Урок по рассказу И.Бунина Лапти Кто-то должен сострадать… (7 класс)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА
Тема: « Кто-то должен сострадать» (по рассказу И.Бунина «Лапти»)
СОДЕРЖАНИЕ
Программа, учебник, класс.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Урок по теме «Кто-то должен сострадать» (по рассказу И.Бунина «Лапти».
3.1. Название темы и место урока в ней.
3.2. Тип урока.
3.3. Цели урока.
3.4. Методы обучения.
3.5. Формы организации деятельности учащихся.
3.6. Формы организации урока.
3.7. Оборудование.
3.8. Хронометраж урока.
3.9. Содержание урока.
Самоанализ урока.
Приложение.
ПРОГРАММА: В.Я.Коровина «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.
УЧЕБНИК: Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель: В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2009.
КЛАСС: 7а
ТЕМА УРОКА: «Кто-то должен сострадать» (по рассказу И.Бунина «Лапти»).
ЦЕЛИ УРОКА: Обучающие.
- через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;
- формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.
Развивающие.
- развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
- формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Воспитательные.
- воспитывать толерантность, умение работать в группе;
- бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;
- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
ТИП УРОКА: интегрированный урок-размышление и исследование
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
- составление кластера и синквейна;
- составление лингвокультурологического словаря к художественному тексту.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- эвристический метод (аналитическая беседа, фронтальный опрос);
- исследовательский метод (кластер, синквейн, работа в группах, составление словаря).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ОБОРУДОВАНИЕ: средства ТСО (компьютерная презентация), рассказ И.Бунина «Лапти», раздаточный материал (карточка-информатор «Правила составления словарной статьи лингвокультурологического словаря», «Правила составления синквейна»), словарь С.И.Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь, запись музыки Г.В. Свиридова «Метель».
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
(урок рассчитан на 30 минут)
Этап урока
Время
1.Организационный момент.
1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока.
1 мин.
3. Работа по анализу текста.
9 мин.
4. Составление синквейна.
2 мин.
5.Работа с ключевыми словами.
5 мин.
6.Составление кластера.
2 мин.
7.Составление лингвокультурологического словаря (начало работы)
7 мин.
8. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
1 мин.
9. Полведение итогов урока, выставление оценок.
2 мин.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозируемая деятельность учащихся
1.Организационный момент. Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня всегда награда
Улыбка ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.
Обеспечение подготовки к учебной деятельности
Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность в ходе урока
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Кто-то должен сострадать...» по рассказу И.Бунина «Лапти», эпиграфом к уроку послужат слова самого И.Бунина: Одно есть только в мире счастье
-Весь божий свет душой любить.
Как вы понимаете слова эпиграфа? Сегодня на уроке мы начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.
Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти», выделили 3 группы слов: непонятные, ключевые слова, слова, которые в тексте приобретают новые значения. Сегодня на уроке работа будет групповая. Сейчас обсудите в своей группе ключевые слова и запишите их в тетрадь, а после анализа текста вы проверите свои ключевые слова.
Обеспечение принятия учебной цели учащимися и положительной мотивации на работу.
Знакомство с темой урока, осознание ее необходимости, планирование своей деятельности, проявление чувства ответственности.
3. Работа по анализу текста.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?2. Где мог видеть лапти сын барина?
3. Назовите главных героев рассказа?
4. В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
5. Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?
6. Работа с непонятными словами.
7.Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
8. Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?
9. Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
10. Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?
11. Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
12. Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?
Диагностика усвоения содержания текста. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.
Демонстрация уровня усвоения содержания рассказа.
4. Составление синквейна с опорой на репродукции картин русских художников: И.Н.Крамского «Полесовщик», В.Г.Перова «Странник».
Обеспечение смены вида деятельности. Использование межпредметных связей.
Работа с карточками-информаторами. Развитие творческих способностей, смекалки, инициативы.
5.Работа с ключевыми словами.
Каждая группа называет ключевые слова и объясняет, почему они являются ключевыми. Список ключевых слов появляется на доске: лапти, ребенок, вьюга, горе, свеча, Бог.
Развитие внимания к слову.
Проверка домашнего задания.
Развитие творческого мышления, инициативы. Повышение речевой культуры учащихся, расширение кругозора.
6. Составление кластера, работа с третьей группой слов.
Обеспечение смены вида деятельности, творческая работа.
Расширение кругозора, словарного запаса, образного и критического мышления.
7. Работа по составлению лингвокультурологического словаря.
- Какие слова войдут в лингвокультурологический словарь? Вспомните структуру словарной статьи лингвокультурологического словаря. Так как работа объемная, распределите задания между членами группы. Начинаем работу со словом «лапти» и обращаемся к разным словарям. Самое сложное в составлении лингвокультурологического словаря – подобрать произведения, в которых бы употреблялось это слово (ассоциации).
Какие звуковые и цветовые ассоциации у вас возникают со словом «лапти»? В каких произведениях вы встречались со словом «лапти»?
Обеспечение возможности самореализации индивидуальности учащихся, развитие внимания к слову. Дифференцированный подход. Использование межпредметных связей (литература, живопись, музыка, русский язык, история, краеведение).
Работа с карточками-информаторами. Умение работать в группе. Работа с разными видами словарей
8. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Обеспечение закрепления учебного материала на уроке. Нацеливание на самостоятельную работу учащихся. Дифференцированный подход.
Возможность оценить уровень усвоения материала для его дальнейшего использования на уроках.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Объективная оценка знаний, поощрение в процессе деятельности урока.
Убеждение в достижении поставленных целей, испытание чувства успеха, удовлетворения от продуктивной деятельности.
15