Закономерности довербального и раннего вербального развития детей материал для родительского лектория
Логопункт МОУ СОШ № 3
Некоторые показатели психического и физического развития детей
п. Михайловка
2011/2012
1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития
Возраст
Стадии развития
От рождения до 8 недель
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель (205 мес.)
Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.
От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)
Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.
«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
9-18 мес.
Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.
2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
Основные показатели
1 мес.
Реакция сосредоточения на речевом общении
2 мес.
Улыбка при общении
3 мес.
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 мес.
Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5 мес.
Дифференцированность направления звука, певучее гуление.
6 мес.
Лепет.
7 мес.
Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
8 мес.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9 мес.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10 мес.
Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.
11 мес.
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
1 год
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
1 год 3 мес.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.
1 год 6 мес.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
1 год 9 мес.
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.
2 года
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
2 года 6 мес.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
3 года
Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
3. Оценка понимания речи
Возраст
Основные показатели
3-6 мес.
Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
6-10 мес.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10-12 мес.
Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес.
Показывает их на сюжетных картинках.
15-20 мес.
Узнаёт их на картинках
20-24 мес.
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?
2 года 6 мес.-3 года
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).
3-4 года
Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.
4-5 лет
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.
4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст
Навыки поведения
1-2 года
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет
Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
(базовый навык для формирования письма)
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес.
Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года
Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет
Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.
5-6 лет
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
6. Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).
6-12 мес.
Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)
1-2 года
Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.
2-3 года
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3-4 года
Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет
Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5-6 лет
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.
15