Конспект логопедического занятия на тему: Графическое выделение корня в словах. Родственные слова
Тема. Графическое выделение корня в словах. Родственные слова.
Цели:
закрепить понятие о родственных, однокоренных словах, корне слова;
учить выделять главную смысловую часть слова -корень;
учить подбирать родственные слова.
Оборудование: дидактический материал на доске.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Садится тот, кто правильно добавит в стихотворение слова.
Знает наша детвора:
Прятки лучшая... игра.
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... играть.
Наш щенок такой шалун, З
абияка и... игрун.
Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый,., игривый.
У малышки погремушка,
Очень шумная... игрушка.
- Кто может повторить все слова?
- Как называются эти слова? Почему?
2. Запись числа, темы занятия.
3. Нахождение родственных слов в тексте, в стихотворении. Графическое выделение корня слова.
Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять.
- Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. «Смотри в корень!», «Зри в корень!» - значит, видеть самое главное. У слов тоже есть самая главная, самая важная часть это... (корень). Закончите определение:
Корень это...
Однокоренные или родственные слова имеют...
Запись на доске: Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорим на родном языке и всё в ней для нас родное.
- Найдите в предложении однокоренные, родственные слова. Объясните, почему эти слова однокоренные.
Запись однокоренных слов в тетрадь под диктовку, выделение корня, маркировка гласной буквы в корне. (Родина, родились, родной).
- Внимательно послушайте стихотворение.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там!
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Назовите однокоренные слова. Запишем слова в тетрадь (родня, родственники).
- Перечислите еще однокоренные слова (родник, родовитый, родители, родительский, родовой).
Запись слов в тетрадь, выделение корня, обозначение ударной гласной, маркировка гласной буквы в корне слов.
4. Физкультминутка.
5. Работа с текстом-загадкой. На доске текст:
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседует. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.
Где ему родственников искать?
- Прочитайте все выделенные слова. Назовите чужака, которого приметила старуха «вода» (водитель). Объясните, почему это слово является «чужаком», т. е. лишним словом.
- Выпишите все однокоренные, родственные слова. Выделите корень, гласную в корне.
(Дети самостоятельно выписывают. Проверка.)
- Прочитайте вопросительное предложение текста. Давайте поможем найти родственников слову «водитель».
Подбор и выписывание однокоренных слов. Выделение корня, обозначение ударной гласной и гласной в корне слова (вводить, вводный, доводить, довод, заводить, заводной, завод, заводской, изводить, наводить, наводка, отводка, громоотвод, заводь, провод, сводка, проводы, вожатый, повод и т. д.).
6. Итог занятия.
- Что означает выражение «смотреть в корень»?
- Что называется корнем слова?
15