Конспект урока литературного чтения 4 класс Н. Рубцов Тихая моя родина 
     Тема:   Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина»
Цели: Познакомить учащихся с жизнью поэта Н.М. Рубцова и его произведением «Тихая моя родина»
           Развивать  речь учащихся, умения высказывать свои мысли;  развивать навыки анализа литературного произведения и умения выразительно читать его.  
           Воспитывать патриотизм  к малой родине; нравственность и культуру общения.
Оборудование: проектор, магнитофон, репродукции картин, словари, карточки.
Форма организационно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
тип урока: изучение нового материала
методы: Объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый.
План урока:
Актуализация  (мотивация, цели, тема)
Изучение новой темы:
а) биография автора;
б) чтение стихотворения;
в) работа по восприятию стихотворения;
г) лексическая работа (в группах).
     3. Минутка отдыха.
     4. Закрепление
          - работа в группах
          - слайд-шоу «Я знаю! Это»
     5. Итог урока.  
     6.  Домашнее задание
      7. Рефлексия 
                                                                 Ход урока:
Орг. момент    
  -Тихонько встаньте, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. 
          Здравствуйте, садитесь.
       - Сегодня  мы будем работать в группах.                               
      - В каждой группе есть ведущий ученик, который  как всегда будет отвечать за работу и организованность всей группы.
   Группу, которая хорошо будет работать в течение урока, ждет  награда.
2.Мотивация.             ( Чтение стихотворения )  
                                                Для каждого человека важно,                                                                                                                     
                                                Иметь и семью, и дом,
                                                И город  у тихой речки,
                                                И сад под резным окном
И чтоб не случилось в жизни,
                                                Пусть помнит он  об одном,
Что где-то, родной и близкий,
                                                Что где-то его ждет дом!
   - Ребята, что вы сейчас представили??                           
   - Какие чувства у вас возникли, слушая это стихотворение?
   - Почему?
   - Чем для вас является ваше село?                                                 
     - Это для нас большая или малая родина?                       
    - Почему вы так думаете?              
    - А как мы относимся к своей  малой родине? 
    - У каждого из вас своё мнение о родине.
    3. Изучение новой темы.
 Сегодня,  мы узнаем, как относился   к своей родине   Н.М. Рубцов из его  стихотворения «Тихая моя родина» и постараемся понять, почему он так ее назвал?         
Но сначала,  мне бы хотелось поближе познакомить вас  с этим замечательным поэтом.
Мать умерла, отец ушёл на фронт.
                                             Соседка злая не даёт проходу
                                            Я смутно помню утро похорон
                                            И за окошком скудную природу.
    - Таким грустным было детство поэта, Николая Михайловича Рубцова.         Слайды
Родился он в 1936 году, в селе Емецк Архангельской области.  В начале войны поэт оказался в детском доме села Никольское Вологодской области. С детства  поэт мечтал быть моряком. И его мечта сбылась, он  служил в армии на северном флоте  
4 года. Был отличным моряком и душой команды. Здесь и началась его литературная деятельность – он начал печатать свои стихи во флотской газете. После армии вернулся в Ленинград, снова работал на заводе, выступал на литературных вечерах, 
печатался в газете. Затем приехал в Москву и поступил в Литературный институт. 
Но где бы он ни был, он всегда вспоминал свой родной дом и село, в котором родился и вырос. 
  - Теперь я прочитаю вам его стихотворение,  а вы    подумайте, почему Н.М.  так   его назвал: «Тихая моя родина».      
Вопросы по восприятию произведения:
- Скажите,  почему  же  автор назвал своё стихотворение 
«Тихая моя родина»?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение
- Почему?                                                                                
- Для того,  чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, откройте учебники на 79-ой странице.
- Ваша задача прочитать  стихотворение вполголоса, чтобы не  мешать, друг другу,  и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны,  карандашом. 
Проверка.
 - Ребята, какие слова были для вас непонятны?                          
 -Как вы думаете, почему они для вас незнакомы?                         
 - А где можно узнать значение этих слов?                                 
                                               Работа в группах.
- У каждой группы   на столе  лежит толковый словарь. 
- Сейчас каждая группа получит карточку,  на которой написано  одно из этих слов. Ваша задача найти значение этого слова.  
На работу я даю 3 минуты. Как только группа закончит, ведущий поднимет руку.
                  -Молодцы! Все сумели справиться с этим заданием.                           
·           -Ребята, а для чего мы провели работу со словарем?             
Физкультминутка.                            
Релаксация под музыку.                                                            
 - Ребята, закройте глаза,  расслабьтесь и на минуточку представьте, что вы в лесу, вокруг шелестят кроны деревьев, шумит от тихого ветерка  зеленая трава. А сколько цветов! Цветы, ах,  как они пахнут, вдохните и почувствуйте их аромат. Чувствуете, какой легкий, приятный запах.  А небо, оно такое  голубое, голубое.  А на нём солнышко протягивает к вам свои лучи и нежно касается вашей кожи, чувствуете, как они коснулись вашего лица, рук. А, теперь прислушайтесь, слышите, как поют птицы? Они поют о весне, о лете, о теплых   и сказочно красивых краях.  
 - Что представили? 
 -Ну, вот мы отдохнули, побывали в воображаемом лесу.
4. Закрепление                      
   - Продолжаем работу над стихотворением. Для этого вы снова будете работать в группах. Каждая группа получит индивидуальное задание. На выполнение этой работы я даю 5 минут.  Прочитайте  и  если что-то непонятно, спросите. Если все понятно, можете приступать к выполнению.
                     1 группа – подготовит  выразительное чтение. 
                     2 группа – выпишет эпитеты и сравнения и объяснит их;
                     подберет  картины, которые соответствуют стихотворению. 
                     3группа – находит подходящие по смыслу пословицы (Приложение)
                      Проверка. 
                    1группа – читает.
                    Проверяем интонацию, выразительность, с каким чувством 
                   прочитали.                      
                   2 группа – называет эпитеты и сравнения и объясняет их.
                     Что значит: тихая родина, яркой травой, словно ворона 
                      веселая, жгучая, смертная связь, зеленый простор, речка 
                   3 группа – читает пословицы.
                      Объясняют только одну на выбор учителя. 
                       - Молодцы, все справились со своими заданиями, 
                     потому что работали дружным и сплоченным коллективом.
                       - Ребята, какую работу мы сейчас провели?
                       - Что для себя вы возьмете с этого урока?
- А теперь, мне бы хотелось  поблагодарить вас за вашу работу на уроке и наградить каждую группу вот такой    медалью. 
- Рубцов в своем стихотворении рассказал нам о самых памятных уголках своей малой родины. А чтобы убедиться в том, насколько вы   хорошо знаете свой город, я предлагаю вашему вниманию слайд-шоу «Я знаю! Это»                                                                                                                                                                                                                                      
 Ученик, отгадывает фотоснимок и говорит:  «Я знаю!  это»                                                                         
-Молодцы, вы все очень хорошо знаете и любите свой город.                      -   Что бы вы ему пожелали? 
 (дети высказывают свои пожелания)
 - Ребята,  с каким автором мы сегодня познакомились?
 - Какое стихотворение он посвятил своей малой родине?
- О чем   хотел рассказать Н.М.  в своем стихотворении?
- Теперь переходим к  Д./З.  Я предлагаю вам 4 варианта Д/З.
  5. Домашнее задание.
 1. Выучить отрывок из стихотворения, а кто захочет, может выучить всё.  
 2.  Написать мини-сочинение «Почему я люблю свое село»
 3. Нарисовать рисунок к стихотворению
4. Сделать фотоснимки знакомых мест города.
- Откройте дневники и запишите то задание, которое вам понравилось больше всего.      
6. Рефлексия.   
 – Ребята, каждый человек по-своему выражает любовь к  родине:  кто в стихах, кто в поступках, кто в песнях. 
 Приложение             
13PAGE  15
13PAGE  14615
                                                 Пословицы
Без корня и полынь не растет.
Кто не работает, тот не ест.
На чужой сторонушке и весна не красна.
Пчела мала и та работает.
                               Пословицы
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Своя земля и в горсти мила.
Труд человека кормит, а лень портит.
Скучно Афонюшке не чужой сторонушке.
Пословицы
Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать,    умей за неё постоять.
                                                     Пословицы
Всякое дело мастера боится.
Чужая сторона – дремучий бор.
Умел начать, умей закончить. 
Родной куст и зайцу дорог.
                                                   Пословицы
Ученье свет, а неученье тьма.
Родимая сторона – мать,  чужая -  мачеха.
Грамоте учиться  - всегда пригодится.
Дома и стены помогают.
15