Тест для текущего контроля по теме «Точка».
А. Как называется плоскость проекций П2?
Б. Как называется линия А1А2?
В.Какая из точек лежит в горизонтальной плоскости проекций?
Г.Какая из точек наиболее удалена от фронтальной плоскости проекций?
Д. Глубина какой точки равна нулю?
Е.Какие координаты определяют точку, лежащую в профильной плоскости проекций: х и у; у и z; х и z; х, у и z?
Ж.Какая из точек лежит на оси у?
-553895565200
Рис.1.1
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д Е Ж
Ответ 1.2 ЗАДАЧИ
12128517589500 1. По заданному комплексному чертежу точек, рисунок 1.2 требуется:
- обозначить оси и плоскости проекций;
-достроить недостающие проекции заданных точек А, В, С;
-определить положение точек в пространстве относительно плоскостей и осей проекций.
А - _______________
В - _______________
С - _______________
Рис.1.2
2. Записать координаты точкиА, отстоящей от П1 на 30мм, от П2 – на 20мм, от П3 – на 15мм. Построить комплексный чертеж этой точки, рисунок 1.3. А(_________) 151130-190500
Рис.1.3
10731512345400
3. На рисунке 1.4 построить проекции:
- точек А, В, С по координатам:
А(25, 15, 20); В(15, 0, 30); С (0, 20, 0);
- точки К, расположенной выше точки А на 15мм;
- точки М, расположенной на 5мм дальше от П3, чем точка В.
Рис.1.4 4. По заданному комплексному чертежу, рисунок 1.5, построить горизонтальную и профильную проекции точкиК, отстоящей от П2 на 20мм и точки L, лежащей в плоскости П2. 5360410223500
Рис.1.5
45454-7296600 5. Даны три проекции точкиА, рисунок 1.6. Построить оси проекций, если ZA = 25мм.
Рис.1.6 37455844998800
6*. Даны три проекции точкиА, рисунок 1.7. Построить проекции точкиВ, которая находится перед точкой А на расстоянии от нее 5мм, выше точки А на 15мм и дальше от П3, чем точка А, на 10мм.
Рис.1.7
Таблица рейтинга
№ задачи 1 2 3 4 5 6* ∑
Баллы 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Таблица соответствия данной системы пятибалльной:
3-3,5 балла отлично
2-2,5 балла хорошо
1,5 балла удовлетворительно
менее 1,5 баллов неудовлетворительно
2. ЛИНИИ
2.1 Тест для текущего контроля по теме «Линии».
А. Укажите номер комплексного чертежа отрезка прямой общего положения.
Рис.2.1
Б.На каком чертеже изображены проекции профильно-проецирующей прямой?
Рис.2.2
В. Как относительно друг друга расположены прямые a и b?
Рис.2.3
Г.На каком чертеже заданы проекции взаимно пересекающихся прямых?
Рис.2.4
Д.На каком чертеже прямая а не перпендикулярна прямой b?
Рис.2.5
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д
Ответ
2.2ЗАДАЧИ
1. Обозначить проекции вершин пирамиды, изображенной на рисунке 2.6, и записать в таблице название прямых (ребер) по образцу.
Рис.2.6
2. Определить взаимное положение прямых в пространстве по их комплексным чертежам (записать символами), рисунок 2.7.
Рис.2.7
322309811557000
3. Через заданную точкуА (А2) провести горизонталь, а через точкуВ (В1) – фронталь, которые должны пересекать прямые m и n. Построить недостающие проекции А1и В2,
Рис. 2.8
-20066013732200 4. Построить проекции равнобедренного ΔАВС, если CN является его высотой (CN||П1), АП1, ВП2,
Рис. 2.9 339665916161500
5*. Построить проекции ромба ABCD, если его диагональ АС||П2, ВП1, а точка D равноудалена от П1 и П2,
Рис. 2.10
Таблица рейтинга
№ задачи 1 2 3 4 5* ∑
Баллы 0,5 0,2 0,6 0,7 1 Таблица соответствия данной системы пятибалльной:
1,5-2 балла отлично
1- 1,3 балла хорошо
0,7 балла удовлетворительно
менее 0,7 баллов неудовлетворительно
3. ПЛОСКОСТЬ
3.1 Тест для текущего контроля по теме «Плоскость».
А.На каком чертеже плоскость занимает частное положение?
Рис.3.1
Б.На каких чертежах задана фронтально-проецирующая плоскость?
Рис.3.2
В.Какую плоскость невозможно провести через прямую а?
Рис.3.3
Г.На каких чертежах точка принадлежит заданной плоскости?
Рис.3.4
Д.Какая сторона треугольника АВС является фронталью?
Рис.3.5
Е.На каком чертеже треугольник АВС проецируется в натуральную величину?
Рис.3.6
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д Е
Ответ
3.2 ЗАДАЧИ
1.Записать символически, какими элементами задана каждая из плоскостей и их положение в пространстве, рисунок 3.7.
Рис.3.7
444483813525500
2. Через указанные прямые на рисунке 3.8 задать плоскость общего положения; провести в ней горизонталь и фронталь.
Рис.3.8
-40386012239300 3. Построить проекции отрезка АВ, принадлежащего плоскости Σ(m∩n), рисунок 3.9.
Рис.3.9 1894810-434200
4. Достроить фронтальную проекцию прямой b, проходящей через точкуА, параллельно плоскости Σ(m||n), рисунок 3.10.
Рис.3.10
151780-16865900 5*. Построить горизонтальную проекцию ΔАВС так, чтобы его плоскость была параллельна заданной плоскости Σ(m||n), рисунок 3.11.
Рис.3.11 Таблица рейтинга
№ задачи 1 2 3 4 5* ∑
Баллы 0,2 0,8 0,7 0,3 1 Таблица соответствия данной системы пятибалльной:
1,5-2 балла отлично
1-1,3 балла хорошо
0,8 балла удовлетворительно
менее 0,8 баллов неудовлетворительно
4. ПОВЕРХНОСТИ
4.1 Тест для текущего контроля по теме «Поверхности».
А.На каком чертеже точка А принадлежит конической поверхности?
Рис.4.1
Б. Как называется поверхность вращения, определитель которой задан на комплексном чертеже?
Рис.4.2
В.На каком чертеже точка А принадлежит поверхности сферы, заданной фронтальной и профильной проекциями?
Рис.4.3
Г. Как изображается экватор поверхности вращения на фронтальной плоскости проекций, если ось поверхности перпендикулярна П1?
1) окружностью 2) отрезком прямой3) эллипсом
Д.Какие поверхности из представленного справа списка создают очерк данной детали? Расположить номера выбранных поверхностей по порядку их следования слева направо.
Рис.4.4
Е.Какая из линий сферы, горизонтальная проекция которой задана, является ее главным меридианом?
Рис.4.5
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д Е
Ответ 4.2 ЗАДАЧИ
1. Назовите поверхности, формирующие деталь на рисунке 4.6. Записать рядом, какие из точек A, B, C, D, E принадлежат поверхности детали?
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
Рис.4.6 21510317843500
2. Построить недостающие проекции точек, принадлежащих поверхности тонкостенного трубопровода, рисунок 4.7.
Рис.4.7
3. Построить недостающие проекции линий, принадлежащих заданным поверхностям, рисунок 4.8 а, б.
343166-400300 374266-400200
Рис.4.8
4*.Построить фронтальную проекцию линии, принадлежащей поверхности тора, рисунок 4.9.
848360-18415000
Рис.4.9
Таблица рейтинга № задачи 1 2 3 4* ∑ Баллы 0,3 0,5 0,5 0,7 Таблица соответствия данной системы пятибалльной:
1,5-2 балла отлично
1-1,3 балла хорошо
0,8 балла удовлетворительно
менее 0,8 баллов неудовлетворительно
5. СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА
5.1 Тест для текущего контроля по теме «Способы преобразования комплексного чертежа».
А. Как нужно расположить новую плоскость проекций П4, чтобы прямая h заняла в новой системе проекций проецирующее положение?
Рис.5.1 Б. Какая из основных плоскостей проекций заменяется на П4, чтобы ΔАВС проецировался в виде отрезка прямой линии?
В. Как выбрано направление новой оси проекций x1 при построении А4С4В4?
Б.
В.
Рис.5.2
Г. На каком чертеже расстояние от точки А до прямой изображается в натуральную величину на плоскости П2?
Рис.5.3
Д.На какой плоскости проекций можно определить истинную величину двугранного угла между плоскостями АВС и ABD?
Рис.5.4
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д
Ответ
5.2 ЗАДАЧИ
36164876921500
1. Определить расстояние между двумя заданными прямыми АВ и СD, рисунок 5.5.
Рис.5.5
306070-381000 2. Построить точкуК, симметричную точке А относительно плоскости Σ(В, m), рисунок 5.6.
Рис.5.6 2272827-508000
3. Достроить двугранный угол при ребре АС, если измеряющий его линейный угол равен 30о, рисунок 5.7.
Рис.5.7
-76564812446000
4. Определить точку, равноудаленную от вершин треугольника ABC, рисунок 5.8.
Рис.5.8 5*. Построить фронтальную проекцию CD||АВ, если расстояние между ними равно 20мм, рисунок 5.9. 1143013843000
Рис.5.9
Литература:[2], [8], [10], [12], [18].
Таблица рейтинга № задачи 1 2 3 4 5* ∑
Баллы 0,7 0,3 0,3 0,7
6. ТЕОРИЯ И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ НАВЗАИМНОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
6.1 Тест для текущего контроля по теме «Пересечение проецирующих геометрических объектов»
А.На каком чертеже в сечении цилиндра плоскостью получится эллипс?
Рис.6.1
Б.На каком чертеже правильно выполнена профильная проекция сферы с вырезом?
Рис.6.2
В.На каком чертеже правильно построена точка пересечения К прямой l с плоскостью Г (АВС) и показана видимость прямой?
Рис.6.3
Г. В сечении какой плоскостью конуса вращения получается парабола? Выбрать номер правильного ответа.
Рис.6.4
Д. На каких чертежах правильно найдены точки пересечения прямой l с заданными поверхностями?
Рис.6.5
Таблица ответов
Вопрос А Б В Г Д
Ответ
7. ИЗОБРАЖЕНИЯ
Вопросы для самопроверки
Сколько должно быть видов на изделии?________________________________
________________________________________________________________________
Какой вид называют главным? ________________________________________
________________________________________________________________________
Чем отличается сечение от разреза?_____________________________________
________________________________________________________________________
Сколько плоскостей требуется для выполнения сложного разреза? __________
________________________________________________________________________
Упражнение № 1 «Виды». Литература: [1], [7], [14].
Построить 3 вида изделия(М 1:1), рисунок 7.1. – (5 баллов).
Рекомендации по выполнению.
Изучить ГОСТ 2.305-2008*.
Вычертить главный вид (выбрать самостоятельно наиболее информативный), затем вид сверху и вид слева. (Линии невидимого контура показывать).
Проставить необходимые размеры в соответствии с ГОСТ 2.307-68.
Рис.7.1
Упражнение№2 «Сечения». Литература: [1], [7], [14].
Выполнить сечение детали указанной плоскостью. М 1:1, глубина паза 5мм, рисунок 7.2. – (3 балла).
Рис.7.2
Место для чертежа
8312158699500
Упражнение №3 «Разрезы».
Построить вид слева предмета и выполнить фронтальный разрез, рисунок 7.3. – (8 баллов).
Рекомендации по выполнению.
Изучить тему «Разрезы». Перечертить в тонких линиях задание строго по указанным размерам в М1:1. Начертить в проекционной связи вид слева. Наметить фронтальный разрез и выполнить его на месте главного вида, заменив невидимые линии на видимые и нанести штриховку.220345020811800 Место для чертежа
Рис.7.3 8. АКСОНОМЕТРИЯ
Вопросы для самопроверки
1. Как расположены оси прямоугольной изометрии? ___________________________
_____________________________________________________________________
2. Что называют показателем искажения? ____________________________________
______________________________________________________________________
3. Чему равна длина большой оси эллипса в прямоугольной изометрии? __________
______________________________________________________________________
4. Чему равен показатель искажения по оси ув прямоугольной диметрии? _________
_________________________________________________________________________
Упражнение №4 –«Изометрия».
Вычертить прямоугольную изометрию предложенной плоской фигуры в М1:1, рисунок 8.1. – (4 балла).
Рекомендации по выполнению. Изучить ГОСТ 2.317-68*. Для простоты построения начало координат изометрии наметить в центре шестиугольника. Обозначить все его вершины и построить их поочередно, используя представленные оси изометрии, а затем соединить их в определенной последовательности.
240030042481500
Рис.8.1
9. РЕЗЬБА
Вопросы для самопроверки
1. Как изображают резьбу на плоскости, перпендикулярной к ее оси? _____________
________________________________________________________________________
2. В чем разница между шагом и ходом резьбы?_______________________________
________________________________________________________________________
3. В каких случаях шаг резьбы указывается на чертеже? ________________________
________________________________________________________________________
4. Расшифруйте запись «М24х2LH». _________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение №5 «Соединение резьбовое».
По двум видам резьбового соединения выполнить фронтальный разрез, соблюдая стандартные типы линий. М 2:1, рисунок 9.1. – (4 балла).
Рекомендации по выполнению. Изучить ГОСТ 2.315-68*. Перечертить в тонких линиях задание. Определить контуры обеих деталей, на месте главного вида выполнить фронтальный разрез, убрать ненужные и заменить невидимые линии на видимые, точно установив, какая линия должна быть толстой, а какая – тонкой. При выполнении чертежа рекомендуется соединить вид с разрезом. Заштриховать соединение в соответствии с правилами штриховки смежных деталей. При этом необходимо помнить два правила: главный контур всегда у той детали, которая вкручивается (ввинчивается); штриховка наносится до сплошной основной толстой линии.
Рис.9.1
-69452840957500305260740894000Место для чертежа
10. ЧТЕНИЕ И ДЕТАЛИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА
Вопросы для самопроверки
1. Что называют сборочным чертежом? ______________________________________
2. Как показываются стандартные изделия на сборочных чертежах? ______________
________________________________________________________________________
3. Какой документ принимается за основной для сборочного чертежа?____________
________________________________________________________________________
4. В каком случае разрешается выполнять сборочный чертеж и спецификацию на одном формате? __________________________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение №6 «Эскиз». Литература: [1], [7], [9].
По чертежу общего вида, рисунок 10.1, выполнить эскиз детали №4 и проставить размерные линии (без чисел). – (8 баллов).
Рекомендации по выполнению. Изучить тему. Прочитать чертеж. На чертеже общего вида найти все проекции детали №4 для определения ее формы и размеров. Выбрать количество изображений, главное изображение, наметить разрезы и сечения и вычертить эскиз детали.
При выполнении чертежа необходимо помнить следующие правила ГОСТа 2.305-2008:
- количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для определения формы и размеров детали;
- главный вид должен нести наиболее полную информацию о форме и размерах детали;
- детали вращения (валы, гайки, втулки, крышки и т.п.) показывают так, чтобы их оси вращения были расположены горизонтально, как при обработке, остальные детали – в рабочем положении. Для симметричных изображений использовать соединение вида с разрезом.
Место для эскиза
12449102562100
550418011811000
-1475464766031
ЛИТЕРАТУРА
Боголюбов С.Н. Черчение, - М.: Машиностроение, 1981 - 336 с.
Бродский А.М. «Инженерная графика».
Будасов, Б. В. Строительное черчение: учеб.для вузов / Б. В. Будасов, О. В. Георгиевский, В. П. Каминский. − М. :Стройиздат, 2003.− 456 с.
Инженерная графика: Пособие по выполнению чертежей деталей по чертежу общего вида сборочной единицы/сост.Пачкория О.Н., Подзей И.В., Медведева Н.Н., Семакова М.В. – М.: МГТУ ГА, 2003. – 68 с.
Стандарты ЕСКД (общие правила выполнения чертежей).
Швайгер А.М. Электронный учебник по курсу графических дисциплин, Челябинск: ЮУрГУ, 2005.