Консультация Игры и упражнения для развития слогового анализа
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Игры
и упражнения
для развития слогового
анализа
Слоговый анализ
–
важный этап
ознакомления ребенка со звуковой
стороной слова. Слог выступает в
качестве единицы чтения и письма.
Чтобы правильно передать на письме
звуковой состав слова (без пропусков
и перестановки букв), прежде всего
надо разделить слов
о на слоги.
Учитель
-
логопед
Скворцова Т.В.
«Нижневартовская
общеобразовательная санаторная школа»
Серия «По совету логопеда»
5.
Вспомнить слова, которые
начинаются на слог
–
ба: ба
-
нан, ба
-
ран, ба
-
тон, ба
-
бушка,
ба
-
рабан
6
.
Придумать чистоговорку по
образцу:
шо
-
шо
-
шо
–
хорош
о;
ши
-
ши
-
ши
-
…
7.
Подобрать рифму к словам:
зайка
-
…, мак
-
… .
кот
–
рот,
сало
–
мало, Маша
–
каша,
печка
–
речка …
Чтобы выполнить такие задания,
ребенок должен проделать
активную мыслительную работу,
правильно употреблять слова,
отобрав из них наиболее точные.
Ребенок может также придумывать
задание
–
загадки для взрослых.
Педагог
просит ребенка описать
предмет (слов
о из 2 слогов), не
называя его. Ребенок говорит: «Это
школьный предмет. Его носят в
портфеле. Форма у него
продолговатая. Название
начинается на звук
–
р
, а всего в
слове 2 части».
Педагог
отгадывает: ручка.
Типы заданий:
1. Игры на закрепление операций
слогового анализа.
2. Игры и задания по развитию
слогового
синтеза.
3.
Смешанные задания на анализ и
синтез слов.
4. Игры и задания на развитие
представлений
Игровое упражнение
1
.
Определить слово или
предложение, произнесенное по
слогам.
2.
Дополнить данные слоги
одинаковым слогом
ША: МА…,
КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,;
СА:
…НИ, …ДИК, …МОЛЕТ,
…МОКАТ.
3.
Дополнить слово подходящим
слогом:
земляни…, смороди…
4.
Разгадать ребусы:
КОФ. ЛАС. КОС.
5.
Выбрать слоги из таблицы и
соста
вить слова:
МА
РА
НА
ША
У
ЛА
ШИ
ПА
6.
«
Угадай, кто к нам пришел?»
Заранее готовятся игрушки, дети
-
угадывают их по слогам, данным в
беспорядке (например: ка
-
миш, ка
-
зай, са
-
ли).
Игры и задания на развитие
представлений
1.
Подбор слов с определенным
количеством слогов: дети или
вспоминают соответствующие слова,
или выбирают из ряда картинок те,
названия которых состоят из
заданного количества слогов. Задание
дается словесно или с помощью
схемы.
2.
Подбор слов, начинающихся
с
определенного слога.
Педагог
(или
ребенок) называет первый слог, дети
вспоминают соответствующие слова
(ма
—
мама, машина
и т. п.).
3.
Подбор слов с определенным
слогом
(ма, бу, па
и т. д.); место слога
может быть заданным. («Вспомни
слово, в котором вт
орой слог
ка
»
);
может быть заданным и количество
слогов в слове («Найди картинку,
название которой состоит из трех
слогов и последний слог «ка»).
4.
Вспомнить слова, которые
оканчиваются на слог
–
ток: пла
-
ток,
моло
-
ток, ка
-
ток.
На слог
–
сок: пе
-
сок, ле
-
сок
, но
-
сок.
Смешанные задания на анализ
и синтез слов
1.
Поменять слоги местами,
составить слово:
рады
–
дыра, сосна
-
насос, мышка
-
камыш,банка
-
кабан.
2.
«Зашифрованное слово».
Выделить первый слог из названий
картинок, объединить слоги в слово
(например:
малина, шина, насос
-
машина
).
3.
Один ребенок произносит слово
медленно по слогам:
пу
-
го
-
ви
-
ца,
а
другой произносит слово целиком.
4.
Определить какой сл
ог пропущен:
ко
-
…
-
ва, са
-
…
-
лет.
5.
«Из слогов
–
предложение».
Ребенок выделяет первый слог из
слова, составляет по первым слогам
слова, а из них
-
предложения.
Игры и
задания по развитию
слогового синтеза