Программа индивидуального развития Мыслю, творю, развиваюсь

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации:
«Региональный социопсихологический центр»

443111, г. Самара, ул. Московское шоссе, 125А
тел/факс (846) 931-55-15, тел (846) 931-55-08

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФИО (шифр) ЯИЕ Возраст 9 лет Период: сентябрь 2015 г.– май 2016 г. Режим встреч 1 раз в неделю Запрос (от кого) администрации лицея и классного руководителя, по результатам диагностики.
Причина обращения: низкая успеваемость по основным предметам, невыполнение домашних заданий.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Диагностирующий (выявление проблемных зон; знакомство, создание эмоционального фона, проведение диагностики, консультирование педагога и родителей)
Основной – развивающий (проведение развивающих занятий)
Заключительный (выявление динамики через повторное тестирование, подведение итогов, разработка рекомендаций для родителей и педагога)
Первый этап. Диагностирующий. Выявление проблемных зон.
1.1. Используемый диагностический инструментарий:
Прогрессивные матрицы Равена
Тест Тулуз-Пьерона
Методика изучения самооценки во 2 классе
Опросник мотивации
Методика «Оперативная память»
1.2. Психолого–медико-педагогический статус на момент обследования
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Оценка скорости внимания – средний
Объем памяти – средний
Уровень мотивации – средний (ориентируется как на учебные, так на социальные аспекты)
Уровень развития умственного мышления – низкий
Завышенная самооценка
Уровень скорости внимания - низкий

Второй этап. Развивающий
2.1. Цель программы: развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Задачи программы:
Создать комфортные условия для младшего школьника, способствующие развитию познавательных процессов и личностных особенностей ребенка
Формировать положительную мотивацию к учению, речевое развитие
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания
2.2. Ожидаемый результат: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательных процессов. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования по заданным методикам.
2.2.1. Показатели и индикаторы эффективности реализации программы
1. Повышение уровня умственного мышления до среднего уровня
2. Повышение скорости внимания до высокого уровня
3. Понижение уровня самооценки с завышенной до нормы (адекватной)
Формы работы: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия и сказкотерапия, направленные на развитие памяти, мышления, внимания, навыков общения.
2.3. Ответственные
Достижение запланированного результата в рамках выявленной проблемы предполагает комплексную систему мер со стороны:
Психолога – диагностика, проведение индивидуальных занятий, рекомендации педагогу и родителям, наблюдение на уроках.
Педагога – обеспечение обучения учащегося навыкам самостоятельного выполнения учебных заданий, получения знаний, организация времени; использование на уроках игровых форм; индивидуальный подход.
Родителей – помощь и проверка качественного выполнения домашних заданий, дополнительная подготовка по отдельным предметам.
2.4. МЫСЛЮ, ТВОРЮ, РАЗВИВАЮСЬ
№ п/п

Тема занятия

Развивающие задачи
Основные содержательные аспекты занятия

1

«Давай познакомимся»
Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация ребенка к новым формам взаимодействия.

Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей.

2
«Смешной и грустный Человек. Рассеянный»
Развитие произвольного внимания и восприятия.
Формирование мотивационной направленности на действие контроля.
Значение внимания в жизни человека.
Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания.

3
Что такое память?

Раскрыть понятие памяти и её роли в жизни человека, познакомить с видами памяти.

Развиваем память.
Тренируем память.
Задания и упражнения на развитие видов памяти.


4
«Секреты нашей памяти»
Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения.
Информация о возможностях челове- ческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.

5
Что такое мышление?

Раскрыть понятие «мышление», его виды.
Задания и упражнения на развитие видов мышления.

Конспект занятия.

6
Тренируем мышление.
Задания и упражнения на развитие видов мышления.

Конспект занятия.

7
«Развиваем мышление»
Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения.
Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль.

8-9
Что такое восприятие? Виды восприятий.

Закрепить понятия «восприятие», «ощущение»; раскрыть приёмы восприятия величины, цвета, формы, восприятия, пространства, движения, времени.

Конспект занятия.

10
«Как мы воспринимаем информацию»
Развитие целостности и осознанности восприятия.
Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия.
Диагностика особенностей восприятия.
Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях.

11-12
Развиваем пространственные ориентации.

Задания и упражнения на развитие пространственных ориентации.

Конспект занятия.

13-14
Развитие временных отношений.
Задания и упражнения на развитие временных отношений.
Конспект занятия.

15
Развитие наблюдательности.

Задания и упражнения на развитие наблюдательности.

Конспект занятия.

16
Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук.

Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр.

Конспект занятия.

17-18
Что такое внимание? Виды и свойства внимания.
Раскрыть понятие «внимание», его виды (произвольное-непроизвольное», «внешнее и внутреннее), свойства (концентрация, распределение, переключение)

Конспект занятия.

19
«Учимся отвечать на вопросы»
Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос
Как можно ответить на поставленный вопрос {верноневерно, полно- кратко, точнонеточно). Упражнение в построении суждений для ответа

20-21
«Развиваем память»
Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания.
Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым. Логическая цепочка запоминаемого. Образы при запоминании.

22
«Образ и мысль»
Развитие мышления и речи на основе
образов.
Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.

23-24

«Думаем играя»
Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.
Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.
Кого называют наблюдательным человеком.
Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений

25-26
«Необычное в обычном»
Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.
Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению.

27
«Как Колобок превращается в Кубик»
Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов
Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его признакам

28-29
«Общее в различном»
Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы
Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие



Итоговая диагностика познавательной деятельности. Проверка эффективности программы.



Третий этап. Заключительный. Выявление динамики.
3.1. Сравнительный качественно-количественный анализ результатов обследования показал положительную динамику. В частности, понизился уровень самооценки до нормы, повысился уровень умственного мышления и скорости внимания.
Показатель/ индикаторы
Динамика целевых и фактических
индикаторов
Источник получения информации
Выявленные тенденции


Целевой
Фактический



Понизился уровень самооценки
Повысился уровень умственного мышления
Повысился уровень скорости внимания
Норма

средний


высокий
норма

средний


средний
Журнал учета посещения занятий, продукты деятельности учащегося, наблюдения на уроках
Негативные тенденции:
Отклонение фактического показателя скорости внимания (средний) от целевого свидетельствует о наличии проблемных зон в организации и осуществлении развития внимания
Позитивные тенденции:
По остальным показателям целевой результат совпадает с фактическим


Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения развивающей работы с младшим школьником с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков, также развития скорости внимания (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей.
3.2. Рекомендации (адресные):
. Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка  Учите ребёнка:  - Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия. - Описывать различные свойства окружающих его предметов. - Узнавать предметы по заданным признакам. - Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков. - Находить противоположные по значению понятия. - Определять родово-видовые отношения между предметами и понятиями. Рекомендации по развитию процессов внимания у детей   Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:  - выкладывание узора из мозаики; - выкладывание фигуры из палочек по образцу; - нахождение различий в двух похожих картинках; - нахождение двух одинаковых предметов среди множества; - нанизывание бусинок по образцу; - срисовывание по клеточкам; - нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается). При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.  Устраните отвлекающие факторы.  Рекомендации по развитию памяти детей - Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен. -Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго. - Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день. - При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух. - Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. - При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв. Рекомендации по развитию восприятия Научите ребёнка:  - Различать цвета и их оттенки. - Различать форму предметов и геометрические фигуры. - Делить фигуры на 2,4 равные части. - Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте). - Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже). - Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки). - Различать и называть части суток, их последовательность. - Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. - Знать дни недели, месяцы года. Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении - Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде - Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон. - Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание. - Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку. - Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. - Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний. - Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми - только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование. - Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи. - В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным. Формирование коммуникативных навыков - Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками). - Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно достаточно оставаться времени для игровых занятий, для прогулок. Для общения. - Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх. - Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умения подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём). Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым


Ответственный за сопровождение по коррекционному/развивающему/профилактическому маршруту
педагог-психолог
Регионального социопсихологического центра
в МБУ городского округа Тольятти «Лицей 19» ____________________ /Н.Л.Красильникова










Заголовок 115