Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов (5 класс)
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели:
Развитие у учащихся умения устанавливать связь и видеть закономерности между спряжением глагола и личным окончанием.
Задачи:
Выделить из текста глаголы.
Повторить понятие «инфинитив».
Классифицировать глаголы в начальной форме.
Классифицировать глаголы по спряжениям.
Разработать алгоритм определения спряжения.
6. Проведение отработки.
Ход урока:
Орг. момент.
- Мы продолжаем изучать особенности глаголов, сегодня на уроке познакомимся еще с одной.
1) Работа с теоретическим материалом по вопросам.
Что называется спряжением глаголов?
Спряжение это изменение глагола по лицам и числам.
Сколько спряжений глаголов в русском языке?
В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях.
2) Задание 1.
Прочитайте слова, к какой части речи они относятся?
Вез..т, освет..т, чита..т, набер..т, забира..т, наступа..т, крич..т, блест..т.
Поставьте ударение.
Распределите глаголы в 2 группы. По каким признакам вы произвели разделение?
(1.ударное окончание; 2. ударная основа).
спряжение
Итог: 3. Как можно определить спряжение глагола?
Чтобы определить какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова.
4. Как определить спряжение, если ударение в глаголе падает на окончание?
Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию.
Памятки:
I
II
-Ешь
-Ишь
- Е т
- И т
-Ем
- Им
-те
-те
-ут(-ют)
-ат(-ят)
Спряжение глаголов настоящего времени
Лицо
I спряжение
II спряжение
Ед. ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
1-е
-у(-ю)
-ем
-у(-ю)
-им
2-е
-ешь
-ете
-ишь
-ите
3-е
-ет
-ут (-ют)
-ит
-ат (-ят)
3) Задание 2.
1. Определите спряжение по ударному окончанию глагола. ( в парах)
в. Выпишите номера глаголов I спр.
в. Выпишите номера глаголов II спр.
1) Нес..шь; 2) по..шь; 3 )говор..шь; 4) молч..шь; 5 )нес..т; 6) по..т; 7) говор..т; 8) молч..т; 9) нес..м; 10) по..м; 11) говор..м; 12) молч..м; 13) нес..те; 14) по..те; 15) говор..те; 16) молч..те; 17) нес..т; 18) по..т; 19) говор..т; 20) молч..т.
2. Сверьте ответы в парах, заполните таблицу.
лицо
I спряжение
II спряжение
1-е
2-е
3-е
Памятка
Лицо
I спр.
II спр.
1-е
я несу
мы несём
я кричу
мы кричим
2-е
ты несёшь
вы несёте
ты кричишь
вы кричите
3-е
он несёт
они несут
он кричит
они кричат
Итог: Назовите 1- й способ определения спряжения глаголов? (по ударному окончанию)
III Постановка проблемы.
- Мы повторили правописание ударных личных окончаний глаголов, но во 2 задании осталась группа глаголов с безударным окончанием.
- Можно ли сразу определить личное окончание глаголов с ударением на основу? (Нет)
- Почему? ( Личное безударное окончание на слух определить трудно.)
- Значит тема сегодняшнего урока? (формулируют дети.)
« Правописание безударных личных окончаний глаголов ».
Работа с теоретическим материалом по вопросам.
Что необходимо определить, для того, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола? (Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение.)
Как вы думаете, в каких глагольных формах мы будем искать признаки, по которым можно определить спряжение глаголов? (большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед окончанием инфинитива)).
2. На доске спроецирована запись. (см. текстовый документ «Слайд с таблицей»)
2) Задание: сравните окончания глаголов I и II спряжения.
I
II
Я
играю
хожу
Ты
играешь
ходишь
Он
играет
ходит
Мы
играем
ходим
Они
играют
ходят
Вы
играете
ходите
-Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.
I- е - ут, - ют; II - и - ат, - ят.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?
(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме (инфинитиву)).
Памятка
Понятие об инфинитиве
(неопределённой форме глагола)
Глагол имеет начальную форму, которая называетсянеопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Он не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в неопределённой форме (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать?, например: видеть увидеть, сеять посеять, смотреть рассмотреть, утрамбовать, препятствовать; везти, пройти, найти.
-ТЬ
после гласных
-ТИ
после гласных
-ЧЬ
после гласных
читать
нести
мочь
купаться
расти
помочь
рисовать
идти
беречь
отдохнуть
вести
лечь
Задание 3 (в группах).
Представьте себе. Король Глагол объявил состязание: «Кто больше выберет из текста глаголов, получит звание «Наиумнейший подданный королевства».
Поборись за это высокое звание.
Прочитайте текст:
Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал несчастного мальчика в нос, в ухо, противно пищал и звенел. Женька и руками махал, и ногами дрыгал, и дул на ужасного комара, и даже один раз в него плюнул - все бесполезно! Комар ехидно летал и снова садился на Женькино ухо! Тогда Женька потерял терпение: он подпрыгнул на кровати и стукнул было этому комару кулаком по спине, чтобы не мешал, но комар легко взмахнул своими прозрачными крылышками и взмыл на потолок
Выпишите глаголы:
.
___________________________ 9. ________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________ 16. _____________________________
Преобразуйте найденные глаголы в инфинитивы. Распределите их по колонкам таблицы.
-ить
-еть
-уть
-ать
-оть
-ять
-ыть
Итог: Что отличает инфинитивы? (гласная в суффиксе перед окончанием)
Разминка.
V 1) Презентация («Спряжения глаголов»)
Итог: 1. Назовите 2- й способ определения спряжения глаголов? (Определять спряжения глаголов можно по НФГ. (2- й способ))
Стихотворение со словами исключениями (см. текстовый документ «Стих со словами- искл.»).
2) Задание 4
1) Определите инфинитив глаголов 2 группы (задание 1)
2) Обозначьте суффиксы глаголов.
3) Определите спряжения глаголов ( памятка « Спряжения глаголов») .
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спр.
I спр.
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)
глаголы брить, стелить, зиждиться
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)
4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать
все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)
все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.
Подведение итогов.
VI 1) Творческое задание (в группах).
Составление алгоритма « Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Результат работы:
Ударение падает на
/ / 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415- е - - и - инфинитив (что делать? что сделать?)
I II
I II - ЫТЬ - ИТЬ
- ЕТЬ - смотреть - слышать
- АТЬ - видеть - дышать
- ОТЬ - зависеть - держать
- УТЬ - ненавидеть - гнать
- ЯТЬ - терпеть
- Брить - вертеть
- Стелить - обидеть
Е , -ут, -ют И , -ат, -ят
Представление работ, доработка единого алгоритма.
2) Задание 5. Работа по алгоритму.
Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Н-р: Чита..шь книгу - читать, - ать- I , - ешь;
Стро..шь дом –
Паш..т землю –
Лов..т рыбу - ловить,
ему тяжело дыш..тся –
ненавид..ть ложь –
слыш..т шум –
слуша..т музыку –
кол..т дрова –
скач..т вперед –
пиш..т письмо –
смотр..т телевизор –
мел..т зерно -
Итог: 1. Для чего необходимо уметь определять спряжения глаголов?
VII Тест «Спряжение глаголов» (на компьютере с одновременным заполнением итоговой таблицы по тесту-см. одноименный текстовый документ).
VIII Д/З. 1) Придумать сказку о спряжениях глаголов.
Составить таблицу «Спряжения глаголов» с примерам
План урока
I. Орг. момент.
II. 1) Работа с теоретическим материалом по вопросам.
2) Задание 1.
Итог:
3) Задание 2.
Итог:
III Постановка проблемы.
Работа с теоретическим материалом по вопросам.
2) Задание общее.
IV Актуализация опорных знаний (инфинитив).
2) Задание 3. (в группах)
Разминка.
V 1) Презентация (спряжения глаголов)
2) Задание 4.
VI 1) Творческое задание. ( в группах)
Задание 5.
Работа по алгоритму.
Итог:
VII Тест «Спряжение глаголов» (на компьютере).
VIII Д/З.
ТСО:
Дидактический материал (карточки).
Тест. (Презентация).
Презентация (спряжения глаголов)
Печатный материал к уроку:
Теоретический материал.
Спряжение это изменение глагола по лицам и числам.
В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях.
Чтобы определить какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова.
Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию.
Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь I спряжение, горишь, спишь II спряжение.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение.
Большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).
Вопросы:
Что называется спряжением глаголов?
Сколько спряжений глаголов в русском языке?
Как можно определить спряжение глагола?
4. Как определить спряжение, если ударение в глаголе падает на окончание?
5. Что необходимо определить, для того, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола?
6. Как вы думаете, в каких глагольных формах мы будем искать признаки, по которым можно определить спряжение глаголов?
2) Задание 1.
Прочитайте слова, к какой части речи они относятся?
Вез..т, освет..т, чита..т, набер..т, забира..т, наступа..т, крич..т, блест..т.
Поставьте ударение.
Распределите глаголы в 2 группы. По каким признакам вы произвели разделение?
(1.ударное окончание; 2. ударная основа).
спряжение
Памятки:
I
II
-Ешь
-Ишь
- Е т
- И т
-Ем
- Им
-те
-те
-ут(-ют)
-ат(-ят)
Спряжение глаголов настоящего времени
Лицо
I спряжение
II спряжение
Ед. ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
1-е
-у(-ю)
-ем
-у(-ю)
-им
2-е
-ешь
-ете
-ишь
-ите
3-е
-ет
-ут (-ют)
-ит
-ат (-ят)
3) Задание 2.
1. Определите спряжение по ударному окончанию глагола. ( в парах)
в. Выпишите номера глаголов I спр.
в. Выпишите номера глаголов II спр.
1) Нес..шь; 2) по..шь; 3 )говор..шь; 4) молч..шь; 5 )нес..т; 6) по..т; 7) говор..т; 8) молч..т; 9) нес..м; 10) по..м; 11) говор..м; 12) молч..м; 13) нес..те; 14) по..те; 15) говор..те; 16) молч..те; 17) нес..т; 18) по..т; 19) говор..т; 20) молч..т.
2. Сверьте ответы в парах, заполните таблицу.
лицо
I спряжение
II спряжение
1-е
2-е
3-е
Памятка
Лицо
I спр.
II спр.
1-е
я несу
мы несём
я кричу
мы кричим
2-е
ты несёшь
вы несёте
ты кричишь
вы кричите
3-е
он несёт
они несут
он кричит
они кричат
Итог: Назовите 1- й способ определения спряжения глаголов? (по ударному окончанию)
Памятка
Понятие об инфинитиве
(неопределённой форме глагола)
Глагол имеет начальную форму, которая называетсянеопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Он не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в неопределённой форме (в инфинитиве) отвечают на вопрос что делать? или что сделать?, например: видеть увидеть, сеять посеять, смотреть рассмотреть, утрамбовать, препятствовать; везти, пройти, найти.
-ТЬ
после гласных
-ТИ
после гласных
-ЧЬ
после гласных
читать
нести
мочь
купаться
расти
помочь
рисовать
идти
беречь
отдохнуть
вести
лечь
Задание 3 (в группах).
Всю ночь Женьку ... комар: он несчастного мальчика в нос, в ухо, противно .. и . . Женька и руками , и ногами .., и .. на ужасного комара, и даже один раз в него .. - все бесполезно! Комар ехидно .. и снова .. на Женькино ухо! Тогда Женька терпение: он на кровати и было . этому комару кулаком по спине, чтобы не , но комар легко своими прозрачными крылышками и на потолок.
- Прочитайте текст.
1. Вставьте глаголы, подходящие по смыслу.
2. Заполните данную таблицу инфинитивами глаголов из текста по гласной перед окончанием.
-ить
-еть
-уть
-ать
-оть
-ять
-ыть
Итог: Что отличает инфинитивы? (гласная в суффиксе перед окончанием)
2) Задание 4
1) Определите инфинитив глаголов 2 группы (задание 1)
2) Обозначьте суффиксы глаголов.
3) Определите спряжения глаголов ( памятка « Спряжения глаголов») .
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спр.
I спр.
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)
глаголы брить, стелить, зиждиться
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
все глаголы на -еть (кроме 7 исключений)
4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать
все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)
все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.
Подведение итогов.
2) Задание 5. Работа по алгоритму.
Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Н-р: Чита..шь книгу - читать, - ать- I , - ешь;
Стро..шь дом –
Паш..т землю –
Лов..т рыбу - ловить,
ему тяжело дыш..тся –
ненавид..ть ложь –
слыш..т шум –
слуша..т музыку –
кол..т дрова –
скач..т вперед –
пиш..т письмо –
смотр..т телевизор –
мел..т зерно -
15