Обобщающий урок-КВН в 8кл. Классы неорганических соединений
Тарбагатайская средняя школа Петровск – Забайкальского района
Читинской области.
Обобщающий урок – КВН
в 8 классе
Учитель: Шишмарева С.Л.
Разряд: 14
Стаж: 22г.
2004г
Цели: Закрепить и систематизировать знания учащихся, проверить умение ориентироваться в основных химических понятиях, находить причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы .
Оборудование: 3 пробирки; с NaOH HCL H2O , фенолфталеин, лакмус,
метилоранж. 3 пробирки с H2O NaCL H2SO4, CuSO4 KOH пробирка.
Девиз урока: " Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять ".
ХОД УРОКА
Сегодня на уроке наша задача закрепить, систематизировать и обобщить знания по теме "классы неорганических соединений".
Класс разбит на 3 команды (по рядам). Обобщение материала проведем с помощью игры " Клуб веселых и находчивых". Жюри состоит из ребят старших классов .Они внимательно будут следить и оценивать выступления команд.
Представление команд.
1 команда: " Экспериментаторы".
Девиз: "На практике мы все изучим и место первое получим"
2 команда " Знатоки"
Девиз: " Все наши знания важны, поэтому мы выиграть должны".
3 команда "Химики"
Девиз: "Узнать как можно больше мы хотим и думаем, что победим".
Разминка
Самостоятельная работа на 2 минуты. Учащиеся выполняют на листах, которые потом передаются жюри.
SO3 + H2O
Mg + H2SO4
Cu (OH)2
Блиц турнир " что бы это значило?"
1.Mg вступает в реакцию с ?
Реакцию всякий поймет , здесь выделился водород .
Ответ : Mg + 2HCL MgCL2 + H2
Реакцию написать на доске.
2.Какое вещество вступает в реакцию?
Со щелочью всегда, здесь образуется вода.
Ответ: реакция нейтрализции.
NaOH + HCLNaCL +H2O
3. Что образовалось в стакане с водой?
Он в стакане растворился и цвет воды вдруг изменился, от лакмуса мельчайшей дозы. Была бесцветной стала розовой.
Конкурс капитанов.
Задание капитанам. Осуществить превращение
CaCaO Ca(OH)2 CaSo4
Cu CuCL2 Cu(OH)2
S SO2 SO2
Пока идет конкурс капитанов составить формулы из разных карт.
Конкурс "Космический рейс".
25 февраля 1999 г. 10 ч. по московскому времени состоится рейс " Земля-Химиомудрия – Земля" на звездолете "Орион 13-2 -87-8"А".На планете Химиомудрия состоится пресс-конференция. Ученых химиков с корреспондентами космоведения различных планет солнечной системы .Великие химики спешите попасть на единственный и неповторимый рейс. Полет начался в точно назначенное время, но по пути следования звездолет оказался в магнитном поле звезды которая притянула звездолет. А инопланетяне выразили недоверие к пассажирам и решили проверить действительно ли на борту великие химики : Команды задают друг другу по 3 вопроса.
Конкурс "Химическая лаборатория".
Выходят алхимик в колпаке: "Надел на голову колпак, и вот стоит пред вами маг. Скорей задачи выбирайте и начинайте колдовать ".
1. Докажите, что в одной из пробирок щелочь.
2. Доказать , что в одной из пробирок находится кислота.
3. Получить Cu(OH)2 из имеющихся веществ.
Конкурс "Не собьюсь".
1. Называю формулу кислоты- хлопаем в ладоши.
2. Называю основание- подпрыгнуть.
3. Называю соль топнуть ногой.
4. Называю оксид ничего не делать.
Из имеющихся на столе карточек с формулами представитель 1 команды выбирает кислоты; 2 команды –основание ; 3 команды- соли.
Конкурс плакатов по Т.Б.(домашнее задание).
1 команда.
Не зная брода не суйся в воду, иначе вам в один присест на ручке палец щелочь съест. Не зря название меткое, им дали. Щелочь едкая
2 команда.
Когда сливаешь воду с кислотой, не торопись сливать, немножечко постой, какое правило должны мы выполнить всегда, вода сначала, а потом уж кислота. А если сделаешь наоборот с тобой ужасное произойдет.
Поют частушку: "Правило я позабыл и воду в кислоту налил. Вдруг слышу громкое бабах, ожог остался на руках.
3 команда
Оказывается в 17 веке стали получать кислоты при помощи H2SO4 и почтительно назвали ее матерью всех кислот. Родились мы от матери, от серной кислоты, родились не лишенные мы яркой красоты, соляная, азотная и бромоводородная, мы ничего не просим, лишь пользу всем приносим.
Конкурс – эстафета " Кто быстрее".
Все члены команды должны заполнить таблицу (по очереди) кто быстрее.
элемент оксид гидрооксид элемент оксид гидрооксид элемент оксид гидрооксид
S
· P C
Ca K Si
Na Mg Cu
Конкурс" Телевизионная передача" (дом. задание )
1 команда
Телепередача" Очевидное – невероятное". Ведущий: Гляжу в учебник и вижу ряд соединений в нем. И днем и ночью цинк ученый все ходит с кислотой кругом.
Пойдет на право сосед железо, алюминий пред ним стоит. Там чудеса, контрольных срезы, в пробирке водород шипит. Там на неведанных оксидах, следы несбыточных вещей. Каких же только не бывает здесь ярких красок у солей. А кислород там мимоходом , пленяет углерод царя, а аммиак перед народом летает правит зря. В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор здесь верно служит и галогены там грядой, идут, бредут сами собой. Там цезий царь над златом чахнет, там водород
и хлором пахнет. И я там был растворы пил, таблицу видел всю зеленой, и видел химиков ученых и этот бред им подарил.
2 команда.
Телепередача" Таланты и поклонники". Выступление звезды. Я родилась в самой волшебной, в самой удивительной стране- в химической лаборатории. Мой папа-оксид азота(4) был мужчиной злой и носил прозвище Лисий хвост. Моя мама была простой спокойной женщиной и звали ее вода. Я появилась маленькая, бесцветная.
Но когда ко мне прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли родилась девочка. Мне дали красивое женское имя –кислота. Я унаследовала от отца не только фамилию Азотная, но и его взрывной неуравновешанный характер.
Иногда, когда моя массовая доля в растворе близка к единице, я начинаю себя вести так, что все называют меня дымящей. Я очень дружу с металлами. Эта дружба носит окислительно-восстановиельный характер. Мои друзья серебро и ртуть.А вот золото и платина со мной не дружат, а это очень обидно я тоже благородная и очень талантливая. Так же я заметила , что при попадании на древесные жилки они воспламеняются. Я разрушаю шелк и шерсть а на коже человека оставляю желтые следы. Но все эти свойства не сделали меня популярной , а наоборот многие меня стали остерегаться . Тогда я решила пойти работать в кооператив " основные оксиды и основания". Я произвожу соли, которые называются нитратами и селитрами . Мою продукцию стали поставлять в сельское хозяйство. Я работаю не покладая рук . С дождевыми каплями выпадающими во время дождя я превращаюсь в почве в нитраты. Глупые фрукты и овощи очень обрадовались мне. Они стали употреблять меня в неограниченном количестве, скоро меня т.е. нитратов стало так много, что возник вопрос как от них избавиться. Так ко мне пришла настоящая слава.
3 команда.
" Клуб путешественников". Ведущий: "Сегодня в нашей программе мы побываем сразу в нескольких странах".
1-я страна оксидов. Страна делится горной грядой на 2 области. В одной живут оксиды металлов в другой оксиды неметаллов. Оксиды металлов-труженники. Они заняты тяжелой работой, тяжеловесы можно сказать привязаны к земле. Оксиды неметаллов- мягкие, воздушные аристократы. Им бы все летать кружиться ни о чем не думать. Между горной грядой жил еще один оксид голубой крови – H2O .
2 страна – страна кислот. Кислоты народ очень гордый и независимый . Очень дружат с индикаторами . От радости их присутствия меняют окраску. Лакмус розовый, метил-оранж розовый . Страна кислот граничит с третьей страной –оснований. В стране оснований живут щелочи очень активные и работоспособные
основания и нерастворимые основания, которым бы ничего не надо делать а только полежать в постели. Даже в воде им растворятся не хочется. Иногда какое-нибудь основание забегало через границу к кислотам и наоборот и тогда случались реакции.
Кислота соединялась с основанием. В результате такого соединения рождались соли.
Соли организовывали свое независимое государство. Соли не похожи ни на отца основание, ни на мать кислоту. Они не изменяют окраску индикаторов. Наше путешествие заканчивается, но мы приглашаем еще посетить эти замечательные страны.
Жюри подводит итоги.
Классы неорганических
соединений