Доклад Что должен знать педагог о своих воспитанниках
00Что должен знать педагог о своих воспитанниках
ПСОУ МО "Преображение"
Воспитатель: Олейникова О.В.
Возрастные особенности детей.
Чтобы добиться успеха в своей деятельности, воспитатель (вожатый) оз доровительного лагеря должен стать для детей и подростков не только руково
дителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, человеком, к кото-
ч~уу
рому бы все прислушивались, - умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать возникшие конфликты и кроме всего, умело предоставлять детям разумную свободу. Для этого воспитателю необхо димо знать свои обязанности и права стремиться выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям и если это возможно, любить их вне зависимо-сти от их нравственных качеств. Воспитатель (вожатый) должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некото рые закономерности, зная которые, можно найти свой, наиболее удачный вы ход, свое решение. Знание возрастных особенностей детей и подростков, харак теристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) представить такие све дения в виде таблицы.
00Данные возрастных особенностей детей
Фактический рост и раз Особенности поведения витие
Развитие детей младшей группы
• руки и ноги растут бы • высокий уровень ак
стрее тела тивности • общее управление те • стремление к общению
лом хорошее, координа вне семьи ция глаз и рук улучшает • стремление научиться
ся к 7 годам. различать, что такое хо
рошо и что такое плохо
• понимание различий
пола • стремление получить
время на самостоятель
ные занятия • ребенок может быть
как целеустремленным,
так и самоуверенным,
агрессивным
Советы воспитателю (вожатому)
5-8 лет)
организация подвиж ных игр при ограничении прыжков и бега
развитие умения лазать и пользоваться качелями
использование ритми ческих видов деятельно
сти: пение, драматиче=
ские постановки.
обучение правильным навыкам труда
обеспечение конкрет ности поручений и твор ческой свободы детей при их выполнении
предоставление детям свободы действия, раз вития способностей (при соблюдении нравствен ных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.)
Развитие детей средней группы (9-11 лет)
рост девочек опережает рост мальчиков
вначале мальчики и де вочки имеют равные си лы. Затем мальчики ста новятся сильнее
стремление повелевать у мальчиков, подчинен ность у девочек
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
часты беспокойные со стояния, дети нуждаются в постоянной деятельно сти
стремятся к большой мускульной активности
любят коллективные игры
шумны, спорят
• учет того обстоятельст ва, что дети этого воз раста особенно нужда ются в поощрении и по хвале
использование таких видов деятельности, ко торые дают простор про явлению мускульной ак тивности
организация коллек тивных спортивных игр, занятий по интересам
организация разумного руководства; разумное
00
• влюбчивы направление пробуж
• боятся поражения, чув дающихся интересов к
ствительны к критике; окружающему миру;
• интересы постоянно стремление обстоятельно
меняются ответить на многочис
мальчики играют с де ленные вопросы детей вочками; стремятся к со перничеству
начинают осознавать
нравственные нормы
• пробуждаются интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12-14 лет) • девочки обычно выше • мальчики склонны к • организация коллек
мальчиков групповому поведению тивных игр (различных
• половое созревание • дети испытывают внут для мальчиков и дево
• быстрый рост мускула реннее беспокойство чек) туры • антагонизм между • предпочтение спортив
• переутомление опасно мальчиками и девочка ным играм • девочки менее активны ми, дразнят друг друга • использование общего
• мнение группы сверст энтузиазма при выпол
ников более важно, чем нении порученных зада
мнение взрослых ний • дисциплина может страдать из-за «группо вого» авторитета • стремятся к соревнова тельности, подчиняют свои интересы мнению команды • сопротивление критике • появляется интерес к заработку Развитие подростков (15-16 лет)
• наступает зрелость, со • девочки начинают ин • оказание помощи под
провождаемая физиче тересоваться мальчиками росткам в том, чтобы все
скими и эмоциональны раньше, чем мальчики они были приняты свои
ми изменениями (у девочками ми сверстниками
мальчиков в среднем к • наблюдается беспокой • руководство поведени
15 годам, у девушек к 13 ство о своей внешности ем подростков построить
годам) • растет социальная ак так, чтобы оно было без
• завершение роста ске тивность излишнего вмешательст
лета ва и давления со стороны
00
• различия среди детей • стремление к достиже взрослых усиливаются, так как нию независимости от • создание необходимых
многие из них уже по своей семьи условий для отдыха
взрослели, а другие • поиск себя • учет возрастных осо
только начинают взрос • происходит выбор бу бенностей, проявляю
леть дущей профессии щихся в повышенном
• мальчики отстают в • возникновение первой интересе к другому полу
развитии на 2 года любви • для мальчиков лучше
• появляются крайности организовать спортивные
в поведении, например соревнования, а девушек
«я знаю все!» вовлекать в активные де
ла в помещении, в орга
низацию встреч с друзь
ями и т.д. Решение педагогических ситуаций
Педагогу не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В та
ком случае ему нужно искать другие педагогические приёмы.
Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда да
ется легко, особенно когда другой вид не особенно для них желателен (напри
мер, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в
шумные подвижные игры. Независимо от возраста. Воспитателю нужно пом
нить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планиро
вать. Какие же ситуации ожидают педагога? Рассмотрим некоторые, часто
встречающиеся проблемы (выделим в таблице три возрастных периода: 5-8 лет,
9-11 лет, 12-16 лет).
Прогнозируемые Возрастные ситуации особенности
- Младший возраст (5-8 лет
Множество вопросовЛюбознательность
Быстрая утомляемостьВысокая активность
Варианты решения
Внимательно выслуши вать и спокойно отве чать, повторяя ответ столько раз, сколько не обходимо для понимания Быстрее «бежать» к фи нишу, к результатам - в игре, труде...
00
Неуверенность в себе Есть робкие и физиче Давать нагрузку с учетом ские слабые физического здоровья, без акцентирования на Готовы пробовать все на Повышенный интерес ко этом внимания Рассказывать детям о вкус всему новому, неизвест ядовитых ягодах, расте Опасность травматизма ному ниях... Мальчики демонстриру Избегать чрезмерных ог ют свою смелость раничений в деятельно сти детей, заполнять их жизнь полезными и нуж ными играми, состяза ниями, следя при этом за соблюдением необходи мых правил безопасно Потеря интереса к заня сти Утомляемость от одно Частная смена видов тиям, рассеянное внима образия, неумение со деятельности, игры, кон ние средоточиться на одном курсы, соревнования не объекте, легко отвлека должны быть продолжи ются на любой внешний тельными по времени Слезы и страхи в темно раздражитель Боязнь темноты Не оставлять одного в те темноте Желание играть со свер Чувство взрослости по Поддержка, поощрение и стниками отношению к младшим направление действий Копирование привычек, Слепое подражание детей по опеке малышей Стремиться не подавать манеры, поведения, лек взрослым дурного примера ни в сикона взрослых чем Постоянные опоздания Отсутствие чувства вре Не давать поручений, мени связанных с учетом вре Впечатлительность мени Эмоциональная неурав Не рассказывать сказки, новешенность истории с «плохим кон Средний возраст (9-11 лет цом» Обидчивость, повышен Половое созревание Внимательное, доброе ная чувствительность к отношение к детям, несправедливости стремление разобраться Курение, игра в карты, в причинах поведения Внешнее проявление Проводить разъясни проба спиртного, упот взрослости тельную работу с при ребление «взрослого влечением всех специа- лексикона», использова ние косметики, украше ний. Бодрствование по сле отбоя, различные ночные занятия
Замкнутость, одиночест во
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры Появление тайн (укром
ные уголки леса, полян ки, места рыбалки). Озорство, шалости.
листов и показом соот
ветствующих кинофиль
мов. Приучать к выпол
нению разумного режима
дня. Если невозможно
полностью избежать
ночных занятий, направ
лять их в приемлемое
русло Обостренное пережива Стремиться переключать
ние своих недостатков внимание детей, давать
поручения, связанные е
необходимостью обще
ния Стремление к самостоя Вникать в интересы де
тельности тей, сотрудничать с ними
Неуёмная фантазия Знать секреты детей, со
вместно сохранять их,
разумно использовать.
Организовать интерес
ные игры с элементами
романтики -3187065-6011545
Старший и подростковый возраст (12-16 лет) Конфликтность как вы Самоутверждение Стремление понять под зов обществу. Упрямст ростков, разобраться в во. Мнение сверстников мотивах их поведения. выше мнения взрослых Сотрудничество с ними Замкнутость, агрессив Развитие интереса к про Тактично, целомудренно ность. Отсутствие навы тивоположному полу, раскрыть подросткам ков общения, легкая ра появление новых ощу красоту настоящей люб нимость. Чередование щений, чувств, пережи ви плохого и хорошего на ваний строения, уход в «себя» Неподчинение взрослым, Стремление к независи Пытаться понять подро действия «наперекор», мости, агрессивность, стков, осознать причины критиканство. Действия вызывающие поведение того или иного их по опережают мысли ступка, тактичность на правлять их действия в Замкнутость, одиночест нужное русло Специфические особен В индивидуальной бесе во, сильная ранимость, ности внешнего вида де разъяснять подростку, вспыльчивость, раздра (прыщики, полнота, как избавиться от этих жительность. Интерес к жирные волосы и т.д.) особенностей или сгла- 00себе.
ПроявлениечрезмернойСтремление освободить
самостоятельностися от родительской опеки
Несбывающиеся мечты Мечтательность подростков
дить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе - находить у та кого подростка лучшие качества и подчеркивать их Учитывать это и предос
тавлять подросткам как можно больше подкон трольной самостоятель ности Поразмышлять вместе с
подростками о будущем
Народное образование № 4-5 2000