РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу География человеской деятельности для 10 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ Китаева О.В../
Протокол № ___ от
«__»________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________/ Леонтьева Н.В./
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ 1-Абрамовской СОШ
__________/Воропаев А.Л./
Приказ № ___ от «__»____20___г.
Таловского района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.
для 10 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Панарина Н.Д.
п.Абрамовка 2016
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании авторской программы по элективному курсу «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» В.Н. Холина, сборник «Программы элективных курсов. География. Профильное обучение 10-11 классы» издательство «Дрофа», 2008г., программа рассчитана на 35 часов.
В старших классах школы география призвана раскрыть обучающимся пространственные аспекты функционирования рыночного хозяйства и предпринимательской деятельности, состояние и пути решения экономических проблем, как регионов мира, так и отдельных государств. Эти вопросы раскрываются в курсе «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», который интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствует становлению творческой и инициативной личности, формирует умение видеть проблемы и принимать решения.
Цели и задачи
В ходе реализации рабочей программы решаются следующие цели:
освоение знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, методах изучения географического пространства;
овладение умениямисочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленных целей:
сформировать у обучающихся понимание места и роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества; приобщить к терминологическому языку географии и сформировать пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире; познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-формирование и развитие политической карты мира;
-структуру политической карты мира;
-структуру суверенного государства;
-основные политические характеристики государства;
-современную политическую карту мира;
-основные понятия геополитики.
Учащиеся должны уметь:
-использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии;
-давать на основе различных источников характеристику экономического развития различных стран;
-владеть приемами статистического анализа и географического исследования;
-работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;
-оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;
-объяснять причину низкого уровня социально
-экономического развития страны;
-приводить примеры социальных, экономических проблем, решение которых требует использования научных географических знаний;
-давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.
Содержание программы учебного курса 10 класс (35 часов )
Место географии в системе наук.(4 часа)
География как хорологическая наука (классификация И.Канта). Пространство как объект изучения географии. Законы размещения. Методы географических исследований (экспедиционный, картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, гэоинформационные системы. Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Политическая карта мира.(15часов)
Объекты политической карты мира. Формы государственного устройства и правления. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства,заморские территории и департаменты). Колониальная структуры экономики. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании). Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика (традиционные геополитические теории и современные школы
геополитики). Международные политические организации. ООН.
Типы стран современного мира. (6 часов)
Показатели уровня экономического развития стран. Показатели уровня и качества жизни -относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для межстрановых сопоставлений. Типологии экономические и географические; многопризнаковые классификации. Типы стран современного мира (экономически развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой). Анаморфированное картографическое изображение.
География населения и культуры.(9 часов)
Источники данных о численности населения. Закономерности размещения населения мира. Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода).
Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Человек и природная среда. География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь.
Этносы. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
В тематическом планировании предусмотрено проведение практических работ.
Список литературы:
1. Холина В.Н. География пособие для учителя, Дрофа, 2008
2. Холина В.Н. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», Москва, 2002 г.
3.Холина В.Н., Наумов А.С. «Политическая карта мира», учебное пособие для школьников и абитуриентов, Москва. 2004 г.
Календарно тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
Содержание
д/з
Дата по плану
Дата
фактич.
Место географии в системе наук.(4 часа)
1
Введение. Место географии в системе наук
Ознакомление с законами экономической географии.
П.1
2
Методы географических исследований
Ознакомление с методами
географических исследований.
П.2
3
Методы географических исследований
Ознакомление с методами
географических исследований.
П.2
4
Роль географического положения для развития экономики
конспект
Политическая карта мира.(15 часов)
5
Объекты политической карты мира (формы государственного устройства и правления стран мира; несамоуправляющиеся территории; колониальные империи и их распад).
Разбор фактологического материала по теме. Работа с текстом учебника и контурной картой
6
Объекты политической карты мира (самопровозглашенные государства)
Изучение стран, которых нет на политической карте. Сообщения учащихся по теме «Самопровозглашенные государства».
7
Политическая карта Европы
Изучение вопроса «Изменения
политической карты после 1-
ой и 2-ой войн и в 1990г.»
Стр.47-49
8
Политическая карта Европы
Изучение новых реалий на
политической карте Европы «ЕС. Шенгенские соглашения. Единое европейское пространство»
Работа с картой
9
Политическая карта Азии
Изучение вопроса «Колонизация и деколонизация в Азии»
конспект
10
Политическая карта Европы и Азии.
Обсуждение сообщений учащихся. Дискуссия и деловая игра (выяснение доводов противоборствующих сторон и путей решения конкретного территориального конфликта).
11
Россия на политической карте мира
Выявление особенностей изменения геополитического положения РФ после распада СССР.
конспект
12
Политическая карта Америки
Изучение темы «Колониальный раздел Америки»
Стр. 64-67
13
Политическая карта Америки
Закрепление материалов по теме «Политическая карта Америки»
Работа с картой
14
Политическая карта Африки
Изучение темы «Колониальный раздел и деколонизация Африки»
Стр. 59-64
15
Политическая карта Африки
Работа с картой
16
Политическая карта Австралии и Океании
Изучение вопроса «Колониальные
владения в Океании»
Стр. 67-70
17
Урок обобщающего повторения по теме: Политическая карта мира.
Письменная работа на основе тестов
18
Геополитика
Знакомство с основными
геополитическими теориями
Стр. 72
19
Международные политические организации
Дискуссия «Международные
политические организации».
Стр. 72-77
Типы стран современного мира. (6 часов)
20
Типы стран современного мира
Разбор нового материала
Выделение типов стран по методике много
признаковой классификации
Стр. 19-21
21
Типы стран современного мира
Работа с текстом учебника «Типологии и классификации стран современного мира» и построение творческой
контурной карты по заданию глава учебника
Стр. 21-24
22
Типы стран современного мира
Рассмотреть наименее развитые страны, их географическое положение и особенности хозяйств
Стр. 24-27
23
Типы стран современного мира
Выявление места и роли стран
различных социально-
экономических типов в мировой экономике.
Подготовить сообщение по теме
24
Типы стран современного мира
Выявление места и роли стран
различных социально-
экономических типов в мировой экономике.
Работа с картой
25
Урок обобщающего повторения по теме: Типы стран современного мира
Обобщение материала по теме «Типы стран».
География населения и культуры.(9 часов)
26
География населения мира
(закономерности размещения)
Изучение закономерностей
размещения населения мира на основе использования карты плотности населения
Стр. 79-87
27
География населения мира
(динамика численности населения, демографические показатели)
Оценить динамику численности населения мира.
Стр. 87-92
28
География населения мира
(динамика численности населения, демографические показатели)
Оценить динамику численности
населения мира в исторической
ретроспективе
Стр. 92-94
29
География населения мира (международные миграции)
Ознакомление с главными
миграционными потоками
Стр. 94-99
30
География культуры (языки, расы и этносы)
Научиться определять страны мира по этническому составу населения.
Стр. 109-114
31
Выполнение практических заданий
Научиться определять страны мира по этническому составу населения.
32
География культуры (религии)
Изучение размещения религий по территории земного шара.
Стр. 114-120
33
География культуры (религии)
Изучение размещения религий по территории земного шара.
Стр. 120-123
34
Итоговый урок темы
«География населения и культуры»
Обобщение материала по теме
«География населения и
культуры».
35
Резерв.
15