Технологическая карта по музыке к теме: Опера-сказание Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»».
«Опера-сказание Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»».
Килижекова Галина Александровна, учитель музыки МБОУ СОШ № 26 г. Абакана, Республика Хакасия
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Килижекова Галина Александровна, I квалификационная категория
Предмет: музыка класс 5 УМК Т.И. Науменко,В.В. АлеевТема урока: Опера-сказание Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Цель урока: выявить особенности музыкального языка композитора, через слушание инструментальных эпизодов. Формирование музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
познакомить учащихся с оперой-сказанием Н.А. Римского-Корсакова, фрагментами его жизни и творчества;
познакомить учащихся с понятием изобразительность в музыке.
расширить знания о жанре оперы.
Развивающие:
развивать умение анализировать произведение;
развивать умение выразить свое отношение к природе Родине в процессе слушания, исполнения.
совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
развивать чувство любви к Родине, патриотические чувства, добрые, дружеские отношения к одноклассникам;
воспитывать музыкальный вкус.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, ТВ
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся 5 «а» класса любят петь, размышлять над проблемной ситуацией, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Но внимание не устойчивое, поэтому в данном классе чаще используются проблемно-игровые ситуации.
Этап урока Виды деятельности учащихся Формируемые виды УУД
1.Организации 1. Вход в кабинет под музыку
2. Приветствие (T5|3 ).
3. Просмотр видео фрагмента из к/ф «Садко». Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока.2.Новый материал
1)Вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ».
2)Слушание инструментального эпизода «Сеча при Керженце» (работа с текстом исторической песни «Как за речкою, да за Дарьею»).
1.Слушание оркестрового вступления.
2.Коллективная дискуссия (изобразительность).
3.Слушание вступления (видео).
4.Определение соответствия образного содержания картин и музыки.
1. Знакомство с исторической песней «Про татарский полон»
2.Коллективная дискуссия.
3.Слушание «Сеча при Керженце»
4. Исследование музыкального языка эпизода, сравнение с песней.
5.Работа с картиной Н. Рериха.
6. Видео слайды «Сеча при Керженце » Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке
3.Закрепление нового прослушанного материала
Работа с программкой Работа в программках.
Синквейн
Работа с определением (опера-легенда) Познавательные: умение находить главные темы в инструментальном эпизоде
Личностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения материала
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке
4.Домашнее задание 1. Отображение услышанного на уроке через творческое преломление на бумаге. Личностные: творческая самореализация в ИЗО
Познавательные:умение находить информацию через книгу, интернет.
5.Вокально-хоровая работа.
1.Умение дать правильную певческую установку.
2.Исполнение песни «Все мы делим пополам» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
Личностные: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
6.Рефлексия. 1.Воспроизведение увиденного и услышанного на уроке в завершении предложений.
Я узнал, я увидел, я удивился. Я хочу узнать!
2. Видео слайды об озере Светлояр Познавательные: формулирование проблемы