Конспект урока музыки в 1 классе по теме Карнавал животных
МКОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ
ТЕМА:
«Карнавал животных»
КЛАСС - 1
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Музыка родного дома»
УЧИТЕЛЬ: Прокина
Нина Николаевна
2013-2014 г.
Цель: познание мира на примере музыкальных произведений, изображающих животных.
Задачи:
знакомство с разнохарактерными музыкальными «портретами» животных; научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;
воспитывать любовь и интерес к музыке, песням, композиторам, животным, природе; нравственные качества, исполнительскую и слушательскую культуру;
развивать навыки образного восприятия музыки, осознанное восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальные способности (тембровой, интонационный, ритмический слух), художественные, творческие, познавательные способности, вокально-хоровые навыки, внимание, мышление, воображение.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, слайды с иллюстрациями и заданиями, маски животных для музыкальной театрализации песен, модель скрипки, карточки с изображением солнышка и тучки.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный, метод музыкального обобщения, метод музыкальной драматургии, игровой, практический.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Музыкальное приветствие.
– С чем мы знакомились на прошлых уроках? (С музыкальными инструментами.)
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно разгадать кроссворд «Музыкальные инструменты», прочитав ключевое слово. (Слайд 1)
– Идёт работа с кроссвордом, ответы, анализ ответов. (Слайды 2-9)
– Назовите ключевое слово. (Карнавал)
– Что такое карнавал (Ответы детей)
– Карнавал – это праздничное костюмированное шествие с музыкой, песнями. Участники его должны быть в костюмах и масках персонажей сказок, историй и приключений.
– А для того, чтобы узнать, кто будет на нашем карнавале, разгадайте загадку:
Бегать умеют они и летать
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты, и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)
II. Актуализация знаний учащихся.
– Послушайте, как готовились к карнавалу тигрёнок Полосатик и слонёнок Лус. (Сказка о том, как тигрёнок Полосатик и слонёнок Лус сочиняли песенку «Нам беда не беда») (Слайд 10)
– О чём песенка? (О дружбе) Проходит беседа о дружбе.
– А вы хотите быть такими же дружными, как тигрёнок и слонёнок? (Да)
– Давайте и мы разучим и споём эту песенку о дружбе и исполним её тоже очень дружно. (Разучивание, исполнение, анализ)
– Давайте и мы с вами приготовимся к карнавалу. Для этого узнаем и покажем движениями животных – медведя, зайчика или птичку – так, чтобы они соответствовали характеру музыки. (Показ движениями животных, анализ)
– А ещё музыка отличается высотой. Самые высокие звуки у того, кто выше всех (У птички), самые низкие – у медведя, а средние – у зайца.
– Давайте отдохнём вместе с животными, сделаем лесную зарядку. (Зарядка с музыкальным сопровождением)
III. Основная часть. Знакомство с музыкальными «портретами» животных.
– Чтобы узнать, кто у нас будет первым на карнавале, отгадайте загадку:
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух)
– А с кем пришёл петух? Разгадайте ещё одну загадку:
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица) (Слайд 11)
– Вы когда-нибудь наблюдали, как ведут себя петухи и куры? Их повадки? Что они делают? (Да)
– А какая музыка бы подошла, чтобы изобразить петухов и курочек? Какие звуки? Какие инструменты? (Ответы детей)
– А хотите послушать, как петухов и кур в своей музыке изобразил композитор? Давайте послушаем пьесу «Петухи и куры». Удалось ли композитору передать повадки и характер птиц в музыке? Почему? Какая была музыка, какие звуки? (Слушание. Ответы детей)
– А какие инструменты помогают передать повадки и характер птиц? (Фортепиано, скрипка)
– Эту пьесу «Петухи и куры» сочинил французский композитор Камиль Сен-Санс. Он родился около двухсот лет назад. Очень любил природу, коллекционировал бабочек, собирал минералы. А так как особенно он любил животных, то решил сочинить несколько пьес, посвящённых животным. Кроме «Петухов и кур» у него есть ещё 12 пьес. И все они собраны в одно музыкальное произведение – зоологическая фантазия «Карнавал животных». (Слайд 14)
– Давайте тоже представим себя на карнавале и изобразим петушков и курочек так, как вам подсказывает музыка: ещё раз прозвучит пьеса «Петухи и куры». А я назову тех, у кого получилось выразительно. (Исполнение, анализ)
– Кто же у нас будет следующим на карнавале, отгадайте загадку:
Носом-шлангом великан
Моется как в душе.
Этот житель жарких стран.
Всех крупней на суше. (Слон) (Слайд13)
– Как ведут себя слоны?
– А какая музыка бы подошла, чтобы изобразить слонов? Какие звуки? Какие инструменты?
– А хотите послушать, как слонов в своей музыке изобразил композитор Камиль Сен-Санс? Давайте послушаем пьесу «Слоны». Удалось ли композитору передать повадки и характер слонов? Почему? Какая была музыка, какие звуки? (Слушание. Ответы детей)
– А какие инструменты помогают изобразить слонов? (Фортепиано, контрабас)
– А кто знает, как выглядит контрабас? Он похож на скрипку. Это самый крупный инструмент в семействе струнных инструментов. На нём играют стоя (Слайд14)
– Давайте изобразим контрабасистов (Дети изображают контрабасистов)
– А у контрабаса звук выше или ниже, чем у скрипки? (Ниже)
Давайте изобразим слонов так, как вам подсказывает музыка, а я назову тех, у кого получилось выразительно. (Исполнение, анализ)
– Камиль Сен-Санс очень любил животных, но больше всего он любил музыку. На фортепиано он научился играть в 3 года, а когда ему было 6 лет, начал и сам сочинять музыку. А с 7 лет он уже выступал на концертах. А кто запомнил, как называется музыкальное произведение Камиля Сен-Санса, где собраны все пьесы про животных? («Карнавал животных») (Слайд 15)
Проводится физминутка для глаз:
Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся (поморгать),
Больше спать не захотел (руки вверх, посмотреть на них)
Встрепенулся, потянулся (потянуться)
Взвился вверх и полетел (посмотреть влево, вправо)
– Отгадайте, кто будет следующим на нашем карнавале? (Звучит мелодия песни «Львёнок и Черепаха», дети отгадывают) (Слайд 16)
– А про каких ещё животных кроме львёнка и черепахи поётся в этой песне? (Крокодил, носорог)
– Давайте изобразим животных из этой песни. Нужно изображать то, о чём поётся. Желающие будут изображать животного, а все остальные могут подпевать? У кого получится выразительно? (Учитель вызывает желающих, одевает маски, исполнение, анализ)
– Кто же ещё пришёл на карнавал? (Звучит мелодия песни «Слон и скрипочка», дети отгадывают)
– А кроме слона про кого ещё поётся в песенке? (Про сверчка)
– Кто хочет изображать слона и сверчка? (Учитель вызывает желающих, одевает маски, скрипку для сверчка, исполнение, анализ)
IV. Обобщение.
– Сегодня на нашем уроке-карнавале вы показали себя хорошими артистами и музыкантами, и лучшие среди вас получат медальки.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (О композиторе Камиле Сен-Сансе, о его музыке, посвящённой животным, познакомились с новыми пьесами «Петухи и куры» и «Слоны», о высоте звуков, об изобразительных свойствах музыки)
– Какие песни пели? («Львёнок и черепаха» и «Слон и скрипочка»)
Домашнее задание: желающие могут изобразить тех животных, которые лучше вам представились сегодня на уроке (можно привлекать своих родителей), можно подготовить сообщение, рассказ о понравившемся животном.
Учитель отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность, вручает медальки.
– Подойдите к столу и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению. (Дети выбирают солнышко или тучку)
– Спасибо за внимание! (Спасибо за урок!) (Слайд 17)
13PAGE 15
13PAGE 14115
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415