Статья Проектная деятельность как средство формирования познавательных умений младших школьников

Проектная деятельность как средство формирования познавательных умений младших школьников

Л. И. Скорых
учитель МОУ «Большовская оош имени М. Д. Чубарых»

Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он
всегда будет только подражать.
Л.Н.Толстой

Новые федеральные образовательные стандарты ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды мотивирующей обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Исследовательская инициативность младших школьников развивается как качество, обусловленное возрастными особенностями и ведущей деятельностью. В младшем школьном возрасте четко прослеживается возрастная динамика развития исследовательской инициативности младших школьников.
Значимым и эффективным инновационным средством развития исследовательской инициативности младших школьников является проектная деятельность, обеспечивающая возможность раскрытия творческого и интеллектуального потенциала участников образовательного процесса, формирования и активизации исследовательских стратегий, умений и навыков младших школьников.
Наряду с другими методами обучения в своей работе использую метод проектов. В процессе своей практической работы убедилась, что метод проектов при правильной организации дает высокий развивающий эффект процесса обучения. Он позволяет расширить и углубить знания детей в конкретной образовательной области, развивает навыки самостоятельной познавательной деятельности, умения конструировать способ решения поставленной задачи и работать с информацией. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, а значит, учит их сотрудничать, организовывать совместную деятельность в течение продолжительного времени.
Делясь опытом использования метода проектов, прежде всего остановлюсь на характеристике основных требований к организации работы по нему в начальной школе.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Проблема (тема проекта), которую учитель предлагает детям, должна предусматривать исследовательскую творческую работу.
2. Полученные результаты должны быть значимы для участников проекта:
- отражать их интересы;
- содержать определенную долю новизны;
- обобщать знания, которые имели дети к началу работы над проектом.
Работа над проектом должна проходить с большой долей самостоятельности ее участников. Помощь со стороны учителя (родителей) должна быть минимальной.
Приведу примеры использования технологии проектной деятельности. Первоклассникам часто даю задание проиллюстрировать произведение. Выпускаем иллюстрированные книжки по сказкам Сутеева «Палочка-выручалочка», «Дядя Миша», русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и другим сказкам.
Во 2 классе провожу урок-сказку с использованием проектной деятельности. Класс делится на группы, каждая получает своё задание: первая представляет сказочные секреты (присказки, зачины, концовки; 2-я рассказывает о сказочных героях; 3-я знакомит с чудесами, происходящими в сказке; 4-я подбирает сказочные формулы. Затем все вместе рисуют любимых героев на «Поляне сказок». Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актёром, даже маленьким писателем.
Словесное рисование помогает глубже понять авторский текст, осознать собственное отношение к прочитанному.
Драматизация- один из распространённых видов детского творчества, самый трудный, но самый интересный. Практически на каждом уроке стараемся читать по ролям, ставить «Живые картины», инсценировать прочитанное. Например, в 1 классе интересно проходит инсценирование диалога «Белка и Медведь» Н.Сладкова, «Хорошо спрятанная котлета» Г. Остера, «Палочка-выручалочка» В.Сутеева.
Стараюсь использовать творческий пересказ, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на изучаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем чувства, что заложены автором в его образе. Например, прошу детей придумать продолжение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»Расскажи от имени Зайца, как он будет использовать палочку-выручалочку. У Наташи получилось такое продолжение: Наступила осень. Пора яблоки в саду собирать. Все яблоки сорвал, а одно висит, не достану. Вспомнил про палочку-выручалочку. Стала она теперь сбивалочкой. Сбил последнее яблоко. А палочку храню- подарок от ёжика.
Занимаемся речевым творчеством. Пытаемся сочинять загадки, считалки, стихи, рассказы. Творческие работы обучающихся зачитываю на родительских собраниях, делаю выставку в классе..
Результаты достижений храним в портфолио.
Стараюсь использовать ролевые (игровые проекты). В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Ученики принимают на себя определённые роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. В ходе ролевого проекта сюжеты осложняются ситуациями, которые придумывают сами участники. Творческая составляющая тут велика, а главным видом деятельности является игра. Предлагаю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе в виде ролевого проекта.
Тема: произведение С.Я.Маршака «Сказка про козла».
Форма проведения: творческий ролевой (игровой проект) «Играем в издательство».
Комплектация групп: 3 группы по 2-3 участника в каждой.
Цели: формирование знаний о разных видах художественных произведений;
Развитие творческих способностей обучающихся;
Формирование коммуникативной культуры.
Планируемый результа: коллективная презентация.
Оборудование: иллюстрации к произведению, чистые листы бумаги, клей, ножницы; текст произведения, разрезанный на фрагменты.
Предлагаемые роли: 1 группа: художники-оформители.
Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к сказке, дополнить иллюстративный ряд.
2 группа: редакторы.
Задание: восстановить разрушенный текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на листы бумаги.
3 группа: эксперты.
Задание: определить, к какому виду относится данное произведение, выделить его особенности.
Этапы работы над проектом
Этап 1.Разработка проектного задания
Задачи этапа- определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей; определение источников информации; постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Каждая группа обсуждает своё задание.
Установка на успех:
-вы представляете один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль;
Каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы (для успешной разработки проекта необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность);
- критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект, с которым все согласны, который полностью соответствует поставленной задаче; если ваше выступление будет ярким, полным;
- ожидаемое поведение: хочется видеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно исполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа- сбор и уточнение информации. Обучающиеся самостоятельно работают с информацией: индивидуально, в группах и парах; анализируют и синтезируют идеи. На протяжении всей работы я по мере необходимости осуществляет помощь любой группе.
Этап 3. Оценка результатов
Задача этапа- анализ выполнения проектных заданий. Участники готовятся представить свой проект классу. Все обучающиеся группы должны принять в презентации активное участие.
Этап 4. Защита проекта
Задача этапа- коллективная защита проекта: презентация подготовленного задания. Обучающиеся выступают перед одноклассниками.
Невольно убеждаюсь, что наибольший эффект метод проектов даёт тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление ещё гибко,
пластично и открыто всему новому.


Использованная литература
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2012.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся .-М.,2005
Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель 2011.








15