Урок географии на тему Исследовательский проект: Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях (6 класс)
Урок №_9 Класс_6-Б Дата_30.09.15
Учитель: Войтенко А. В.
Тема: Исследовательский проект: Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях.
Учебные цели: закрепить и углубить знания о путешествиях и исследованиях, направленных на изучение Земли; сформировать умения пользоваться различными
источниками географической информации для поиска необходимых сведений, их отбора и дальнейшего представления; развитие работоспособности, упорства в достижении цели, умения преодолевать трудности, приобретение опыта работы с географической информацией; развитие коммуникативных способностей; воспитание патриотизма и уважительного отношения к труду исследователей.
Ожидаемые результаты: знает содержание и алгоритм выполнения действий по поиску и обработке информации; умеет пользоваться различными источниками географической информации для поиска необходимых сведений; имеет опыт работы с географической информацией, анализирует, отбирает главное; умеет правильно оформлять полученные результаты.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: таблицы «З-Х-Д», памятки «Алгоритм исследовательской деятельности», книжный фонд школьной библиотеки, компьютеры с доступом к Интернету.
Ход урока
І. Организационный момент.
Организация учебной деятельности.
ІІ. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
1. Назовите известные вам географические исследования.
2. Обоснуйте необходимость изучения атмосферы.
3. Какие исследования проводятся в Антарктиде?
4. Почему важно исследовать моря и океаны?
5. Какова задача современной географии.
ІІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Беседа
Углубившись в мир путешествий и открытий, можно узнать много удивительных фактов. Приведем некоторые из них. Известно, что Марко Поло совершил дальнее путешествие из Венеции в Китай и, вернувшись, домой, написал книгу. Изложенные в ней факты показались его землякам неправдивыми или сильно преувеличенными, за что путешественник получил прозвище «господин Миллион». Заслужил ли Марко Поло такую оценку?
Фернан Магеллан возглавил экспедицию, отправившуюся в первое кругосветное путешествие. Но на Филиппинских островах (за тысячи километров от Испании, когда впереди была еще треть пути) он погиб. Почему же именно с его именем связывают это выдающееся путешествие?
Общеизвестно,что Америку открыл Христофор Колумб, даже не подозревая об этом. Но известно и то, что почти на пятьсот лет раньше там побывали викинги. Почему же они не считаются первооткрывателями?
В большинстве книг о путешествиях (включая энциклопедии) можно найти сведения о том, что Северного полюса первым достиг Роберт Пири. Но, оказывается, это не так. Что заставило выдающегося полярного путешественника ввести в заблуждение весь мир?
Исследование — это сложный, но очень важный и интересный путь познания. Выполнив исследовательскую работу в виде сообщения, презентации, сочинения (эссе), мини-проекта, вы продемонстрируете не только ее результаты, но и такие качества, как работоспособность, упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, а также приобретете опыт работы с географической информацией.
IV. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы.
Заполнение первого (знаю - умею) и второго (хочу узнать – хочу научиться) раздела таблицы «З – Х - Д»
V. Анализ содержания и последовательности выполнения практических действий.
Учитель раздает памятки «Алгоритм исследовательской деятельности» и вместе с детьми анализирует их.
Выберите тему своего исследования (в этом вам поможет учитель). Очень важно, чтобы вы сами проявили интерес к личности того или иного путешественника (мореплавателя), а может быть, к какому-нибудь конкретному путешествию (плаванию) или открытию определенного географического объекта.
После выбора темы необходимо собрать информацию к ней. В этом помогут книги, статьи, атласы, а также Интернет-ресурсы. Но к ним следует относиться критично, так как приводимые в них сведения могут быть неточными или неполными.
Собрав информацию, необходимо ознакомиться с ней и выбрать сведения, которые наиболее полно и точно раскрывают тему исследования.
Географическое исследование предполагает обязательное использование карт. В данном случае это могут быть специальные карты, посвященные географическим открытиям, физические карты, а также контурные. С помощью географических карт следует установить, где проходил маршрут путешествия и какие географические объекты были открыты. Затем это все нужно нанести на контурную карту с помощью условных знаков. Маршрут лучше всего обозначить с помощью линий и стрелок, а географические объекты следует подписать, указав год их открытия. Все линии и подписи на контурной карте необходимо выполнять аккуратно, используя карандаш.
Результаты исследования оформите в отдельную папку и представьте, например, в виде сообщения. Обязательно подведите итоги, указав, что нового вы узнали (самое важное), чему научились, с какими трудностями столкнулись, как их преодолевали.
Учитель знакомит учащихся со списком книг, в которых можно найти сведения о путешествиях:
Баландин Р. К., Маркин В. А. Сто великих географических открытий. — М. : Вече, 2001.
Верн Жюль. История великих путешествий: в трех книгах. — М. : Teppa-TERRA, 1993.
Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий : в 5-ти т. — М. : Просвещение, 1985.
Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В. В поисках неведомых земель: Судьбы великих путешественников. — М. : Вече, 2005.
Сенкевич Ю. А., Шумилов А. В. Их позвал горизонт. — М. : Мысль, 1987.
Стадник О. Г. Вони відкривали світ. — Х. : Веста, 2010.
Стадник О. Г. Відкриття світу. — Х. : Изд-во «Ранок», 2010.
Некоторые из этих книг можно найти в Интернете, например по адресу: http://geoman.ru/books.shtml.
VI. Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя (при необходимости).
Работа в группах: выбор темы, распределение обязанностей (исследователи, картографы, редакторы и т.д.), поисковая деятельность, оформление результатов.VII. Обобщение и систематизация знаний.
Пресс-конференция
Обсуждение выбранных тем, полноты выполненной работы, направлений дальнейших исследований.
VIII. Отчет учащихся (о способах и результатах проделанной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов).
IX. Итог урока.
Рефлексия: оцените свою деятельность на уроке. Задумайтесь над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?"
Оценивается работа групп учителем.
X. Домашнее задание.
Подготовить творческий отчет о проделанной работе в виде сообщения, презентации, сочинения (эссе), мини-проекта. Заполнить третий раздел (узнал - научился) таблиц «З-Х-Д»