Презентация на тему: Применение информационных технологий в психологии.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Выполнила:
Савинова
Ю.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
»
АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
IT
Предъявление
Регистрация
Обработка
Компактное хранение
Быстрое извлечение
Оперативный и всесторонний анализ
Наглядное представление
психодиагностической информации
Важнейшим
периодом
в
становлении
компьютерной
психодиагностики
является
середина
20
в
.
,
когда
возникает
тестология
.
Первый
статистически
обоснованный
тест
появился
в
1905
-
1907
гг
.
,
позднее
стали
появляться
интеллектуальные
и
личностные
тесты
.
Основными
условиями
проведения
теста
является
объективность
и
стандартизация,
т
.
е
.
единообразие
проведения
процедуры
и
оценки
выполнения
теста
.
100
%
выполнение
этих
условий
обеспечивает
применение
в
тестировании
компьютерных
технологий
.
Сбор тестовой
информации
Автоматизация
методик
Современные
информационные
технологии
.
Инструктаж
· ведение протокола
· предъявление
стимулов
· регистрация реакций
· расчет и выдача
результатов
· базы данных
· анализ данных
· интеллектуальные
системы
Быстрое
получение
результатов
;
Освобождение
от
рутинных
операций
и
возможность
сконцентрироваться
на
решении
профессиональных
задач
;
Повышение
точности
регистрации
результатов
и
исключение
ошибки
обработки
исходных
данных,
неизбежные
при
ручных
методах
расчета
выходных
показателей
(например,
раньше
при
ручной
обработке
MMPI
допускалось
до
20
%
ошибок)
;
Оперативность
обработки
данных
при
компьютерном
эксперименте
позволяет
проводить
в
сжатые
сроки
массовые
психодиагностические
обследования
путем
параллельного
тестирования
многих
испытуемых
.
Возрастает
уровень
стандартизации
условий
за
счет
единообразного
инструктирования
испытуемых
и
предъявления
заданий,
не
зависящих
от
пола,
возраста,
степени
привлекательности,
настроения
и
предвзятости,
как
экспериментатора,
так
и
самого
обследуемого
Немаловажной
может
оказаться
конфиденциальность
автоматизированного
тестирования,
позволяющая
испытуемому
быть
более
откровенным
и
естественным
во
время
эксперимента
Также
в
ряде
случаев
считается
полезной
возможность
скрыть
от
испытуемого
технологию
получения
результирующих
показателей
.
Для
преодоления
уклонения
испытуемого
от
обследования
и
сознательных
попыток
фальсификации,
важная
роль
отводится
созданию
у
респондентов
игровой
мотивации
путем
предъявления
психодиагностического
теста
в
виде
компьютерной
игры,
что
значительно
повышает
привлекательность
процесса
тестирования
и
повышает
достоверность
результатов
.
В
компьютерной
психодиагностической
игре
существует
возможность
сочетания
вербальных
и
невербальных
стимулов,
а
также
совмещение
функции
тестов
и
опросников
с
релаксирующими
элементами
для
тестируемого
.
Известные
коммерческие
компьютерные
игры
затрагивают
сразу
много
психических
качеств
и
умений
человека
.
Возможность
развития
новых
подходов,
которые
принципиально
были
ранее
не
доступны
.
Иллюстрацией
этого
служит
тот
факт,
что
применение
персональных
компьютеров
дало
мощный
импульс
для
развития
и
практического
применения
методов
идеографического
подхода,
получившего
название
«субъективная
парадигма
анализа
данных»
.
Реконструкция
субъективного
семантического
пространства
в
этом
подходе
производится
с
помощью
процедур
кластерного
и
факторного
анализа,
а
также
алгоритмов
многомерного
шкалирования
и
масштабирования,
требующих
больших
объемов
вычислений
.
1
•
Экспертные системы
2
•
Интеллектуальные
информационно
-
поисковые
системы
3
•
Обучающие системы
Специальные средства
компьютерных систем позволяют
оформлять набор
психодиагностических методик,
результаты которых отражают
различные стороны психики
испытуемых в виде батареи
тестов.
Единое информационное
обеспечение батареи тестов в
рамках компьютерной системы
часто служит основой для синтеза
интегральных
психодиагностических
показателей.
Для
изучения
новых
закономерностей
психических
феноменов
с
помощью
известных
психодиагностических
методик
и
конструирования
нового
инструментария
психодиагностических
измерений
в
исследовательских
компьютерных
системах
функционируют
средства
формирования
вербальных
и
невербальных,
статических
и
динамических
тестовых
стимулов,
задания
порядка
их
предъявления
испытуемым,
определения
регистрируемых
параметров
психодиагностического
эксперимента
и
описания
алгоритмов
вычисления
тестовых
оценок
.
Эти
средства
представлены
в
исследовательских
компьютерных
психодиагностических
системах
в
виде
метаязыков
и
так
называемых
настраиваемых
оболочек,
позволяющих
экспериментатору
конструировать
и
корректировать
психодиагностический
тест,
не
прибегая
к
услугам
профессионального
программиста
.
Кроме
того,
в
данных
системах
предусматриваются
средства
архивирования
экспериментально
-
психологической
информации,
манипулирования
с
ней
и
статистического
анализа
психодиагностической
информации
Компьютерные технологии позволяют изучать различные стороны
деятельности, совершаемые личностью;
Более точно анализируются трудности, испытываемые человеком при
выполнении предложенных заданий, помогает выявить
индивидуальные стратегии в решении заданий;
Повышается надежность тестирования
—
стабильность результатов
тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к
разнообразным источникам помех;
Специалист
-
психолог при помощи современных ИТ может
осуществлять более сложные операции с информацией, чем при
ручном анализе данных результатов исследования;
IT
позволяют построить более сбалансированную программу
коррекции того или иного индивидуально
-
психологического свойства
личности;
C
тала возможной организация специальных систем для хранения
разноплановой и разнородной экспериментально
-
психологической
информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска
данных на запросы различной сложности;
IT
позволяют аккумулировать профессиональные знания
квалифицированных экспертов о ситуации психологического
эксперимента.
Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д.
Прикладная статистика. Основы моделирования и
первичная обработка данных.
—
М.: Финансы и
статистика, 1983.
—
471с.
Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская
К.Р. Психологическая диагностика и новые
информационные технологии. Санкт
-
Петербург.
1997.
—
203с.
Гурьева А.П. Психологические последствия
компьютеризации: функциональный,
онтогенетический и исторический
аспекты.//Вопросы психологии, 1993, №3