Урок по окружающему миру Тундра.4кл


МБОУ Гремячевская школа №2
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока : Тундра
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В.Потапов
УМК: Планета знаний
Тип урока: урок изучения новых знаний
Выполнила:Ямщикова Г.Н,
Учитель начальных классов
МБОУ Гремячевская школа №2
2015 г.
Технологическая карта
1. Ф. И. О. Ямщикова Галина Николаевна
2Место работы МБОУ Меляевкая СОШ
3.Уровень образования Начальное общее образование
4.Целевая аудитория Учитель начальных классов
5.Классы 4 класс
6.Предмет Окружающий мир
7.Авторы учебника Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
8.УМК Планета знаний
9.Тема урока Тундра
10.Тип урока Урок изучения новых знаний
11.Оборудование Карта «Природные зоны России», учебник «Окружающий мир- 4кл»,презентация «Тундра», кроссворд, карточки, памятка «План изучения природных зон» гербарий, тесты, таблицы, сигнальные круги, «от Земли до неба»-книга.
Урок по теме: «Тундра».
Цели урока:
Образовательные
закрепить знания о природной зоне Арктики;
сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
познакомить учащихся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Развивающие
развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
формировать умение работать с картой;
формировать умение работать в группе, паре;
развивать речь;
формировать навыки публичных выступлений;
знакомить учащихся с современными ИКТ.
Воспитательные
Воспитывать любовь к окружающей среде;
воспитывать бережное отношение к природе.
Используемые ТСО:
мультимедийная установка
Используемая учебная литература:
Учебник Ивченкова. Окружающий мир. 4 кл. 2 ч. – М.: АСТ- Астрель, 2010г
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: АСТ- Астрель», 2010 г.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Оргмомент.
-Здравствуйте, дети!
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, Тихо сели!
Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. О том, как потрудились дома, Поспешим друг другу рассказать. 
Дети тихо садятся за парты, настраиваются на работу.
2. Повторение пройденного материала. Опрос д/з.
-Некоторые дети получили карточки. Вы работаете, а потом включаетесь с нами в работу.
(2 ученика получают карточки)
1 карточка,
а)  ….. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. (арктическая пустыня)
б) водоросли, тюлень, рачки, рыба -
составьте цепь питания:
(водоросли – рачки – рыба – тюлень)
2 карточка.
1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден:
А. Тюлень
Б. Гагарка
В. Морж
2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение:
А. Чайка
Б. Кайра
В. Гагарка
3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты:
А. Тюлень
Б. Морж
В. Пингвин
4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками:
А. Кит
Б. Тупик
В. Белый медведь
- У вас на парте лежат тесты . Приготовьтесь к проверке домашнего задания. Вы ставите цифру и выбираете ответ.
(работа по вариантам)
1вариант-1, 3.5,7
2вариант-2,4,6,7
Тест.
1.Природная зона Арктических пустынь расположена:
а)на островах Тихого океана
б)на островах Северного Ледовитого океана
2.Территория зоны:
а)густо заселена людьми
б)не имеет коренного населения
3. В Арктике для растений и животных сложились:
а)суровые условия
б)комфортные условия
4.В ледяной зоне растут:
а)кедры, березы, черемуха
б) лишайники, мхи, полярные маки
5. В Арктике обитают:
а) волки, белые медведи, рыси,
б)моржи, тюлени, белые медведи
6.Большое скопление птиц на скалах называют:
а) «птичьи рынки»
б)»птичьи базары»
7.. Найдите верную цепь питания: а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
-Приготовились к проверке.
(дети проверяют тест с презентацией и сигналят кругами,красный цвет -не правильно, зеленый – верно)
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Индивидуальная работа с карточками 2 человека.
Слайд №1
Работа с презентацией проверка
3.Актуализация знаний.
Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. В путешествиях многое можно узнать. И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас- И опять в экспедицию отправляется класс.
Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
4.Создание проблемной ситуации.
- У вас на парте лежит кроссворд. Разгадайте его, работая в паре.
Кроссворд.
1.Короткое название ледяной зоны..(Арктика)
2.Птица с необыкновенным клювом (тупик)
3.Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)
4.Арктика- царство снега и ( льда)
5.Растение, живущее в толще воды
(водоросли)
6.Птица, питающаяся рыбой (сайка)
-Прочитайте ключевое слово. (тундра)

-Молодцы!
-В какую природную зону мы с вами отправляемся, ребята?
-Природная зона – тундра.
-Сформулируйте цели и задачи урока?
(цель – познакомиться с новой природной зоной; задачи - выявить географическое положение, климат, растительность, животный мир, влияние человека на природную зону)
-Правильно!
-Может, кто знает значение слова «тундра»? Тогда слушайте внимательно.
-Ребята, слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная». В конце урока вы либо подтвердите или опровергните мое утверждение.
- Итак, мы отправляемся с вами в экспедицию, а для того, чтобы все узнать разделимся на группы. Все что вы узнаете надо записать в вашем журнале экспедиции.
1группа- ботаники, 2группа- зоологи, 3 группа - экологи. Для изучения природной зоны нам нужен план.
(дети называют памятку по изучению природных зон)
Памятка.
1.Географическое положение тундры и ее климат.
2.Растительный мир тундры.
3. Животный мир тундры.
4.Деятельность человека.- Итак, в экспедицию, на Север! На прошлом уроке мы с вами остановились в зоне ….(дети дополняют Арктических пустынь)
-Покажите ее на карте.
(ребенок показывает на карте)
5. Объяснение нового материала.
-А южнее « ледяной зоны», вдоль берегов северных морей раскинулась зона тундры.
-Покажите ее друг другу.
(один ученик показывает у доски, затем четко показывает сам учитель)
-Где расположена зона тундры?
(Тундра расположена вдоль берегов северных морей- Берингова и Охотского морей)
-Как вы считаете, какой рельеф тундры?
(Равнина, так как расположена на двух равнинах- Восточно-Европейской и Западно- Сибирской).
-Как вы считаете, какой климат тундры?
( Длинная и суровая зима и короткое прохладное лето)
-Обобщите эти знания.
Вывод:

-Молодцы! Правильно определили географическое положение зоны и ее климат.
Самостоятельная работа.
-Сейчас приступает каждая группа к своим заданиям. У вас на партах все необходимое для работы.

Материал для ботаников.
Гербарный материал.
Книга «От земли до неба».
Учебник.
Карточка-помогайка: Какие растения растут? Как растения приспособились к жизни (корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева)
Материал для зоологов.
Карточки с изображением животных.
Книга «От земли до неба».
Учебник.
Карточка-помогайка: Какие животные и птицы обитают? Как они приспособились к жизни (на примере постоянных обитателей)?
Не хищные птицы: чем питаются, оперения, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперения, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Материал для экологов.
Гербарный материал.
Книга «От земли до неба».
Учебник.
Карточка-помогайка: Основные занятия населения тундры. Экологические проблемы тундры. Охрана природы тундры.
-Вам отводится 8 минут для подготовки. Если встретиться трудность - сигналите красным цветом, выполните работу – зеленым.
-Подошло к завершению время. Работают ботаники.
Объяснение нового материала.
В тундре растут карликовая береза, карликовая ива, мох ягель, брусника, морошка, голубика, клюква. Все растения низкорослые, стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.

Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похоже на маленькие деревца или кустарники. Он состоит из гриба и водорослей, живущих в содружестве. Два организма помогают друг другу расти и жить.

Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.
Вывод:

-Молодцы, ребята справились с заданием.
-А сейчас послушайте мое дополнение.
Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Листья некоторых растений расположены розеткой– так полнее используются солнечное тепло и свет. Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10С. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры. Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом.
-А сейчас выступят зоологи.
-Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное, питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет зимний подшерсток и подкожный слой жира, густой мех. Олений мех не пропускает ни сырости, ни холода. Нос оленя покрыт шерстью, чтобы разрывать им снег и находить мох-ягель.
Олень как будто специально создан для морозного ветра, глубоких снегов, длинных ночей. Его копыто расходится на четыре копытца. Поэтому он не проваливается в снегу, не скользит по камням и раскапывает ими мох из-под снега. Это животное быстро бегает по тундре, подминая под себя кусты, переплывает реки. Олень никогда не тонет, т. к. в его зимней шкуре каждая шерстинка – длинная трубочка, наполненная воздухом.
Вывод:

-А сейчас послушайте сообщение Димы.
У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину.
- Почему? (широкие копыта). Олень для людей -транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище .-Выступают экологи.
В тундре возникли экологические проблемы:
Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения.
Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
Незаконная охота – браконьерство.
Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

В тундре ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа, угля, руды. Население здесь небольшое .Основное занятие населения - оленеводство.


-Сделаем вывод:

Физминутка.
Поработали мы дружно, Отдохнуть немножко нужно. 1,2 -- кругом голова; 3,4 -- ноги шире; 5,6 -- всем присесть; 7,8 -- встать попросим. Дружно встанем, тихо сядем, И закроем все глаза. Наступает, наступает, Наступает тишина. 6.Закрепление материала. Работа с учебником.
-Прочитайте статью в учебнике. Используйте в своей работе метод «инсерт»
-Что нового вы узнали из статьи?
(при чтении статьи узнал о Таймырском заповеднике).
На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок земли взят под охрану .Среди обитателей заповедника – дикие северные олени. Во многих районах тундры они уже не встречаются. Хорошо себя чувствуют и завезенные овцебыки.В заповеднике гнездятся редкие птицы: краснозобая казарка, сокол-сапсан. От диких гусей краснозобая казарка отличается яркой окраской. Она очень ловко ныряет и хорошо плавает. Питается в основном травянистыми растениями. Эти птицы строят свои гнезда недалеко от гнезд сокола-сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Тем самым защищает ее гнездо от песцов.



7.Закрепление изученного. Самостоятельная работа.
-У вас на столах лежат таблицы, установите соответствие ( каждая группа имеет свое задание).
№1
Положение зоны Природная зона климат
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана Зона арктических пустынь Короткое прохладное, лето, длинная морозная зима, многолетняя мерзлота,
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем Зона тундры Короткое лето, холодная долгая зима, полгода полярный день, полгода полярная ночь
№2
Природная зона растения
Зона арктических пустынь Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника
Зона тундры Мхи, лишайники, полярные маки
№3
Природная зона животные
Зона тундры Морж, тюлень, кит, белый медведь. касатка
Зона арктических пустынь Северный олень, песец, лемминг,
-А сейчас проверим.
8.Итог урока. Рефлексия.
Игра «Верю - не верю»
(дети отвечают хором, а один ученик доказывает почему? )1.Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана, острова, расположенные к югу от зоны арктических пустынь.(верю).
2.Кайры, гагарки, тупики, чистики –это птицы тундры.(не верю, так как это птицы арктических пустынь)
3.Мхи, морошка, осока, голубика, клюква, карликовая береза – это растения тундры.(верю)
4.Белые куропатки, полярные совы, кречет, заяц-беляк, волк, песец- это животные тундры.(верю)
5.Оленеводство, рыболовство, охота-это занятия населения тундры.(верю)
-Мы возвращаемся из экспедиции домой. Но ответьте мне на вопрос. Согласны ли вы с переводом «тундра»-«бесплодная»?
-Да ,в тундре длинная и суровая зима, температура до - 60С, лето- короткое и холодное, почва оттаивает всего на 40см, глубже – вечная мерзлота, много болот, растения низкорослые с мелкими листьями ,суровые жизненные условия..
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. 
9. Домашнее задание.
1 группа-с.134-137, читать, рабочая тетрадь с. 52 – 53 №117, №119, №120, найти на карте какие города находятся в тундре.
2группа-с.138-139, читать, рабочая тетрадь с.52 -53 №118, №121,найти какие крупные реки протекают по территории тундры.
Урок окончен.
Дети разгадывают кроссворд в парах.
Слайд №2-проверка.
Формулируют тему и цель урока.
Слушают значение слово «тундра»
Дети называют план изучения природных зон.
Работа с памяткой.
Работа с картой природных зон.
Делают вывод: географическое положение зоны тундры.
Слайд №3
Слайд №4
Сообщение ботаников.
Слайд №4
Делает вывод ученик.
Слайд №5
Сообщение зоологов.
Слайд №6
Делает вывод ученик.
Слайд №7
Слушают докладчика
Выступление экологов.
Слайд №8
Слайд№9
Делает вывод ученик.
Слайд №10
Делают движения.
Чтение статьи, использование метода «инсерт»
Сообщение подготовленным учеников Слайд №11
Работа в группе.
Слайд №12Дети подводит итог урока.