Информационная карта занятия куклы – оберега «Колокольчик»
Информационная карта занятия
Тема
Кукла – оберег «Колокольчик»
Год обучения
3
Время работы
45 мин
Методы
словесный, наглядно - иллюстративный, практический.
Вид занятия
интегрированный
Форма занятия
групповая
Методы
Групповая с индивидуальным подходом.
Задачи
Обучающая: познакомить с историей создания куклы на Руси, некоторыми видами кукол-оберегов и с изготовлением куклы-оберега; раскрыть понятие слова «Оберег»;
Развивающая: развивать практические умения работы с материалом;
Воспитательная: воспитывать внимательность,
терпение, аккуратность и интерес к народному творчеству; прививать навыки работы в группе.
Цели занятия
изготовление куклы – оберега из ткани.
Оборудование и материалы
Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.Лоскуток треугольной формы для платка. Кусочек ваты или другой наполнитель. Нитки. Ножницы.
Меж предметные связи
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Теоретический материал (“куклы-обереги”).
III. Практическая часть
1.Самостоятельная работа.
IV. Заключительная часть.
1. Анализ занятия.
2. Рефлексия.
3.Уборка рабочего места.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог проверяют готовность к занятию. Наличие необходимых материалов и инструментов.
II. Основная часть.
Обереги следует отличать от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Главное отличие оберега в том, что он делается человеком с намерением защитить не только себя, но и свое жилище, своих родных и близких. Амулет, как и талисман, имеет только одного хозяина. А вот оберег может быть общим.
Зачем нужны обереги? Еще в древние времена, когда наши предки уходили на охоту, всегда существовала угроза для их жизни со стороны окружающего мира. Люди боялись стихий, явлений природы, духов и т.п. Поэтому, чтобы придать себе уверенности и защитить на всякий случай от опасности, люди и стали делать обереги.
Куклы-обереги были неотъемлемой частью русской крестьянской культуры. К каждому большому событию в семье: рождению ребенка, болезни, к свадьбе, смерти близких делались особенные куклы. Самая первая кукла-защитница называлась Пеленашка, а вот Бессоница предназначалась детям для хорошего сна, Крупяница (Зернушка) для хорошего урожая и достатка в доме, Десятиручница помогала хозяйке справляться со всеми домашними делами и так далее. Характерной чертой народных кукол является отсутствие швов и отсутствие глаз.
Почему у народных русских кукол нет глаз?
Издревле считалось, что кукла обладает душой и характером. Она является проводником в потусторонний мир. И неизвестно, с добрыми или злыми духами общается кукла, поэтому, для безопасности семьи, куклу не наделяли зрением, чтобы она не увидела лишнего. В куклу без лица также не мог вселиться злой дух и навредить хозяевам дома. Именно кукла без лица была оберегом для того, кому она предназначалась.
Никто точно не знает, когда в доме человека появились куклы. Очевидно одно, это произошло очень давно. Тысячелетия назад. А скорее всего, несколько десятков тысячелетий назад. Они появились еще до Рождества Христова, во времена язычества. И во всех уголках земного шара. Есть куклы, в которых заложена огромная человеческая мудрость. Об одной из таких кукол я и хочу сегодня рассказать.
Кукла-оберег «Колокольчик». Изготовить простейшую куклу-берегиню «Колокольчик», не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня «Колокольчик» оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.
III. Практическая работа.
Ребята. Самое главное. Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
Вырезаем из ткани три лоскутка круглой формы диаметром 24см,19см,16см.
изготовляем голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы. Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой. В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой. Также поступаем и с третьим лоскутком ткани. У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова.
Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой. На голову кукле повязываем платок.
IV. Заключительная часть.
1. Анализ занятия. В конце занятия подводятся итоги работы. Общие замечания по занятию.
- Итак, девочки, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятии?
Делается сравнительный анализ выполненных работ.
2. Рефлексия. Улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.
До свидания! Всем удачи и хорошего настроения!
Дети убирают со стола рабочие материалы.
13PAGE 15
13PAGE 14315
MђЗаголовок 415