Рабочая программа краеведческого кружка «По малой родине моей»




Рассмотрено на заседании ШМО учителей родных языков и истории и культуры Башкортостана
________ Р.Р.Латипова
Протокол № 1 от 28.08. 2014 г.

Согласовано
Зам. директора по ВР
_______ Стрелкова Т.Ю.
«____»___________ 2014 г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 1
_______ Мингалеев З.А.
Приказ № 218К от 30.08.2014г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан




Рабочая программа краеведческого кружка
«По малой родине моей»
для 8 а класса


Составитель: учитель башкирского языка и литературы
первой квалификационной категории

Султанова Фируза Халиловна




2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка
Нормативно-правовая база программы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);
--Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Республики Башкортостан от 1.07.2013 года №696-3(Статья 6.) «Об образовании в Республике Башкортостан», принятый Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013года;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
-Учебный план МБОУ СОШ № 1г. Бирска на 2014-2015 учебный год;
- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год;
-Положение МБОУ СОШ №1г. Бирска «О рабочих программах по внеурочной деятельности»
В настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам -  город Бирск и Бирский район. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение  учебного года  по одному академическому часа в неделю. Итого 39 часов.
Цели программы: Познакомить учащихся с историко-культурным наследием нашего города и района; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего нашего края, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Уроки.
Работа с документами, СМИ, интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Методы работы:
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические.

Структура курса
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий учащихся

Краеведение- наука о родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.
2
Подбирает стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

Красотою славится наша земля.
Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

3
Умеет:
- выступать с сообщениями перед учащимися;
- описывать условия и образ жизни.


Бирская земля.
Физико-географическая характеристика города. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

3
Умеет:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.


Наши жемчужины.
Легенды и предания о Шамсутдин. Озера. Ручьи.

4
Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники.

Топонимика нашего города и района.
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории
3
Может излагать свои суждения и взгляды на события города, района; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события ; объяснять и определять своё отношение к ним.


Река, давшая жизнь нашему городу.
Река Белая. Современное состояние реки.

2
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


Наш дом родной.
Город Бирск и Бирский район. Историей родной школы и освещение данных вопросов в периодической печати.

4
У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.


Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

3
Может создавать родословную своей семьи.

Бирская земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями.

2
Умеет излагать свои суждения и взгляды на события; объяснять мотивы деятельности людей; объяснять и определять своё отношение к ним;


Я и мой город.
Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

2
Способен подбирать материала к папке «Я и мой город»

От чистого истока.
Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
2
Сбор материала по теме Знает основные даты, связанные с историей города, хронологические рамки значительных событий и процессов;

Здесь пыль веков. Районный краеведческий музей.

2
Способен описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники.


О чём рассказали книги. Работа с краеведческой литературой.

3
Умеет общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
быстро записывать, слушать, зарисовывать.

История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города.
История в названиях улиц.

2
Обработка собранного материала. Может соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города

Подводим итоги работы кружка за год. Обобщение выполненных работ. Анализ результатов деятельности учащихся
2
Выступления ребят Умеет фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами.

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы
Количество часов
Тема занятия
№ занятия
Дата проведения занятия по плану
Дата фактического проведения занятия

Краеведение – наука о родном крае
1
Инструктаж по технике безопасности. Что изучает краеведение.
1
4.09



1
Источники изучения родного края
2
11.09


Красотою славится наша земля
1
Знакомство с природой города и района
3
18.09



1
Знакомство с природой города и района
4
25.09



1
Легенды и предания
5
2.10


Бирская земля
1
Физико-географическая характеристика города
6
9.10



1
Город яблока
7
16.10



1
Животный и растительный мир
8
23.10


Наши жемчужины
1
Озеро Шамсутдин
9
30.10



1
Озера Бирского района (Окуш, Чистая яма, Дикое)
10
6.11



1
Святой Ключ. Солянка
11
13.11



1
О конкурсе «Жемчужины Башкортостана»
12
20.11


Топонимика нашего города и района
1
Топонимы «Бирск», «Белая»
13
27.11



1
Общая характеристика топонимов нашего города
14
4.12



1
Общая характеристика топонимов нашего района
15
11.12


Река, давшая жизнь нашему городу
1
Река Белая
16
18.12



1
Состояние источник жизни - Белой
17
25.12


Наш дом родной
1
Город Бирск
18
1.01



1
Бирский район
19
8.01



1
История школы
20
15.01



1
История школы
21
22.01


Откуда пошел мой род
1
Знакомство с понятием «Шежере»
22
29.01



1
Составление своей родословной
23
5.02



1
Составление своей родословной
24
12.02


Бирская земля в литературе, живописи, музыке
1
Бирская земля в литературе
25
19.02



1
Бирская земля в живописи и музыке
26
26.02


Я и мой город
1
Мой город через 10 лет
27
5.03



1
Проекты нашего города в будущем
28
12.03


От чистого истока
1
Рассказы собственного сочинения о родном крае
29
19.03



1
Стихи собственного сочинения о родном крае
30
26.03


Здесь пыль веков
1
Районный краеведческий музей
31
2.04



1
Музей Хадии Давлетшиной
32
9.04


О чем рассказали книги
1
Работа с краеведческой литературой
33
16.04



1
Обработка собранного материала
34
23.04



1
Обработка собранного материала
35
30.04


История моей страны в названиях улиц.
1
История моей страны в названиях улиц
36
7.05



1
История в названиях улиц

37
14.05


Подводим итоги работы кружка за год.
1
Выступления учащихся
38
21.05



1
Выступления учащихся
39
28.05




Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
5. Асфандияров А.З. История Бирска и башкирских сел района // Ватандаш. – 1998. – № 3. – С. 34.
6. Бирск. Уфа 1989. С. 17-18.
7.Сахратуллин С.Ф.  Бирская старина. Бирск, 2000. С. 116.
 8. Белоглазов В.С. Бирск: история и современность (история города с 1663 по 2009 год). Бирск, 2011.
Видео-, аудиоматериалы:
1.видеопособие по предметам: история Башкортостана, культура Башкортостана, родная литература. Урал Батыр. 2008 г.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цифровые ресурсы:
1. Моя Родина – Башкортостан ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
2.. «Башкортостан. Краткая энциклопедия» (http://www.bashedu.ru/encikl/maintitle.htm)
3. Сайт Национального парка «Башкирия» (http://npbashkiria.ru)
4. Сайт башкирских генеологий ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
6. Восточная литература ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
7. «Башкирские писатели в Интернете» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
9. Геральдика.ру.Герб города Бирск. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предполагаемая результативность курса
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;  Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу.

КОНТРОЛЬ.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Программа имеет следующие уровни контроля:
- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.
- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
- Итоговым контролем являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.














Заголовок 215