Методическая разработка конкурса презентаций Пермский край для фронта и Победы!
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Конкурс на лучшую организацию работы
по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи
в Пермском крае
Методическая разработка
конкурса презентаций
«Пермский край для фронта и Победы!»
МАОУ «СОШ № 32 им. Г.А. Сборщикова»
Срок реализации 1 месяц
Рассчитана на детей 10 – 17 лет
Масалкина Ольга Алексеевна,
педагог – организатор, слушатель семинара
«Срвременные технологии гражданско-
патриотического воспитания
в образовательных учреждениях
в условиях освоения новых ФГОС»
Пермь 2015.
Гражданско – патриотическое воспитание детей и молодежи - сегодня как никогда очень актуальное и востребованное направление. Государственный заказ образованию - воспитание гражданина правового демократического государства, патриота России, всесторонне гармонично развитой личности. Без знания истории своего Отечества, культурного наследия, принципов, морально-этических норм сделать это не возможно! Эта задача может быть решена только совместными усилиями государства, семьи, педагогического сообщества. Исходя из это актуальность темы бесспорна. В рамках вышесказанного так же очень важен краеведческий аспект данной разработки.
Цель мероприятия:
Привлечение средних и старших школьников к изучению истории родного города и края. Формирование исторической памяти и преемственности поколений. Воспитание патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
- Углубить знания учащихся о военно-исторических событиях периода Великой Отечественной войны на территории Пермского края. Обобщить и закрепить эти знания.
- Конкретизировать представления о Великой Отечественной войне.
Воспитательные:
- Создать условия для правильного эмоционального восприятия событий Отечественной войны и уважительного отношения к ним.
- Формировать чувства сопричастности к истории Пермского края и гордости за наше героическое прошлое.
- Содействовать формированию гуманистических ценностей и личностных нравственных качеств.
Развивающие:
- Формирование навыков самостоятельной работы по поиску, обработке и подаче информации; умения работать в команде.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Создать условия успешности.
Мероприятие объединяет учащихся средней и старшей ступени, с 5 по 11 классы. Имеет конкурсную основу, а значит соревновательный характер.
Количество участников не ограничено.
Подготовительная работа:
1 этап на уровне класса - сбор информации, ее обработка, создание компьютерной презентации.
2 этап на уровне школы – просмотр представленных работ жюри, отбор лучших.
3 этап на уровне школы – итоговое мероприятие с показом лучших работ и награждением.
Условия проведения:
На 1 этапе: Выбор темы презентации, раскрывающей более узкий аспект общей темы «Пермский край для фронта и Победы!» Например: «Лысьвенская каска», «Госпиталя Перми», «Сохранение культурного наследия» и т.д. Сбор информации на выбранную тему и создание электронной презентации.
На 2 этапе: Работа жюри в состав которого входят не заинтересованные в победе какого-либо класса лица. В их числе зам. Директора по воспитательной работе, преподаватель истории и обществознания, педагог-организатор.
На 3 этапе: Итоговое мероприятие проходит в актовом зале оснащенном экраном, видеопроектором и компьютером, а так же звукоусиливающей аппаратурой. В мероприятии кроме показа презентаций победителей, используются номера художественной самодеятельности в исполнении учащихся. Мероприятие ведут ведущие. В качестве зрителей приглашены представители всех параллелей учащихся участников конкурса а так же ветераны.
Аннотация:
Конкурс презентаций «Пермский край для фронта и Победы!» может быть проведен в рамках патриотических декад в феврале или мае. Кроме этого его можно приурочить к Дню рождения Пермского края 1 декабря.
Конкурс реализуется в течении месяца. Это время необходимо для сбора материалов и обработки информации.
Каждый класс может представить на суд жюри не более трех работ. Количество слайдов в презентации не ограничено. Автором работы может быть, как один человек так и целая команда.
Критерии оценки работы:
- Объем, историческая достоверность материала.
- Наличие фотографий, воспоминаний непосредственных участников событий.
- Художественное оформление материала.
- Видео, аудио сопровождение.
Итоговое мероприятие необходимо для показа продукта поисковой краеведческой работы и публичного оглашения результатов конкурса.
Примечание:
Конкурс можно проводить как по отдельности в каждой ступени обучения (начальная школа, среднее звено, старшее звено) так и общешкольным мероприятием, но с возрастными номинациями.
Оценивая работы жюри не должно забывать об этическом аспекте в манере подачи материалов.
Конкурс прошел апробацию 3 декабря 2014 г. В рамках цикла мероприятий гражданско-патриотической направленности посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вызвал интерес у участников и педагогов. Получил положительные отзывы администрации школы, а так же гостя итогового мероприятия депутата Законодательного собрания пермского края Ширяевой Л.Н.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Сценарий итогового мероприятия
«Пермский край для фронта и Победы!»
Звучит музыка, Номер: танец «Вечный огонь» исп. танц. группа 6 «В», 8 «А», 9 «Б» кл., стоп кадр.
Голос за кадром:
Мы из тех, кто не видел войны,
Но, она и нас опалила...
И опять посреди тишины
Мы стоим у солдатской могилы.
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.
Посмотрите на Вечный огонь-
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг, вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Фоном музыка «Давным давно была война…», выходят ведущие ученики 6 «С» (спортивного) кл.
Вед 1: Добрый день, дорогие друзья!
Вед 2: Здравствуйте!
Вед 1: Сегодня в этом торжественном зале нас с вами объединили две удивительные даты. Это 70-летие Победы в Великой отечественной войне от которого нас отделяет буквально несколько месяцев и День рождения Пермского края.
Вед 2: 1 декабря 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный Конституционный Закон об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый край. С этого момента 1 декабря отмечается День рождения нашей малой Родины – Пермского края и 2015 год для нас станет вдвойне Юбилейным.
Вед 1: Именно по этому, мы решили объединить две столь значимые для нас даты и объявили в школе конкурс презентаций на тему «Пермский край для фронта и Победы!» Сегодня мы подводим итоги этого конкурса.
Вед 2: В ходе нашей встречи у вас будет возможность увидеть лучшие работы конкурса. Первая из которых предстанет вашему вниманию прямо сейчас. Внимание на экран.
Презентация 1.
Ведущий 1: Май 1945 года. Победа…. Что может быть человечнее и сильнее этого слова? Победа. Народ ждал её четыре года. Четыре года он шёл к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей и дочерей, работал на грани человеческих возможностей, недоедал и недосыпал. Четыре года, как клятва, звучали слова – всё для фронта, всё для победы. Народ тянулся из последнего и выстоял и победил!
Вед 1: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех на «фронт» и «тыл».
Вед 2: Тысячи сыновей и дочерей Пермского края ушли на фронт, ценой собственной жизни отвоевывая свободу своей Родины. Их именами названы улицы нашего города Гашкова, Куфонина, Полины Осипенко, Барамзиной и многие, многие другие. Памятник Уральскому танковому корпусу и Скорбящей тоже о них. Внимание на экран.
Презентация 2,
Номер: Песня «А закаты алые» исп. О. Бабкина и Т. ЩелкановаВед 1: Путь к Победе прошли не только те, кто сражался на передовой. Свой тяжкий путь прошли и те кто ковал победу в тылу. Дни и ночи работали Пермские заводы и фабрики отправляя на фронт боеприпасы и технику, в том числе знаменитые Мотовилихинские пушки и Лысьвенские каски.
Вед 2: К станкам встали женщины и дети. Ребятишкам, чтобы они доставали до станка, ставили под ноги ящики из под снарядов. И те и другие зачастую ночевали на заводе.
Вед 1: Не спится мальчишке, он думал всю ночь:
Ну как же, ну чем же мне фронту помочь?
А утром на зорьке мальчишка встает,
Знакомой дорогой идет на завод. И к мастеру:
Дядя! Меня научи! Я буду для фронта снаряды точить!
Станок был послушен, мальчишка – умел.
И бойко станок под руками запел.
Мальчишка спешит, не теряет минут…
Снаряды для фронта машины везут.
Вед 2: Наша следующая презентация об этом. Внимание на экран.
Презентация 3
Вед 1: Нелегко было и тем, кто обеспечивал фронт продовольствием. Всё, до последнего колоска, для фронта, для победы. Уходили из Пермского края на фронт эшелоны с продовольствием, результат тяжелого труда колхозов.
Вед 2: Женщины, старики, дети самоотверженно переносили все невзгоды. Тыл - терпел, любил, верил и ждал!
Вед 1: Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки Огнем
и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она —
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
Вед 2: И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
«Жду!»
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Номер: Песня «Вернись» исп. Т КарнальВед 1: Принимал Пермский край на своей земле эвакуированные предприятия, а так же раненых и детей.
Вед 2: В суровые дни войны рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Вед 1: Сорок трудный год. Пермский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!.. До чего же артисты маленькие...»
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг...
Вед 2: «Что в программе?»
В программе — чтение,
Пара песен военных, правильных...
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением...
Вед 1: Мы вошли. Мы стоим в молчании...
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
Объявляю начало концерта!
Мы поём...
Только голос лётчика раздаётся.
А в нём — укор:
Погодите, Постойте, хлопчики...
Погодите... Умер майор...
Вед 2: Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо, будто в бреду...
Вот и всё о концерте в госпитале
В том году…
Внимание на экран.
Презентация 4
Вед 1: А еще Пермский край берег и хранил нашу культуру! Принимал эвакуированные музеи и театры. Знаменитый Ленинградский балет стал фундаментом Пермской балетной школы известной сегодня во всем мире.
Вед 2: Творчество помогало переносить голод и холод, во имя Победы. Помогало народу выстоять и победить. Внимание на экран.
Презентация 5,
Номер: танец «Когда окончиться война», исп. танц. группа 6 «В» кл.
Вед 1: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим тысяча километров в час, миллионы тонн сырья… Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
Вед 2: Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
Вед 1: 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
Вед 2: 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!
Вед 1: Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вед 2: Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений.
Дорогие наши ветераны! Спасибо что вы сегодня с нами и низкий вам поклон!
Номер: Песня «Прости меня дедушка», исп. О. Бабкина
Вед 1: Историей стала Война.
Всё меньше в живых ветеранов,
Лишь в праздник видны ордена,
Всё реже идут на экране
Вед 2: Сюжеты Второй мировой.
Уже современные дети
И вовсе не знают, порой,
Что всё это было на свете.
Вед 1: О тех временах «знатоки»,
Которые лиха не знали,
Вещают, что наши полки
Неправильно, мол, воевали.
Вед 2: Да, ныне не те времена,
Другие уж приоритеты.
Уходит в былое война,
Советское кануло в лету.
Вед 1: Но помнить мы твёрдо должны
Свои и легенды, и были.
Мы дети Великой Страны,
И Мы в той Войне победили!
Вед 2: И сегодня с этой сцену звучат не только слова глубокого уважения и благодарности нашим дорогим ветеранам. Но и наши поздравления победителям конкурса презентаций «Пермский край для фронта и победы!». Для вручения дипломов на сцену приглашается депутат законодательного собрания Пермского края, заместитель председателя законодательного собрания Пермского края второго созыва Ширяева Лилия Николаевна.
Награждение.
Вед 1: Как много в Пермском крае красоты!
Взгляни вокруг, останови мгновенье!
Небес бездонную прозрачность видишь ты,
Простор полей, лугов и рек теченье!
Вед 2: Утесов круть, разлапистые ели,
Березок белоствольных хоровод,
Безудержное птичьи трели,
В разнообразии лесной народ…
Вед 1: И это дом твой, Родина твоя,
Люби, храни,- в том жизненная сила!
Пригоршней черпай радость бытия.
И будет вечно Пермский край красивым!
Вед 2: Нам на этой земле жить, творить и созидать. Продолжать и преумножать начатое нашими прадедами, дедами, отцами. Да будет так!
Гимн Пермского края исп. Н. Макеева, Т. Карналь, О. Бабкина, видео «Пермский край».
Вед 1: Дорогие друзья, на этом мы прощаемся с вами! Нам остается пожелать вам здоровья, доброты и душевного тепла в отношениях с близкими.
Вед 2: Счастья, успехов и всего самого, самого хорошего. До новых встреч!!!
Приложение №2
Приложение №3
Презентации победители прикреплены отдельными файлами.