Внеклассное звнятие по литературе. Брейн-ринг ««По сказкам В.Г. Сутеева»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Внеклассное занятие по литературному чтению
Сценарий
познавательно-развлекательного брейн – ринга
«ПО СКАЗКАМ В.Г. СУТЕЕВА»
1 класс
Автор: Гребенюк Оксана Николаевна,
учитель начальных классов
Цель:
Развитие у обучающихся познавательного интереса и стремление к
интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
Познакомить учащихся со сказками В.Г. Сутеева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Пополнить словарный запас.
Оборудование сцены: рисунки учащихся.
Оборудование: видеопроектор, экран для показа видеоряда, выставка книг В.Г. Сутеева.
Место проведения: актовый зал МАОУ СОШ №5.
Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать сказки В.Г. Сутеева: «Петух и краски», «Под грибом», «Кот – рыболов», «Это что за птица?», «Яблоко». На уроках технологии из цветного картона изготавливаются рыбки.
Ход программы:
Программа сопровождается слайдовой презентацией.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Очень рада, что вы нашли время прийти на наш праздник, посвященный прочитанной книжке.
1-й чтец
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: И правда: умея читать, можно многое узнать.
Я знаю, что во время зимних каникул вы, ребята, много интересных книг прочитали. Среди них есть замечательные сказки Владимира Григорьевича Сутеева.
Сегодня я вам предлагаю провести брейн – ринг по этим сказкам.
(Дети рассаживаются за 4 игровых стола). Название команд: «Яблоко», «Краски», «Грибок», «Рыбка».
Представляю жюри. По количеству полученных жетонов определяется победитель игры.
2-й чтец:
Книгу первую мою Берегу я и люблю. Хоть пока и по слогам, Я ее читаю сам – И с конца, и с серединки, В ней красивые картинки, Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!
3-й чтец:
Читать ужасно интересно: Вы можете сидеть, лежать. И — не сходя при этом с места — Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ! Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ, За ручку с мамой, после — сами. Ходить — ведь это же пустяк, Не бойтесь сделать первый шаг!
4-й чтец:
Споткнулись раз, другой… И вдруг вы Прочли подряд четыре буквы, И вы пошли, пошли, пошли — И слово первое прочли! От слова к слову — как по кочкам — Помчитесь весело по строчкам… И так научитесь читать — Как бегать, Прыгать… Как летать! Я знаю, скоро по странице Порхать вы будете, как птицы! Ведь необъятен и велик, Как небо — Мир волшебный книг!
Ведущий: Много книг есть у Владимира Сутеева. Я предлагаю вам ответить на вопросы 1 раунда, которые посвящены сказке «Под грибом».
Вопросы 1 раунда.
Куда спрятался Муравей от дождя?
Ответ: под шляпкой гриба.
Кто первый попросился к Муравью под грибок?
Ответ: Бабочка.
Кто вторым попросился к Муравью?
Ответ: Мышка.
Что ответил Воробью Муравей, Бабочка и Мышка, когда он попросился к ним под грибок.
Ответ: тут места нет.
От кого прятался Заяц?
Ответ: от Лисы.
Поймала ли Зайца Лиса?
Ответ: нет.
Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко?
Ответ: Лягушка.
Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось?
Ответ: гриб вырос.
Сценка «Под грибом».
На сцене на стуле стоит артист в шляпе гриба.
Ведущий: Перед вами лесная поляна. «Как-то раз застал Муравья сильный дождь».
1 музыкальный отрывок: 3 девочки с дождиком в руках танцуют танец дождя.
2 музыкальный отрывок: выходит Муравей.
Муравей: Что делать? Куда спрятаться? Везде мокро. Спрячусь я под грибок и пережду дождь. Здесь хорошо, сухо.
(поёт) Я сижу под грибом, словно в домике моём.
Ведущий: Ползёт под дождём промокшая, уставшая Бабочка.
3 музыкальный отрывок: танец Бабочки.
Бабочка: Муравей, пусти меня под грибок. Промокла я, лететь не могу.
Муравей: Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
Бабочка плачет.
Муравей: Ну что с тобой делать? Заходи.
(поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам вдвоём.
Ведущий: Далеко от дома застал дождь колючего Ёжика.
4 музыкальный отрывок: выходит Ёжик.
Ёж: Дождик сбил меня с пути.
Дорогу к дому не найти.
Я весь промок с головы до ног.
Пустите меня под грибок.
Бабочка: Иди к нам, Ёжик. У нас сухо и весело.
(все поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам втроём.
5 музыкальный отрывок: выбегает Заяц, мечется, хватается за голову.
Заяц: Друзья, прошу вас – помогите,
От беды меня спасите.
Ох, попал же я в беду!
Ох, спасите, пропаду!
Ёж: Иди к нам, Заяц!
Бабочка: Мы тебя спрячем.
Муравей: И защитим.
(поют) Мы сидим под грибком, Зайца от Лисы спасём.
Ведущий: Только спрятали друзья Зайца, Лиса прибежала.
6 музыкальный отрывок: танец Лисы.
Лиса: Ребята, вы Зайца не видели? Где же он спрятался? А, вижу-вижу, вот где заячьи уши торчат. А ну, Заяц, выходи!
Заяц: Ой, боюсь, боюсь!
Муравей: Уходи, Лиса, прочь!
Ёж: Не смей маленьких обижать!
Бабочка: Уходи, Лиса, прочь! Не смей маленьких обижать!
Ёж, Муравей и Бабочка прогоняют Лису.
Заяц: Спасибо вам, друзья! Я рад, что встретил вас!
Ведущий: Тут и дождик прошёл. Выглянуло солнышко. Все звери радуются, поют и танцуют.
7 музыкальный отрывок: звери водят хоровод вокруг гриба.
Муравей (ходит вокруг Гриба, задумавшись): Одного я понять не могу. Раньше мне под грибом одному тесно было, а теперь четверым место нашлось.
Ведущий: Может вы, ребята, подскажите почему?
(Ответы зрителей) Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
5-й чтец:
Я с детства с книгами дружу,По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за этоМне выдает секреты.
Ведущий: Переходим к следующей сказке В.Сутеева, которую вы прочитали. Называется она «Кот-рыболов». Я предлагаю вам ответить на вопросы 2 раунда.
Вопросы 2 раунда.
О чём спросила Лиса Кота, встретив его на речке?
Ответ: вижу, Рыбку собрался ловить.
Какую Рыбку пообещал Кот отдать Лисе?
Ответ: первую.
Кому надоело питаться козами да овцами, коровами да баранами?
Ответ: Волку.
Какая по величине рыбка достанется Медведю?
Ответ: самая большая.
Какую поговорку шептала Лиса, сидя в кустах, чтобы Рыбка клевала!
Ответ: ловись, Рыбка, большая и маленькая.
Какая рыба стала тащить Кота в воду?
Ответ: Сом.
Кому же из зверей достался улов?
Ответ: никому.
Ведущий: Начинаем игру «Весёлая рыбалка».
Каждая команда получает ведёрко, удочку. На полу в зале «плавают» бумажные рыбки. Задача игроков – ловить рыбку по очереди, пытаясь подцепить её за скрепку. Выигрывает тот, у кого богаче улов. Время игры – 3 минуты.
6 чтец
Почитаю книжку кошке.«Мурка, посиди немножко!Слушай, да смотри картинки,Видишь – домики, машинки!»Буквы ровными рядами,Мы с тобой читаем сами!Иль, верней, читаю яНа страничках Букваря.Мурка у меня шалунья,Непоседа, попрыгунья!И в кого она такая?Ничего не понимаю!«Ты бери пример с меняМы ведь все-таки родня!Я тебе почти что мама!».Но шалит она упрямо!..Все равно ее люблюМурку рыжую мою!Вот легла у ног клубочком«Слушай, сказку, моя дочка!»
Ведущий: Следующая сказка В.Сутеева, которую вы прочитали, называется «Петух и краски». Я предлагаю вам ответить на вопросы 3 раунда.
Вопросы 3 раунда.
Какую птицу нарисовал художник, а раскрасить забыл?
Ответ: Петуха.
Что посоветовала Петуху Собака?
Ответ: идти к Краскам.
Где жили Краски?
Ответ: нужно пройти леса, горы, через реки и озёра: всё прямо и прямо.
Какая опасность подстерегала Петушка?
Ответ: Петуха увидели Лисята.
Зачем Заяц ходил к Краскам?
Ответ: к зиме зайцы в белый цвет красятся, чтобы Волк в снежных сугробах не нашёл.
Ведущий: Задание командам: помогите Краскам раскрасить Петуху гребешок и бородку, пёрышки на хвосте, крылышки и грудку.
Ответ: нужно раскрасить:
красным цветом – гребешок и бородку;
синим цветом – пёрышки на хвосте;
зелёным цветом – крылышки;
жёлтым цветом – грудку.
Каким стал Петя – Петушок после то, как ему помогли краски?
Ответ: красивый, настоящий.
Ведущий: Вопросы 4 раунда по сказке В.Сутеева «Это что за птица?».
Каким был Гусь из сказки «Это что за птица?»
Ответ: глупый и завистливый.
На что поменялся Гусь с Лебедем?
Ответ: на лебединую шею.
С кем Гусь поменялся: отдал свой красный нос, а себе – клюв с мешком.
Ответ: поменялся с Пеликаном.
Какие ноги получил Гусь, поменявшись с Журавлём?
Ответ: тонкие, журавлиные.
Что понравилось больше всего Гусю делать?
Ответ: меняться.
А что у Вороны выпросил?
Ответ: крылья.
Уговорил ли Гусь Павлина поменяться хвостом?
Ответ: да.
Что подарил добрый Петух Гусю?
Ответ: гребешок, бородку, «кукареку».
Почему не мог взлететь Гусь и его поймала Лиса?
Ответ: не мог взлететь.
Чему учит сказка?
Ответ: завидовать другим не надо.
7 чтец:
Книжки бросили мальчишки,Подобрали книжки мышки.Проглотив десятки строк,Мышки знали назубокВсе страницы каждой книжки - Тех, что бросили мальчишки.Не пропали зря труды,Хоть и корешки тверды,И бывало недосугМышкам грызть картон наук.Сценка «Яблоко»
Слово жюри, награждение победителей.
Учащиеся исполняют песню «Песня про книги» (на мотив «Песенки мамонтёнка»)
1 куплет:
Я книгу читаю – она друг надёжный! Ответ на вопросы найти я хочу. Ответы найти я хочу. (2 раза)
Припев: Пусть книга научит, Пусть книга расскажет. Пусть верный путь в жизни она нам укажет. Ведь так не бывает на свете, Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
2 куплет:
Её не заменит компьютер и видик. Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит. Ведь чтение книг и наука – Надёжное средство от скуки.
Припев: тот же
3 куплет:
Я книгу читаю – она друг надёжный! Ответ на вопросы найти я хочу. Ответы найти я хочу. (2 раза)
Ведущий: До свидания! До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. - Петрозаводск «Карелия», 1993. – 127 с.
2. Сутеев В.Г. Петух и краски. - М.: «РОСМЭН – ЛИГА, 1996. – 18 с.
3. Сутеев В.Г. Под грибом. - М.: «РОСМЭН – ЛИГА, 1996. – 20 с.