Рабочая программа по УД Топографическое черчение с основами компьютерной графики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф. МОРОЗОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Топографическое черчение
с основами компьютерной графики
основной профессиональной образовательной программы
специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
базовой подготовки
с. Слобода
2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Цикловой предметной комиссией
профессиональных дисциплин
Председатель
______________ С.В. Матузова
Протокол № _____от _________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ А.В. Меркушева
«___» ________2016 г.
Составитель:
Латыпова Ольга Александровна
- преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК имени Г.Ф. Морозова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. № 450.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов стр.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 7
Условия реализации учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Топографическое черчение с основами компьютерной графики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: по требованиям работодателя студент должен овладеть навыками вычерчивания фрагментов карт и планов, их оформления для преемственности изучения геодезии.
В результате освоения дисциплины студент
должен уметь использовать:
- чертежные инструменты, приборы, различные принадлежности и материалы применяемые в процессе оформления оригиналов;
- таблицы условных знаков масштабов 1:2000 и 1:10000;
должен знать:
- способы построения изображений на плоскости;
- основные правила и нормы оформления и выполнения чертежей;
- условности, применяемые на чертежах;
- требования, предъявляемые к съемочному оригиналу топографической карты;
- современное состояние и перспективы автоматизации чертежно-оформительских работ;
- назначение и содержание лесных карт (планов);
иметь навыки:
- в использовании чертежных инструментов и принадлежностей;
- в чтении чертежей;
- в вычерчивании съемочного оригинала и выполнении других графических работ.
знать: - основные понятия из теории компьютерной графики, используемое оборудование и программное обеспечение; - элементы компьютерной графики; - принципы представления графической информации в компьютере; - технологии и приемы инженерной графики и топографического черчения, методику оформления планов, карт, графической части проектных и прогнозных материалов.
уметь: - грамотно использовать простейшие графические редакторы на практике, применять их при оформлении чертежей, карт и планов;
- использовать технологии и приемы компьютерной и инженерной графики, топографического и землеустроительного черчения.
владеть: - навыками практического применения графических пакетов для оформления фрагментов топографических и тематических планов и карт.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.3
Проектировать и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 2.2
Осуществлять тушение лесных пожаров
ПК 3.1
Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов
ПК 3.2
Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими
ПК 3.3
Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность
ПК 4.1
Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений
ПК 4.3
Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
весь курс учебной дисциплины состоит из вариативной части
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
69
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
26
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
самостоятельная работа студента (всего)
23
Эхбщшльлщдбюю лдддздддбдбдбдбдбдбдбдбдбдбд
в том числе:
Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
23
Итоговая аттестация в форме
зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Топографическое черчение с основами компьютерной графики
Топографическое черчение с основами компьютерной графики
Наименова
ние разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
Введение
Основные задачи дисциплины «Топографическое черчение с основами компьютерной графики» и её значение в подготовке геодезистов. Историческая справка о развитии топографического черчения. Связь предмета с другими дисциплинами геодезического цикла. Специфические особенности топографического черчения.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Совершенствование техники и технологии чертежно-оформительских работ, их механизация и автоматизация.
2
Раздел 1. Топографическое черчение
32
Тема 1.1. Чертежные материалы и принадлежности
ё°Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Устройство и назначение чертежных инструментов. Методы контроля графического изображения. Техника копирования с применением различных материалов и приспособлений. Акварельные краски и технические приемы окрашивания поверхности.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Приемы и техника исправления работ, выполненных акварельными красками.
2
Тема 1.2. Элементы топографического черчения, приемы и техника их выполения карандашом, рейсфедером, пером
Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Форматы чертежей, масштабы, линии. Нанесение размеров на чертежах. Шрифты. Основные надписи.
2
1
Практические занятия
Линии чертежа в туши.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Приемы исправления ошибок, допущенных при вычерчивании тушью на чертежной бумаге.
2
Тема 1.3. Шрифты и надписи на картах
Картографические шрифты и надписи на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью шрифтов. Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт.
2
1
Практические занятия
Шрифты
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Правила расстановки букв в слове, расположение букв при выполнении надписей по дугам и с разрядкой.
2
Тема 1.4. Условные знаки топографических карт
Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приемы построения и вычерчивания условных знаков
4
1
Практические занятия
Условные знаки и обозначения для планово-картографических материалов лесоустройства. Вычерчивание фрагментов лесоустроительного планшета и плана лесонасаждений.
Методика вычерчивания условных знаков. Вычерчивание условных знаков, наиболее распространённых в лесоустройстве.
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
Правила вычерчивания условных знаков. Проработать картографические материалы лесоустройства ХЛК.
4
Тема 1.5. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах
Вычерчивание оригиналов топографических карт и фотопланов. Виды оригиналов. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт. Особенности черчения на аэрофотоснимках и фотопланах. Организация работ при оформлении оригиналов топографических карт. Пути механизации и автоматизации процессов оформления оригиналов карт.
4
1
Практические занятия
Вычерчивание съемочных оригиналов топографических карт
4
3
Самостоятельная работа обучающихся
Черчение и гравирование на прозрачных пластиках. Применение метода черчения и гравирования на пластиках при создании оригиналов топографических карт. Отличительные особенности черчения и гравирования на пластиках.
4
Раздел 2. Компьютерная графика
12
Тема 2.1. Понятие о компьютерной графике. Современные методы и средства автоматизации чертежно-графических работ
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции и т. д.). Ведение в систему КОМПАС 3D. Терминологический словарь КОМПАС 3D . Носители графической информации (точки, линии, условные знаки, цифры, буквы, тексты). Типы линий чертежа. Инструментальная панель «Геометрия» в КОМПАС 3D. Отображение на экране дисплея различных типов линий. Редактирование графических объектов.
4
1
Практические занятия
Визуализация плана лесонасаждений
Создание схемы квартала лесничества
Проектирование участка под заготовку древесины
Генерация плана лесонасаждений, оформление проекта плана.
8
2
Самостоятельная работа обучающихся
Программы для компьютерной графики. Виды компьютерной графики
Создание фрагмента плана лесонасаждений
7
Зачет
Максимальная нагрузка
69
В том числе
Обязательная нагрузка
46
Самостоятельная работа
23
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация учебной дисциплины «Топографическое черчение с основами компьютерной графики» кабинет имеет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места в количестве 30 человек;
- рабочее место преподавателя;
- электронные плакаты;
- образцы;
- материалы и оборудование для лабораторных работ и практических занятий.
Проспекты стендов и витрин: учебные топографические карты различных масштабов; разграфка и номенклатура топографических карт и лесных планов;
Плакаты: образец написания букв и цифр, линии чертежа, планшеты, план лесонасаждений,
Образцы: образцы работ для выполнения
Материалы и оборудование для лабораторных работ и практических занятий: учебные карты и планы; лесоустроительный планшет микрокалькулятор; бумага чертежная, тушь цветная, карандаши, краски, линейки, треугольники.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- мультимедийный экран;
- микрокалькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для преподавателей
А.П.Ганенко М.И.Лапсарь. Оформление текстовых и графических материалов (требования ЕСКД) 2007 г.
Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Инженерная графика. Учеб. для студ. сред. проф. образов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2007, 400 с.
Кошевая И.П,. Канке. А.А Метрология, стандартизация, сертификация. М.: ИНФРА-М, 2007.
Для студентов
А.П.Ганенко М.И.Лапсарь. Оформление текстовых и графических материалов (требования ЕСКД) 2007 г.
Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Инженерная графика. Учеб. для студ. сред. проф. образов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2007, 400 с.
Кошевая И.П,. Канке. А.А Метрология, стандартизация, сертификация. М.: ИНФРА-М, 2007.
Дополнительные источники
Для преподавателей
Лосяков Н.Н., Скворцов П.А. и др. Топографическое черчение. Учеб. для вузов. М.: Недра, 1986, 325 с.
И.В. Баранова КОМПАС-3D. Черчение и компьютерная графика
Лебедев П.Е. Топографическое черчение 1986 г.
Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000. М.: Недра, 1997.
Учебные топографические карты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000 и 1:10000. М.: ГУГК, 1979-1987.
Для студентов
Лосяков Н.Н., Скворцов П.А. и др. Топографическое черчение. Учеб. для вузов. М.: Недра, 1986, 325 с.
И.В. Баранова КОМПАС-3D. Черчение и компьютерная графика
Лебедев П.Е. Топографическое черчение 1986 г.
Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000. М.: Недра, 1997.
Учебные топографические карты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000 и 1:10000. М.: ГУГК, 1979-1987.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на зачете.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;
выполнение и защита практических занятий
Выполнять схемы и планы в программе Компас
выполнение и защита практических занятий, лабораторных работ
проектировать и переносить в натуру участки заданной площади;
выполнение и защита практических занятий
Знания:
назначение и содержание топографических карт и лесных карт (планов);
выполнение и защита практических занятий
Компьютерных программ применяемых в лесном хозяйстве
выполнение и защита практических занятий
Преподаватель
О.А. Латыпова
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Заголовок 115