Статья на тему Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ.
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом встают вопросы, как развить познавательный процесс у ребёнка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность6 конфликтность, напряжённость и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Для решения этого круга вопросов необходима гибкая, динамичная, реагирующая на изменение социальных условий система воспитательной работы.
В области духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ главным является создание условий для развития таких качеств личности как чувства собственного достоинства, самостоятельности и деятельности. Именно деятельность ребёнка, его желание сделать что-то самостоятельно, узнать что-то новое, ощутить поддержку взрослых людей, добиться результатов, поможет ему ощутить себя личностью. Поэтому личностное становление обучающихся является основой формирования и развития их познавательных потребностей, социальной и гражданской активности (3). Учитель и родитель подают первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребёнка был наполнен множеством примеров нравственного поведения.
Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях современного мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они его осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения. Важным условием духовно-нравственного воспитания развития является соблюдение равновесия меду самоценностью детства и его своевременной социализацией (1). Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребёнком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего (1). Социальная среда ребёнка – это окружающие его люди и общество, их деятельность, связи, отношения. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей. Поэтому в работе с детьми ОВЗ главной целью является создание условий для приобщения их к духовно-нравственным ценностям.
Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится и воспитательной работе. Темы бесед могут быть самыми разными : «Моя первая священная история», «Моя первая русская история», «Святыни Русской земли», «Кто они – великие русские люди?», «Искусство родного края и народные художественные помыслы России», «Народный календарь и наши имена» и др. Заинтересовать ребёнка можно только тогда, когда педагог хорошо владеет материалом и может увлечь им. Не менее важно, чтобы материал был адаптирован для детей с ОВЗ. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть – это те душевные качества, без которых человек не может считать себя личностью.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и духовно-нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию (2). Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.
Учащиеся на уроках и внеклассных мероприятиях должны открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, почувствовать, какая яркая и разнообразная жизнь существовала во все времена в краю от отцов, дедов и прадедов. Только на этой основе можно вырастить истинную любовь и уважение к Родине.
Нравственное воспитание умственно-отсталых детей, как и сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы.
Для учащихся с ОВЗ созданы определённые условия для духовно-нравственного воспитания, Фактически оно начинается с момента поступления ребёнка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое духовно-нравственное развитие личности, при котором происходит полное совпадение уровней развитий нравственного сознания и поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядом, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное (4).
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – важнейшая цель воспитательного процесса и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребёнка с отклонениями в развитии.
Список использованной литературы:
Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В. и др. Олигофренопедагогика: учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2009.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников.//Начальная школа. – 2005, № 11.
Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология». – М.: Просвещение, 1977.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М., 1994.