Русская-народная игра, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста.

Хромова А.О.
Русская-народная игра, как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, период формирования основ личности будущего гражданина. Работа с детьми дошкольного возраста – это начальный этап воспитания нравственности, приобщения к русской культуре, историческим ценностям. Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Для идеала личности русского человека характерны такие черты как мягкость в общении, определенная солнечность и душевность, добрый юмор, кооперативность (альтруистическое отношение к другим), радостное восприятие жизни и своего бытия в ней, сегодня важно не растерять то разумное, доброе, вечное, что несет человечество через века. Нельзя, думая о будущем, забывать о прошлом. Темы Добра, Красоты, Духовности, Нравственности – вечные.
Характерный для народа способ видения мира получает свое воплощение в воспитательном опыте, традициях. Традиция – это процесс, и он все время находится в развитии, в условиях постоянно меняющейся жизни. Основой воспитания детей в народе, является радостная, окрашенная нравственными идеалами перспектива развития народа и каждого ребенка. Народная педагогика есть тот механизм, который развивает в человеке житейские умения – способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К. Ушинский.
Содержание русской народной педагогики глубинно заложено в таких хорошо известных воспитательных средствах как сказки, потешки, пословицы, поговорки, заклички, колядки и конечно же игрвы. Все стороны народной жизни нашли в них не только отражение, но и оценку, которая оставаясь неизменной по своей нравственной сути, на протяжении веков из поколения в поколение выступала детерминантной народного мнения о сущности человека, его роли, вселяя веру в торжество светлых начал и справедливости. Погружая детей в доступные и близкие им бытовые социальные отношения, народная педагогика исподволь вводила их в мир человеческих взаимоотношений.
Применяемые народной педагогикой средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви, ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности. Передача накопленного опыта, знаний, умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит, прежде всего, семейная педагогика. Дети в семье считались предметом всеобщего поклонения. Уклад жизни русской семьи был таков, что ребенок, подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготился ею, так как ему всегда оставлялось поле для самостоятельной деятельности. Детская среда, к которой приобщался ребенок, по мере взросления отличалась особенностями своего уклада, в котором бытовали многочисленные игры, развлечения, праздники. Подчиненные смене времени года большинство из них составило детский народный календарь. Сообразно явлениями природы и трудовым процессам происходила смена циклов детской жизнедеятельности, каждый из которых насыщался интересными, разнообразными, традиционно устоявшимися формами: пестрыми забавами, первыми посильными делами в поле и семье. Так в ребенке постоянно поддерживалось ощущение радостной перспективы его бытия, неразрывно связанного с жизнью общества и природы.
Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.
Культурно-педагогический феномен игры заключается в том, что благодаря своей синтетической природе, она вбирает в себя многие стороны различных видов деятельности ребенка, выступая в его жизни многогранным явлением:  - игра - потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда;  - игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют;  - игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию;  - игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей;  - игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
К.Д. Ушинский (1824-1871) считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности Научная библиотека КиберЛенинка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождения национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчёркивается принятыми не так давно Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, 2013). В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. Так в принципах концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества»
Народная игра неотъемлемая составная часть традиций каждого народа. Под традициями понимаются явления материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающиеся от поколения я к поколению с целью поддержания жизни этноса. Народные игры это элементы духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого знакомить детей с национальными (традиционными) играми в современном детском саду целесообразно.
Народная игра- это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом традиций, игр, которые могут быть использованы в процессе воспитания и развития детей, формирования ценностных ориентаций, их социальной адаптации. (АОИППК народная игра как средство воспитания и развития ребенка)
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью возрождения, развития в обществе духовности и культуры. Проблема воспитания оптимистически настроенного счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его коллизиями, дисбалансом, падением морально общественного тонуса.

15