Рабочая программа. Календарно — тематическое планирование кружка Уроки нравственности 1 класс
ПРОГРАММА КУРСА
Уроки нравственности
или
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
1–4 классы
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Планирование 1 класс (34 ч. + 2 доп. ч.)
№
ТЕМА
цикл
ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ
1
Здравствуй, школа!
Я и школа
Ответственности, самостоятельности
2
Вот и стали мы учениками
Я и школа
Бережного отношения к школьным принадлежностям
3
Учимся работать в команде
Я и окружающие
Чувства коллективизма
4
О хорошем и плохом
Я и окружающие
Умения находить выход из неприятных ситуаций
5
Клуб «Выручайка »
Я и окружающие
Доброты, стремления приходить на помощь
6
О дружбе
Я и окружающие
Желания быть другом
7
В царстве Мойдодыра
Я и здоровье
Потребности в соблюдении ги-
8
«Здравствуй!»
Я и окружающие
Умения слышать и понимать окружающих
9
Венок осени
Я и природа
Умения видеть красоту приро-
10
Профессий много есть на свете
Я и окружающие
трудом приносящим пользу обществу
11
В мире любимых сказок
Я и книга
Стремления к чтению художественной литературы; добро-
12
Учимся приходить на помощь
Я и окружающие
Стремления приходить на по-
13
О рабочих руках и трудолюбии
Я и окружающие
Желания быть созидателем
И
Зайкина избушка
Я и окружающие
Справедливости, доброты и отзывчивости
15
Учимся вежливости
Я и окружающие
добрым
16
Новогодняя сказка
Я и окружающие
Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания
17
Познакомьтесь: это я!
Я и окружающие
Стремления к изучению себя
18
Снегурочка
Я и книга
Стремления к чтению художественной литературы
19
Сказка о солнечном зайчике
Я и окружающие
Доброты, отзывчивости
20
Учимся быть добрыми
Я и окружающие
щам
21
По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк»
Я и книга
Стремления к чтению художественной литературы
22
Когда люди радуются
Я и окружающие
Стремления быть полезным окружающим
23
Я расту!
Я и окружающие
Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных
24
Поезд везёт подарки мамам
Я и семья
Любви и уважения к маме
2 Г,
Сказка о весёлой пчеле
Я и окружающие
Доброжелательности, забот-
26
Клуб любителей природы
Я и природа
роде
27
Как у зайчонка зуб болел
Я и окружающие
Сострадания
28
Приглашаем гостей
Я и окружающие
Доброжелательности
29
В городе Лекарственных растений
Я и природа
Бережного отношения к природе
30
Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается
Я и природа
к природе
31
На пороге лета
Я и здоровье
Стремления к здоровому образу жизни
32
О рыбалке
Я и здоровье
Стремления к здоровому обра-
3З
К. И. Чуковский и его произведения
Я и книга
ственной литературы
34
«Краденое солнце»
Я и книга
Стремления к чтению художественной литературы
35
Солнышко
Я и природа
Любви к неживой природе
36
Нам нравится гулять по зоопарку
Я и животные
Культуры поведения в зоопар-
15