Внеклассное мероприятие Здоровая семья-здоровая нация




«Здоровая семья –
здоровая нация.»Круглый стол для старшеклассников.
Подготовила
Педагог-психолог
Учитель самопознания
Шиндина М.А.
2016-2017 год.
Круглый стол для старшеклассников
«Здоровая семья – здоровая нация»
Форма проведения: « круглый стол».
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.
Цель:
Показать учащимся важность значения семьи в жизни человека;
Воспитывать любовь и уважение к семейным ценностям;
Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека;
Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи
Задачи:
-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха;
-развивать навыки ответственного поведения в семье;
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Ход мероприятия:
«Государство
– это большая семья,
а семья –
это маленькое государство,
и держится оно на любви».
Конфуций.

1.Психологический настрой на взаимодействие .(слайд2)
Истории человечества, а значит, и развитию общества, по словам ученых, уже насчитывается не менее четырех тысяч лет. На всем ее протяжении сердце человека не уставало обогащать человеческие отношения и совершенствовать их. Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья. В разные времена у разных народов существовали различные взгляды на семью, свое место в ней, место семьи в обществе, появлялось что-то новое, но вместе с этим оставалось, по сути, уникальным совпадением личностей, обогащением человеческой души – живой, ищущей, развивающейся. Идеальная семья  немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам.
Ребята, сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство.» (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
2. Для углубления в тему «круглого стола» ученикам предлагается заполнить анкету о взаимодействии в семье.( играет песня о семье)
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
Как появилось слово «семья»?(слайд 3)Когда-то о нем не слыхала земля...Но Еве сказал перед свадьбой Адам:— Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?И Ева тихонько ответила: — Я.— Кто их воспитает, царица моя?И Ева покорно ответила: — Я.— Кто пищу сготовит, о, радость моя?И Ева все так же ответила: — Я.— Кто платье сошьет, постирает белье,Меня приласкает, украсит жилье?Ответь на вопросы, подруга моя!— Я... Я... — тихо молвила Ева, — Я... Я...Сказала она знаменитых семь Я.Вот так на земле появилась семья.
3.И мы подошли к вопросу: как распределить обязанности в семье?
(Каждый член семьи должен иметь обязанности. Там, где все заботы лежат на женских плечах, там не может быть здоровых отношений между членами семьи, обязательно возникнет непонимание, обиды. Действовать надо сообща)Вот сейчас мы попробуем решить совместно один вопрос – семейный бюджет.
-Представьте, что вы одна семья. Оба родителя работают. Общая зарплата составляет 120 тысяч тенге. Один ребенок-школьник, другой – посещает детсад. Все имеют право голоса! Решите сами, есть у вас машина, огород, хозяйство и т. д. и распределите бюджет на месяц.(на листах ватмана)(слайд 4)
«Семьи» 10 и11 класс- считают, спорят, в конце оглашают, куда они потратят деньги.
 Сколько должно быть в семье детей?
Обсуждаем вместе оба вопроса 
(выясняем, что ни одна семья не учла траты на лекарства, на гостей, содержание автомобиля, корм скоту, дрова и т.д. – подводим детей к выводу, что их родителям очень трудно содержать семью, особенно если у детей завышенные запросы и они думают только о себе, экономя на родных)
совместное заключение, что дети, сколько бы их не было – это радость семьи. Сами дети должны помнить, что они полноценные члены семьи, имеющие права и обязанности, как и взрослые.
Какие слова вы считаете главными при строительстве семейных отношений?
4. Психологическая разминка.
На больших листках бумаги участники отвечают на вопросы:
Куда вы мечтаете отправиться в путешествие?
Какие три вещи вы бы взяли с собой в путешествие?
Написав ответы, участники держат перед собой листы так, чтобы остальные могли прочитать, что на нём написано. Идёт обсуждение ответов:
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Чьи записи вас удивили?
- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
- Могут ли быть у совершенно разных людей одни и те же мечты?
5. Притча «Пятьдесят лет вежливости» (слайд5)
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
Вопросы для обсуждения:
1. Что нужно, для того, чтобы в семье царило счастье?
2. Каких нравственных норм надо придерживаться?
3. Зависит ли семейное счастье от материальной обеспеченности?
6. Вопрос-ответ.(устно)
Давайте, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь.

1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. Ответ: любовь.
2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. Ответ: компромисс.
3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства. Ответ: счастье.
4. Глава семьи (ласково). Ответ: папа.
5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом.
Ответ: конфликт.
6. Самые близкие родителям люди. Ответ: дети.
7. О ком говорится в этом четверостишии?
Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом. Ответ: мама.
8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
9. Использование нецензурных выражений. Ответ: сквернословие.
10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. Ответ: семья.
11.Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)12.Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен?
(Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).13.О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).
14.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
15.Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)
16.Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)
17.Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).
18.В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи?
( «Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д. )

Блиц-опрос « Счастливая семья- это…»(слайд 6)
Учащимся раздают небольшие листы бумаги, на которых они в течение 3-4 минут пишут свое представление о счастливой семье несколькими фразами или предложениями и складывают их в чудо-коробку.(слайд 7)
Затем это зачитывается вслух учителем ( без фамилий), происходит небольшое обсуждение и подводится итог разговору о семье, ее традициях и семейных ценностях. (слайд 8,9,10)
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?
7. Дебаты.
Первая группа– сторонники семейного образа жизни. Их задача убедить противоположную сторону в том, что без семьи человек не может быть счастливым. Чтобы убедить, нужны серьёзные аргументы, в том числе и на примере своей семьи.
Вторая группа– сторонники одинокого образа жизни. Им также нужны определённые доводы, чтобы участники команды оппонентов могли с ними согласиться при условии, что их аргументы будут убедительны.
Ситуации.
1.Сын очень плохо учится. Маму вызвали в колледж. После посещения состоялся её разговор с сыном.
2.Дочь требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.
Каждая группа предлагает свой вариант ответа.
- Видите, у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.(слайд 11)
8.Подводя итог нашей встречи, задам самый трудный вопрос: 
Все ли люди подходят для создания семьи? Кто негож на это? 
(Идет обсуждение. Надо подвести этот разговор к тому, что человек, имеющий вредные привычки, заботящийся только о себе, эгоист, боящийся трудностей, надеющийся, что кто-то будет за него всю жизнь решать проблемы его семьи – не годен для брака)9. Рефлексия (предлагается высказаться каждому участнику «круглого стола»)
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Продолжите пожалуйста предложения
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
В конце хочу пожелать всем вам, ребята, уже сейчас не считать за труд быть внимательным ко всем, кто вас окружает. Помните, что счастье в семье и сейчас и в будущем зависит от каждого её члена. Необходимо научиться беречь то, что имеешь, быть полезным, нужным и тогда ни какие трудности не смогут разрушить вашу будущую семью.
Теперь по одному слову от каждого участника ответ на вопрос, поставленный в начале нашей встречи,: какую семью можно назвать здоровой? (ответы детей)
(слайд 13)
И я хочу на свете белом,
Чтоб слово снова стало делом.
Чтоб для послов
и для ослов,
Между вождей,
В кругу пророков
Прекрасный смысл
Прекрасных слов
Освободился от пороков.
Чтобы святое слово
Честь –
Не вызывало слова
Месть.
Чтоб утвердительное
Да
Произносилось
Навсегда.
Чтоб пред будущим ответ
Всегда держало слово: нет!
Чтобы ценою всех свобод
Хранил достоинство народ.
Чтоб мир светлее стал и шире
И не пускался в распри вновь.
Чтоб вечно царствовали в мире
Надежда,
Вера
И Любовь!
Эти прекрасные слова написал Михаил Дудин.(слайд 14-15)
Сегодня государство уделяет большое внимание семье, подрастающему поколению, но если мы сами не будем задумываться о своём будущем, о том, какая будет моя семья, наверное, мало что изменится. Пройдёт немного времени и у вас будут семьи, а вот какие они будут, зависит от вас.(слайд13,14,15)
Помните, чем больше крепких семей – тем крепче наша держава!
Мне очень хочется пожелать вам, будьте верными друг другу, любите и поддерживайте близких, и пусть ваша семья, только растёт и крепнет!
Любви и счастья вам в семейной жизни – нынешней с родителями и будущей собственной семье! (слайд 16)
И в заключении нашего урока звучит музыкальной подарок для всех присутствующих.


Анкета для учащихся «Взаимодействие в семье»
1.Как часто ваша семья собирается вместе?
А) ежедневно
Б) по выходным дням
В) редко
Г) почти никогда
2. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
А) вместе решаем проблемы
Б) вместе работаем
В) все заняты общим делом
Г) каждый занят своими делами
Д) вместе проводим свободное время
3. Учитываешь ли ты мнение родителей при выборе друзей?
А) всегда
Б) иногда
В) никогда
4. Говоришь ли ты родителям правду?
А) всегда
Б) иногда
В) никогда
5. Какие воспитательные меры родители применяют в отношении тебя?
А) поощрение
Б) убеждение
В) внушение
Г) разъяснение
Д) принуждение
Е) жёсткие требования
Ж) угроза
З) оскорбление
И) физическое наказание
К) унижение перед другими людьми
1.Сын очень плохо учится. Маму вызвали в колледж. После посещения состоялся её разговор с сыном.
2.Дочь требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.
Первая группа– сторонники семейного образа жизни. Их задача убедить противоположную сторону в том, что без семьи человек не может быть счастливым. Чтобы убедить, нужны серьёзные аргументы, в том числе и на примере своей семьи.
Вторая группа– сторонники одинокого образа жизни. Им также нужны определённые доводы, чтобы участники команды оппонентов могли с ними согласиться при условии, что их аргументы будут убедительны.