Образовательный материал
Обобщающий урок по теме«Умножение и деление обыкновенных дробей»
Петрова Ольга Николаевна, учитель математики, РС (Я)
Предмет (направленность): математика.
Возраст детей: 5 класс.
Место проведения: класс.
Цель: систематизировать знания, полученные учащимися и проверить их
Оборудование: карточки, портреты главных героев, книга «Нюргун Боотур Стремительный»
Ход урока:
Организационный момент
Сообщение об олонхо
Сообщение о содержании олонхо
Повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей
Расшифровать выделенные имена главных героев из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (ключ после задания)
Итог урока.
По олонхо, вселенная состоит из трех миров:
Верхнего (небо), Среднего (земли) и Нижнего (подземного). Верхний мир, населяют божества, средний мир – люди и мелкие духи “иччи”. В Нижнем мире живут подземные абаасы (черти).
Образы олонхо резко контрастны. Если герой – добрый защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени “ абаасы – аймага” (родственники черта) рисуются как злые и безобразные чудовища – это однорукие и одноногие циклопы. Они наделены всеми мыслимыми пороками. Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин. В ходе событий герои вступают с богатырами абаасы в переговоры. Герои сбогатырями и шаманками абаасы совершают различные сделки: временно мирятся, дают друг другу клятву не нападать во время перемирия интересны брачные сделки между побежденными богатырями айыы и могущественными шаманками абаасы – победительницами их. Для того, чтобы выйти замуж за богатыря айыы они готовы предать родного брата. Побежденный ими богатырь айыы дает обманное обещание жениться и совершает с ней различные сделки против ее брата. Иногда богатыри айыы и абаасы временно становится побратимами, так как их постоянная дружба и побратимство в олонхо считаются невозможными.
Одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего человеческого общество. История эта фантастическая, а ”человеческими обществом” в олонго предстает только эпическое племя айыы – аймага (предки якутов). Суть в том, что любое олонхо подается как история человеческого племени со времени возникновения вселенной.
Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.
Олонхо- общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер из 10- 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк.
Якутское олонхо- эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят ещё к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко- монгольских народов Алтая и Саян. Постоянным элементом имени героини олонхо служит забытое современными якутами слово «куо», что означает «красавица».
К имени враждебного богатыря в олонхо иногда добавляются частица «алып» в значении «злой волшебник»
Олонхо, с которым мы сегодня познакомимся, написан Платоном Алексеевичем Ойунским, крупным поэтом, основоположником якутской советской литературы, видным общественным и государственным деятелем, активным участникм революции и гражданской войны, одним из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии.
Это олонхо на переведено на русский и французский языки.
2006 год ЮНЕСКО объявило годом олонхо, шедевром устного и нематериального наследия человечества.
В.А. Штыров подписал указ о том, что 25 ноября является Днем Олонхо.
Далеко, за дальним хребтом
Давних незапамятных лет,
Где все дальше уходит грань
Грозных, гибельных, бранных лет,
За туманной дальней чертойНесказанно бедственных лет,
Когда тридцать пять племен,Населяющих Средний мир,
Тридцать пять улусов людскихНе появились еще на земле;
Задолго до той поры
Как родился АРСАН ДУОЛАЙ
1) 3/7 Ч2/5= 6/35 2) 12 Ч1/13= 12/13 3)7/13 Ч39/56= 3/84) 3 1/9 Ч2 1/7= 1 2/3 5) 2 1/7 Ч2 4/5= 6 6) 1 1/9Ч3/10= 1/37) 4/11 Ч 4 7/12= 1 2/3 8) 2/3 ч 2/7= 2 1/3 9) 6/11 ч 3= 2/1110)4ч2/9=181А 2Р 3С 4А 5Н
6Д 7УО 8Л 9А 10Й
Злодействами возмутивший миры,Что отроду был в преисподней своейВ облезлую доху облачен,Великан с клыками, как остроги;Задолго еще до того,Как отродий своих народила емуСтаруха АЛА БУУРАЙ
1) 4 5/8 Ч 2= 9 ј 2) 2 5/6 Ч 4/15= 34/45 3)3 4/7 Ч 0= 04) 5/8 ч ѕ= 5/6 5) 6 ч 8/15= 11 ј 6) 3 1/9 ч 2 11/12= 1 1/157) 2 3/8 ч 1 ј = 1 9/10 8) 5 1/3 Ч 2 ј = 12 9) 12 ч 4/5= 15 1А 2Л 3А 4Б 5У6У 7Р 8А 9Й
С деревянной колодкою на ногахПоявившаяся на светУ великого Айынга Сиэр ТойонЧье дыхание- нежный зной,Восседающего на вершине самойТрехъярусных белых небесВ шапке из трех соболей
С блистающим высоким пером,И у прекрасной супруги его,У жены властелина небес -Подобной ликом своимОтблеску вечернего солнца,Подобной видом своимБлеску восходящего солнца Айыы Нуоралдьын хотунРодился сын – богатырь НЬУРГУН БООТУР
1) 0,12 Ч 4 1/6= Ѕ 2) Найдите 5/7 от 30 3/5 = 21 6/73)1 1/3 ч 1 Ѕ = 8/9 4) 2,5/1,5= 1 2/35) 2 ѕ ч 1 Ѕ =1 5/6 6) 3 3/8 Ч 1 1/15= 3 3/57) 15/17 Ч 34/45= 2/3 8) 3 1/7 Ч 1 3/11= 49) 3/8 Ч 4 4/15= 1 3/5 10) 0 ч 2 2/5= 011) 9 3/8 Ч 2 2/5= 2 Ѕ 12) 4 5/12 Ч 6/53= Ѕ 1НЬ 2У 3Р 4Г 5У 6Н7Б 8О 9О 10Т 11У 12Р
Чтоб людей породить на земле,Из улуса солнца,Из рода айыыБыл избран Саха Саарын ТойонА подругой ему данаСабыйа Баай ХотунПервенцы первых людейСотворенно- рожденные дети ихВыровнялись, подрослиВ силу вошел их сын-Владеющий Серо- стальным,Неутомимо буйным конем,Кун Дьирибинэ- богатырь;А дочь- любимица их,Владеющая Гнедым конем,Блистающая прекрасным лицомКрасавица ТУЙАРЫМА КУО
1) 2 3/7 Ч 7= 15Ч7/7= 15 2) 0,8 ч 2 2/3= 3/103) 4/7 Ч 1,26= 18/25 4) 4 7/9 Ч 3/11= 1 10/335) 3 2/9 Ч 3/5= 1 14/15 6) 3/5 Ч 6 7/9= 4 1/157) 14/39 ч 21/52= 8/9 8) 4 1/11 ч 2 19/22= 1 3/79) 18 ч 9/14= 28 10) 4 ѕ ч 2 3/8= 21Т 2У 3Й 4А 5А6Р 7Ы 8М 9А 10К 11УО
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
П. А. Ойунский, «Нюргун Боотур Стремителтный»
Н. Я. Виленкин, Математика 5 класс. 2009 г.
1001 идея интересного занятия с детьми
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115