Красота отношений человека и природы в стихотворении А. А. Фета « Весенний дождь». Урок литературы в 5-7 классах. Опыт разновозрастного обучения.
Школа педагогического мастерства.
Красота отношений человека и природы в стихотворении А. А. Фета
« Весенний дождь». Урок литературы в 5-7 классах. Опыт разновозрастного обучения.
Подготовил учитель МОУ « Воздвиженская основная общеобразовательная школа» Решетняк Галина Николаевна.
Конспект урока.
Цели урока.
1.Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта XIX века А. А. Фета; на примере стихотворения « Весенний дождь» обучать анализу лирического произведения, закреплять знания о художественно-выразительных средствах языка, применяемых автором для выражения своего замысла; совершенствовать навыки восприятия, истолкования, оценки поэтического текста и его выразительного чтения.
2.Развивающая: расширять читательский кругозор, развивать творческое мышление и воображение учащихся, совершенствовать умение работать самостоятельно и в группах, искать, отбирать материал и делать выводы.
3.Воспитательная: пробудить интерес к поэзии А. А. Фета, способствовать эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся; прививать им чувство прекрасного, бережного отношения к природе, понимание и почитание традиций родного народа и русской литературы.
Учебно-методическое обеспечение урока:
литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч.
Ч. 1, 2./ авт.- сост. В, Я. Коровина ( и др.). – 9- е изд. – М.: Просвещение, 2008;
тексты стихотворения А. А. Фета « Весенний дождь»;
на доске – высказывания Н. А. Некрасова и А. К. Толстого об
А. А. Фете; портрет поэта;
мультимедиатехника ( презентация урока);
иллюстрации к стихотворению А. А. Фета « Весенний дождь»;
тексты из словаря народных примет ( Л. С. Лаврентьева,
Ю. И. Смирнова. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия,
фольклор. – СПб.: « Паритет», 2005;
выставка книг поэтов XIX века со стихотворениями о природе;
выставка детских поделок, изображающих мир природы
( пластилин, вышивка ).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя о теме и целях урока.
По оформлению кабинета можно догадаться: речь пойдёт о прекрасном А что может быть прекраснее мира, в котором мы живём, природы, которая нас окружает? Нам предстоит открыть для себя особый мир красоты отношений человека и природы в стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета
« Весенний дождь».
Запись на доске и в тетрадях темы урока ( вынесена на слайд):
« Красота человека и природы в стихотворении А. А. Фета».
Вопрос учителя:
- Как вы думаете, ребята, что для этого открытия нам предстоит сделать на уроке? ( Правильно, познакомиться с личностью автора, с текстом стихотворения, проанализировать его, выразительно прочитать ).
II.Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущих уроках по теме «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе».
1.Слово учителя о традиционности темы природы в русской литературе.
Тема природы традиционна в русской литературе. Убедиться в этом легко. Обратите внимание на подборку книг нашей выставки.
Многие поэты XIX века обращались к теме природы, весны. Вспомним эти чудесные стихотворения.
2. Ученики по выбору читают наизусть стихотворения : Ф. И. Тютчева - «Зима недаром злится», « Весенние воды», А. Н. Плещеева - « Весна»,
В. А. Жуковского - «Приход весны», А. К. Толстого - «Край ты мой, родимый край».
Тексты стихотворений.
Ф. И. Тютчев
« Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. И. Тютчев
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят
Они гласят во все концы;
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
А. Н. Плещеев
Весна.
Отрывок
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!..
В. А. Жуковский
Приход весны.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
А. К. Толстой
«Край ты мой, родимый край»
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Вопрос учителя:
- Какое настроение объединяет эти стихотворения? Конечно, настроение радости, приподнятости. Его поможет нам продлить яркая лирика А. А. Фета.
III. Подготовка к изучению нового материала.
1.Работа с высказываниями о поэте.
Слово учителя.
- Обратим внимание на слова Н. А. Некрасова и А. К. Толстого об
А. А. Фете.
- Как оценивают поэты значение А. А.Фета ?
! Обратите внимание на выделенные фразы. Они вам помогут найти верный ответ.
Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько ему доставит господин Фет.
Н. А. Некрасов
Фет – поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.
А. К. Толстой
Вывод ( запись в тетрадь). Поэты высоко оценивают значение А. А. Фета. Он не имеет « равного себе ни в одной литературе».
2. Страницы биографии и творчества А. А. Фета.
Слово учителя о необходимости ознакомления с данными жизненного и творческого пути А. А. Фета, чтобы понять особенности его творчества:
- Итак, готовы к встрече с поэтом, который научил русскую поэзию выражать тончайшие , едва неуловимые переживания и больше всего ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца?
Краткие сведения об А. А. Фете. Сообщение ученика.
* Информация для учителя.
Афанасий Афанасьевич Фет ( Шеншин) родился 5 декабря 1820 года в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Мать – Шарлотта Фёт, Отец – орловский помещик Афанасий Неофитович Шеншин.
Получив хорошее образование, Фет с юности увлекался стихами. В 1838 году он поступил в Московский университет на словесное отделение. Уже в 1840-м году вышел в свет первый сборник его стихов. Вошедшее в него стихотворение « На заре ты её не буди» было положено на музыку и стало « почти народной песней».
В 1844 году А. А. Фет окончил университет, а в 1845-м году поступил на военную службу. Но это отдалило его от литературного мира, что было тягостно. Тем не менее А. А. Фет продолжал печататься, сблизившись с И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым. Н. В. Гоголь, прочитав его стихи, сказал:
« Это несомненное дарование».
В 1858 году А. А. Фет вышел в отставку и вскоре посвятил себя сельскохозяйственной деятельности, продолжая писать стихи.
А. А. Фет дожил до 72-х лет. Многочисленные сборники были плодом его труда.
Бесспорно, А. А. Фет – один из самых замечательных пейзажистов. Его называли « шёпотом русской поэзии». Поэт рисует картины немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно. Его поэзия волнует душу, будит воображение, даёт почувствовать красоту родной земли и родного слова.
А. А. Фет – поэт весны, это его « сезон души».Читая его стихотворения, мы слышим голоса соловья, жаворонка, грачей. Мы словно впервые видим пчёл, коня, воробья. И весь мир в стихах Фета дышит, движется, радуется жизни.
Поэт не пытался разгадать тайны мира, он созерцал, полагая, что в
« зеркале природы» отражается душа человека, а в « зеркале души» - состояние природы.
Вывод (запись в тетрадях): А. А. Фет( 1820-1892) – замечательный лирик, создающий живые образы родной природы. Это поэт весны.
IV. Изучение нового материала.
Работа над стихотворением А. А. Фета « Весенний дождь».
1.Слово учителя о необходимости внимательного прочтения стихотворения с целью правильного его восприятия , истолкования, оценки:
- Перед вами - текст известного стихотворения А. А. Фета « Весенний дождь». Познакомьтесь с ним.
2.Чтение стихотворения самостоятельно.
А. А. Фет
Весенний дождь.
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
3.Беседа после прочтения стихотворения ( с целью выявления понимания прочитанного):
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение передаёт поэт читателю?
- Кто желает прочитать стихотворение вслух?
4. Работа над текстом стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь».
4.1.Слово учителя:
- Согласимся мы с мнением Н. А.Некрасова, получили мы « поэтическое наслаждение»?
Оно станет большим, если мы охотно последуем за автором в его поэтическую мастерскую.
Руководством к действию нам может служить план разбора стихотворения. Это широкая дорога, но у неё есть много тропинок. Пойдём по тем, которые выделены в плане.
(Учитель даёт план разбора лирического произведения ( слайд выведен на экран, у учеников план есть в распечатанном варианте)).
План разбора лирического произведения
Дата написания.
Реально-биографический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
ведущая тема;
основная мысль;
эмоциональная окраска чувств.
Структура произведения:
основные образы;
основные изобразительные средства ( эпитет, метафора, сравнение, олицетворение);
речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур(антитеза и др.);
стихотворный размер;
рифма ; способы рифмовки ( парная, перекрёстная, кольцевая);
звукопись (аллитерация, ассонанс);
строфика.
4.2.Слово учителя о дате написания стихотворения.
Итак, тропинка первая.
Ребята, запишем: стихотворение « Весенний дождь» было написано в 1857 году.
4. 3. Работа над жанровым своеобразием и идейным содержанием стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь».
Слово учителя:
- Теперь мы отправимся по разным дорожкам , чтобы с находкой или открытием встретиться вновь. На поиски вам даётся 5 минут.
Даются дифференцированные задания.
Задание для 1-ой группы.
1.Обратитесь к народному календарю.
2.Прочитайте о приметах весенних месяцев.
3.Прочитайте стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь» и сделайте вывод, о каком весеннем месяце идёт речь в стихотворении ?
4.Запишите ответ, добавив нужные доказательства, подобрав примеры из народного календаря.
В этом стихотворении говорится о месяце_____________, потому что именно тогда бывает__________________________________, дождь____________________________, на деревьях ____________________________________.
Народный календарь.
МЕСЯЦЕСЛОВ.
Март – зимобор, протальник, капельник.Март – не весна, а предвесенье.Снег становится рыхлым.Под крышами появляются сосульки.
Апрель – квитень, березень, снегогон. Апрель – зажги снега.В деревьях начинается движение сока, набухают почки, зеленеет трава.Снег почти везде сошёл.На реках начинается ледоход.Массовый прилёт птиц.
Май – травень, цветень. Май обманет, в лес уйдёт (неустойчивая погода).Май леса наряжает, дождь в хлеба поднимает. Распускается листва на деревьях, зацветают травы. Массовый вылет насекомых. Поют соловьи.
Задание для группы №2.
1. Прочитайте определения терминов.
Жанр( от франц. – род, вид) – исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Стихотворение – лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.
2. Прочитайте литературную справку.
Литературная справка.
Род литературы
Характеристика
Эпос
Повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика
Передача эмоционального состояния героя или автора в определённый момент жизни.
Драма
Повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
3. Исключите ненужное: эпос, лирика, лиро-эпическое произведение, стихотворение, пейзажная лирика, драма, « Весенний дождь» А. А. Фета.
4. Остальные понятия расположите вертикально в виде схемы.
Схема
1._______________________________________
2._______________________________________
3._______________________________________
4. _______________________________________
Задание для 3-ей группы.
Какую картину рисует А. А. Фет в стихотворении «Весенний дождь»? (Запишите, какова ведущая тема стихотворения? О чём в нём говорится ?)
Какие мысли рождаются у лирического героя при наблюдении за этой картиной?
Какие чувства и эмоции возникают при этом?
Вариант построения ответа:
В стихотворении говорится о природе, которая ожидает_____________
_______________________________________________________________.
У наблюдающего за этой картиной человека возникают мысли о том, как « ещё светло____________________________.
Лирический герой испытывает радость оттого, что солнце_________
_________________.
Он восхищён тем, как дождь_____________________________________
__________________________________________________________________.
Вся природа _____________________________________________________.
4.4.Проверка работ.
Вопрос учителя:
- Каковы результаты поисков?
Зачитываются ответы 1-ой группы.
Ответ 2-ой группы даётся на доске ( один ученик сразу это задание выполняет удоски):
·
«Весенний дождь» А. А. Фета
лирика
стихотворение
пейзажная лирика
Проверка задания 3-ей группы ( читают вслух).
4.5. Обобщение и выводы.
Стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» - пейзажная лирика. Поэт очарован природой во время начала весеннего майского дождя.
4.6.Физкультминутка.
Вопрос учителя:
- Как вы думаете, могли бы мы с вами быт на месте лирического героя, созерцая подобную картину природы? Представим себе это.
Учащиеся повторяют действия вместе с учеником.
Слова – руководство к действию.
Действия, движения учеников.
Ожидаем дождь, дождь.
Повороты головой влево-вправо : 2 раза.
Знаем: дождик – гость, гость.
Наклоны головой энергично вперёд : 2 раза.
Где же дождик?
Пожимание плечами энергично вверх-вниз :2 раза.
Мы не знаем.
Развести руки в стороны, повернув ладони наружу: 2 раза.
Мы деревья раскачаем.
Наклоны туловищем влево-вправо, руки подняты вверх ладонями внутрь: 4 раза.
Вдруг по капле – по травинкам,
Присесть, похлопать ладонями по коленям: 4 раза.
И по листикам,
Встать, похлопать по предплечьям левой рукой по правому, а правой – по левому: 4 раза.
По спинкам!
Похлопать по спине, дотягиваясь ладонями: 4 раза.
Встрепенулась вся природа
Опустить руки по швам и потрясти кистями рук: 10 секунд.
Свежий воздух
Наклон вниз корпусом и развести руки широко внизу, выпрямиться, при этом руки поднимать медленно через стороны вверх: 10 секунд.
Утро года.
Выпрямиться, руки вниз, восстановить дыхание: 5 секунд.
Присесть на место.
4.7. Работа над структурой стихотворения А. А. Фета « Весенний дождь».
Слово учителя:
- Как вы думаете, почему весну считают утром года?
(Всё в природе оживает, это время ароматов, песен, звуков. Вспомним: А. А. Фет очень любил весну, как проявление красоты жизни.
И снова перед нами тропинки открытий.
Открытие первое.
Посмотрите на доску.
Весенний дождь – это главный образ стихотворения.
Как вы думаете, почему я подобрала такие слова к описанию дождя?
Весенний дождь : ожидаемый, преображающий, освежающий.
Словарная работа: 1) ожидать – ждать ;
2) преображать – изменять ;
3) освежать – делать чистым, ярким, новым.
Выводы : весенний дождь ожидает природа. Он преображает мир
природы, делает яркими краски, звуки и запахи. Убедимся в этом.
Обратимся к тексту стихотворения А. А. Фета « Весенний дождь».
Задание для всех: выписать образы и особенности их изображения, ведь каждый из них у Фета живёт особой, своей жизнью. Обратите внимание на то, как автор передаёт быструю смену картин природы.
Сомневающиеся в пути могут обратиться за помощью к словарю литераруроведческих терминов ( Учебная хрестоматия - 5 кл. , 1-ая часть : стр. 307;
6-ой класс, 2-ая часть: стр. 306; 7-ой класс, 2-ая часть: стр. 292. Учебники лежат на партах у каждого учащегося).
Оценивается ваше внимание, находчивость, умение следовать за автором, ничего не пропуская на своём пути.
Время поисков – 5 минут.
Задание для 1-йгруппы.
Прочитайте внимательно 1-ую строфу стихотворения А.А. Фета
« Весенний дождь».
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
Выпишите образы вместе с теми словами, которые помогают в их создании.
Например:
1.Солнце блещет ( то есть ярко сияет)
2._________________________________________________________
3_________________________________________________________
Какие слова передают краски природы?
Выпишите эти слова.
Например:
Светло
____________________________
___________________________
Какими словами и образами поэту удаётся передать предчувствие дождя?
Например:
Разрывы облак__________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
Считаете ли вы, что лирический герой внимателен и чуток ? Почему вы так считаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для 2-ой группы.
1.Прочитайте внимательно 2-ую строфу стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь».
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
2. Выпишите образы вместе с теми словами, которые помогают в их создании.
Например:
1. Качаясь, движется завеса
2._________________________________________________________
3.___________________________________________________________
3.Какие слова помогают понять всю масштабность надвигающегося ливня? Выпишете эти слова:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой приём использует автор для изображения дождя?
______________________________________________________
5.Какое художественное средство есть в 3-ей строчке ?
_________________________________________________________________
Какие слова передают краски и звуки?
_______________________________________________________________
Задание для 3-ей группы.
1. Прочитайте внимательно 3-ю строфу стихотворения А. А. Фета
« Весенний дождь».
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
2.Выпишите образы вместе с теми словами, которые помогают в их создании.
Например:
1. Две капли брызнули
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
3. Какие слова помогают автору передать движение дождя?__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каково значение слова « что-то» в 4-ой строке?
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой приём использует автор для изображения дождя?
Беседа, обобщение и систематизация материалов.
Материалы для учителя.
Стихотворный образ, его пояснение : что такое, какой?
Способ подачи, изображения.
Впечатление.
Весенний дождь. Ключевой образ.
ожидаемый,
обновляющий,
освежающий,
преображающий
Его предчувствие ( ещё, разрывы облак, воробей:1) купается в песке – народная примета; 2) трепещет – особое состояние ожидания и радости.
Эпитет.
Лирический герой, созерцатель, повествователь, автор
Ощущение присутствия ( светло)и живой заинтересованности – «перед окном», т. е. вблизи ( не « в окно» - куда-то бесцельно вдаль) ; взглядом охватывает всю картину мира , замечая мелкие детали ( две капли) и восхищаясь мощью и красотой явления.
Окно( в мир); окна дома – глаза дома
Человек у окна – окно – мир природы ( взаимосвязь, единство).
Мир природы = тайна
Отсутствие в 1-м предложении действующего лица( подлежащего);
« что-то»( неопределённое местоимение -последнее предложение).
Разрывы облак( просветы)
Взаимно дополняют друг друга, давая цельность образа( разорвать = сделать меньше = усечённое слово «облак»).
Солнце (блещет) ; лучи солнца; льётся свет
Звукопись. Аллитерация. «Оживление»;превращение, преображение –« золотая пыль»
( метафора).
Воробей «своим крылом трепещет»
Трепещет – волнуется, радуется; «в песке купаяся» - звукопись, слышим писк воробья; «крылом» - ед. число = подчинение единому порыву радости.( Сравни: человек приветствует при встрече , помахав рукой издали другу).
Небо - завеса – земля.
Единство, связь; расширение художественного пространства.
Завеса ( сильный дождь, ливень; то. что застилает, закрывает, отгораживает) движется, качаясь ( ветром).
Олицетворение. Две глагольные формы передают быстроту и мощь дождя, подгоняемого ветром.
( Золотая) пыль( брызги дождя, сверкающие солнцем).
Метафорический эпитет( сравнение дано как сильный ,утверждающий факт).
( Стоит) опушка леса (не лес, деревья, а именно « опушка леса» - т.е. деревья, опушённые солнечными брызгами быстрого, лёгкого дождя).
Олицетворение( скрытое). «Стоит»
- замер лес от удивления и радости. Ощущение света дают хорошо видные вдали макушки деревьев.
Две капли ( брызнули).
Подчёркивается крайне обострённое внимание к явлению; суффикс –ну- говорит о преходящести и ценности мига жизни.
В стекло ( окно) ( брызнули) ( стекли = движение)
Звукопись( «л» - звонкие звуки при ударах капель в стекло). Впечатление движения капель ( -ли-ли-ло). Музыкальность.
(От) лип ( тянет мёдом) ( к кому-то).
Звукопись. Ощущение движения разливающегося по саду аромата цветущих( цвет солнца!!!) деревьев. Сравни: получить можно от кого-то нечто приятное. Так природа дарит себя ( краски + звук + энергию
( движение) + запахи.
(Душистый ) мёд (аромат цветов липы)
Метафора. Добавляются и вкусовые ощущения (!). Настолько свеж воздух в саду. Ощущение движения ветра.
Что-то(= чудо, тайна во всём её многообразии) ( подошло).
Олицетворение. Многозначность, многогранность удивительного мира природы, готового дарить человеку красоту и воспитывать в нём любовь.
По свежим ( молодым, чистым, упругим) листьям (барабанит = часто стучит, т. е. настойчиво сообщает что-то – что?)
Эпитет. Олицетворение. Призыв к общению и пониманию. Может, узнать нечто важное?( Поэтому взгляд задумавшегося человека , глядящего вдаль( в себя тоже?) замечает свежие листья. Может, он свежим взглядом сможет посмотреть на себя и попробует писать жизнь заново, с чистого листа?
Выводы.
Вопросы учителя:
- Какой основной приём использует автор ? ( Олицетворение).
- Сколько строф в стихотворении? (3).
- Как соотносятся события 1-ой и 2-ой строф?( Противопоставляются).
-Как называется этот приём? ( Антитеза).
- Зачем его применяет автор? ( Чтобы ярче была картина надвигающегося дождя.
- Способствует ли этому обилие глагольных форм? ( Конечно).
- Звукопись – это также приём, помогающий в создании ярких образов.
Например, повторение звука «л» : « две капли брызнули в стекло»
- Помогает ли этому ритм стихотворения и особенности рифмовки?
Убедимся в этом.
5.Размер стихотворения. Рифма.
Задание дифференцировано.
Задание для 1-ой группы.
Подчеркните все гласные в словах.
Проставьте ударения в словах, следуя ритму дождя.
Определите размер стиха ( через какие промежутки чередуются безударный и ударный звуки?).
Запишите ответ, выбрав нужное:
Размер стиха: 1) ямб : чередование __ __
2) хорей: чередование __ __
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
Задание для 2-ой группы.
Определите, в каких строчках совпадают конечные звуки ( два или несколько).
Определите тип рифмовки:
а
а
б
б
а
б
а
б
а
б
б
а
ВЫВОДЫ ( выберите нужное) : в этом стиховорении рифма : 1) парная; 2) перекрёстная; 3) кольцевая.
Проверка заданий и обобщение результатов.
Размер – ямб.
Рифма – перекрёстная.
Они создают ощущение быстрой смены картин, помогают « услышать музыку дождя» и передать особую взаимосвязь человека и природы.
Слово учителя.
Передадим свои впечатления, следуя ритму весеннего дождя, по-новому открывая для себя мир А. А. Фета.
6. Выразительное чтение стихотворения ( под музыкальное сопровождение к слайдам).
V.Подведение итогов урока .
1.Слово учителя.
Ребята, все наши дорожки привели нас к себе самим. Именно в себе каждый открыл поэта, творца, преображающего мир, ваши поделки и иллюстрации к уроку – подтверждение тому. Замечая красоту природы, мы учимся понимать и создавать её.
А теперь подведём итоги. Подумайте, что удалось и что не удалось сделать сегодня на уроке. Заполните карточки.
2.Рефлексия.
Работа с карточками.
Ф. И. _______________________, класс _______
Сегодня на уроке
Я понял, что А. А. Фет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я для себя открыл _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне понравилось _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не удалось________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На уроке мне было _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Выставление оценок.
Слово учителя:
- Ребята, сегодня вы работали успешно. Чья работа вам понравилась и может быть оценена как «отлично?» Кто ещё хорошо работал?
( Объявление оценок).
VI.Объяснение домашнего задания.
Выполняется по выбору.
Попробуйте написать сочинение-миниатюру или стихотворение о каком-нибудь явлении природы, которое вы запомнили в ярких красках. Поделитесь своим впечатлением от увиденного.
Вспомните начало дождя, который вы наблюдали. Попробуйте рассказать об этом , передавая впечатления от увиденного.
Выучите стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь».
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 1Заголовок 315