О переосмыслении контрольно-оценочной деятельности на уроках литературы

О переосмыслении контрольно-оценочной деятельности на уроках литературы
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Качество образования – ключевое понятие в методике преподавания школьных дисциплин. Многие ученые, учителя-практики считают, что одним из условий повышения качества образования является совершенствование диагностической, контрольно-оценочной деятельности учителя.
Многолетний опыт работы в школе показал, что в оценке качества литературного образования важное место отводится критериальному подходу в обучении, системности и комплексности контрольно-диагностической деятельности, особенно мониторингу как системной форме контроля. Некоторыми идеями, находками по данному вопросу хочется поделиться.
В школьной практике анализ стихотворения как в устной, так и в письменной форме принято проводить по плану, каждый пункт которого может стать объектом диагностики:
1.Данные о стихотворении (история создания, кому посвящается (если известно), смысл названия, жанровое своеобразие (сонет, элегия, ода)
2.Тема и идея стихотворения.
3.Настроение от стихотворения (грустное, веселое, спокойное, умиротворенное).
4.Композиция (построение, движение поэтической мысли).
5.Объем (небольшое или объемное, деление на строфы).
6.Характеристика лирического героя, иногда воспринимающегося как автора данного стихотворения.
7.Образная система, помогающая автору глубже раскрыть авторский замысел.
8.Выразительно-изобразительные средства:
1) Звуковая организация стихотворения (ассонанс, аллитерация, цветовой и смысловой анализ звуков); рифма, ритм.
2)Анализ лексики (роль синонимов, антонимов, омонимов; наличие устаревшей лексики (историзмы, архаизмы).
3)Синтаксическое богатство (синтаксические параллельные конструкции, предложения разных типов, использование инверсии, риторических вопросов).
4) Использование тропов (эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, гипербола, литота и др.).
9.Впечатления от стихотворения.
При устном и письменном речевом оформлении данного вида деятельности предлагается фиксировать ответы (в самооценке, взаимооценке, оценке со стороны учителя) и ставить поурочный балл не за весь анализ, а за каждый вид анализа. Общая сумма всех баллов дает возможность при делении на все виды деятельности (их девять) выставить объективную отметку в журнал. Такая диагностика и контроль позволяют выявить пробелы в умении анализировать поэтический текст. Так опыт работы показывает, что трудно дается учащимся такой вид анализа, как использование автором различных выразительно-изобразительных средств. На начальном этапе обучения авторские приемы художественной изобразительности в рассуждениях учащихся обычно сухо, без всякого комментария перечисляются. Но если в помощь предложить памятку с речевыми клише, то качество анализа, безусловно, улучшается. Примеры некоторых клише из ученических работ:
Эпитеты: - привлекают внимание эпитеты, которые
- особенно яркими являются эпитеты, рисующие в воображении
- помогают передать чувства автора эпитеты.
-выражают отношение лирического героя к предмету восхищения.
-передают авторскую оценку к описываемым явлениям
-настраивают на поэтическое восприятие такие эпитеты
Олицетворения : - помогают образно представить данное событие...
-способствуют эмоциональному восприятию данного явления...
-уподобляют явления природы живому существу
Гипербола: - нельзя обойти вниманием такой прием, как гипербола
-особенно ярким является такой прием, как
-способствует передаче авторского замысла
Сравнение: - вызывает в душе необыкновенную гамму чувств.
-создает в воображении чудесный образ
Ассонанс: - передает открытость и безбрежность окружающего пространства
- стихотворение наполнено звуками, помогающими
Аллитерация: - повторы согласных создают слуховые ассоциации
-скопление согласных в одной строчке помогает озвучить пейзажную картину
-придает выразительность описываемым событиям
Очевидно, что критериальный подход, своевременная диагностика, ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся в течение учебного процесса (в помощь предлагаются алгоритмы, памятки), объективный контроль позволят повысить качество анализа поэтического текста.
При написании реферата тоже предлагаются критерии, помогающие в подготовке и защите данного вида работы. Зная критерии, учащиеся будут стараться правильно оформить и защитить реферат.
Оценочный лист
Ф.И. учащегося .
Тема реферата ..
Объем
Ф.И.О. рецензента .


Оформление
Структура

Объем
Грамот-ность
Акту-
аль-
ность
Соот-ветс-вие
содер-жания
теме
Глубина
прора-
ботки
мате-
риала
Выводы
Балл,
оценка

5
5
5
5
5
5
5
5
40/5

5
5
5
4
4
5
4
5
37/5

5
4
4
4
4
4
5
5
35/4

4
4
4
4
4
4
4
4
32/4

3
3
3
3
3
3
3
3
24/3


Шкала баллов
Баллы оценка
«5»
35-28 «4»
27-20 «3»

Учащимся, которые получили оценку ниже «5», предлагается доработать реферат по замечаниям одноклассников. Те учащиеся, которые представили презентацию к своей письменной работе, получают дополнительные баллы. Думается, что им возможно выставление дополнительной оценки, объективность которой определяется по параметрам составления презентаций.
На уроках литературы важным остается опрос как форма устного контроля. Опрос позволяет установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. Разнообразнее стали формы опроса, изменилось его место на уроке. Он органично включается в изложение нового материала: делаются сообщения, мини-доклады, происходит защита фрагментов презентаций, слайдов, дается аргументированный ответ на поставленный вопрос, заслушиваются речевые высказывания на проблемные вопросы. Опрос перестал быть лишь контрольной заставкой к уроку, появился поурочный балл, позволяющий полно учитывать деятельность ученика в ходе всего урока. В процессе учебной работы на уроке учитывается все ответы и оценка ставится не за активность вообще, а за конкретные виды деятельности. Тетрадь учителя, в которой он делает по ходу заметки, выглядит следующим образом:
Список класса
Качества читателя



Эмоциональная
Осмысление содержания
Работа воображения
Реакция на художественную форму

Иванов Иван Иванович
4 5 – 3 5
- 4 - - 4
3 - - 5 -
- - 4 -


5 - 5 4
3 4
- 4
3 - -


- - 4
5 - 4
4 - 4
- 5 - -

Накопление в тетради учителя четырех-пяти оценок в каждой графе даст право выставить отметку в журнале. Наличие отказов (), если их более трех, ведет к снижению средней оценки на балл. Такой учет деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.
Новая система опроса побуждает к решению еще одного важного вопроса методики: какие виды деятельности учащихся проявляют и фиксируют отдельные читательские качества? В решении этой проблемы много трудностей: нелегко закрепить ту или иную операцию, которую проделывает ученик (составление плана, пересказ и т.д.), проследить за определенным качеством читателя. Каждый вид работы многофункционален и в разных ситуациях способен содействовать развитию разных читательских качеств. Однако во многих учебных операциях по литературе можно выделить доминирующую функцию.
Считаю, что один из способов успешности в предметах гуманитарного цикла - анализ своих собственных результатов достижения, проводимый через мониторинг ОУУН (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль).
Ученик из года в год будет оценивать уровень овладения ОУУН (общеучебные умения и навыки) тремя критериями (0 - не умею, 1 - частично умею, 2 - хорошо умею), и сам увидит свои реальные результаты, которые позволят ему быть успешным. После оценивания каждого параметра учеником учитель подводит общий итог на всех этапах контроля (критерии оценки параметров складываются, и сумма делится на их общее количество)
Литература 5 класс
Ф.И. ученика_______________________________________

ОУУН (я умею)
Входной контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль

1. Дать устную характеристику текста, пересказать его




2. Аргументировать устный ответ на поставленный вопрос (правильно, полно, приводились ли примеры, доказательства)




3. Сформулировать чёткий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос (тема, идея, основная мысль)




4. Уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты текстов




5. Читать со скоростью (100 –110 слов) в минуту.




Общий итог.









Литература
1. Т.А.Калганова "Программно-методические материалы. Литература, 5 - 11 классы", - М., "Дрофа", 2000 г.
2. Л.М. Рыбченкова "Программно-методические материалы. Русский язык, 5 - 9 классы",- М., "Дрофа", 2000 г.
3. Л.М. Рыбченкова "Программно-методические материалы. Русский язык, 10 - 11 классы",- М., "Дрофа", 2001 г.

Так же отслеживается уровень овладения ОУУН по литературе и в других классах:




6 класс

1.Построить устный аргументированный развёрнутый ответ на поставленный вопрос (полно, приводить примеры, доказывать, делать выводы)

2. Дать развёрнутый письменный ответ на поставленный вопрос (по образцу первого параметра)

3. Пересказывать содержание, выделяя основные события, эпизоды, тему, идею.

4. Читать со скоростью (110-120 слов) в минуту.

7 класс

1.Сделать самостоятельное устное сообщение (тезис, доказательство, вывод)

2. Вести аргументированную корректную полемику

3. Составить письменный план устного сообщения; написать аннотацию, реферат небольшой критической статьи.

4. Читать со скоростью (120-130 слов) в минуту.

8 класс

1. Определить авторскую позицию в тексте

2.Сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему

3. Составить развернутый план на заданную тему (подобрать цитаты для раскрытия темы, объяснить смысл заданной темы и способы ее раскрытия)

4. Читать со скоростью (130-140 слов) в минуту.

9 класс

1. Самостоятельно подготовить доклад на заданную тему

2. Самостоятельно написать реферат на заданную тему

3. Составить конспект критической статьи и защитить свою работу публично

4. Читать со скоростью (140-150 слов) в минуту.

10 – 11 классы

1.Самостоятельно анализировать тексты разных стилей и жанров

2. Охарактеризовать программу любого журнала или кружка

3. Подготовить самостоятельно доклад

4. Составить конспекты критической или литературоведческой работы

5. Самостоятельно написать:
-эссе;
- критическую заметку;
- рецензию;
- отзыв;
- реферат;
- исследовательскую работу.

6. Вести аргументированную полемику

7. Читать со скоростью (160-170 слов) в минуту

8. Публично выступать

В современной жизни очень актуально быть коммуникабельным. В формировании коммуникативной компетенции помогает ученикам и такая памятка:
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого, и у твоих одноклассников тоже, потому что это - нормальное явление.
Определив трудности, гораздо легче их преодолеть.
Если сомневаешься в выборе ответа на тот или иной вопрос, пригласи учителя. Он тебе, несомненно, поможет.


Коммуникативные умения



Сделать это мне
Скорее легко
Скорее тяжело

Говорить перед классом



Излагать материал последовательно и не терять нить разговора



Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов



Отвечать у доски



Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении домашнего задания



Увлечь одноклассников своим ответом



Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии



Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением



Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников



При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя



Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить



Считаться с мнением других



Сообща работать в группе



Внимательно слушать длинное выступление



Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе



Таким образом, на современном этапе каждый учитель русского языка и литературы должен переосмыслить свою методику преподавания, особенно контрольно-оценочную деятельность.







































































Заголовок 215