Роль молодого специалиста в формировании профессионального самоопределения старшеклассника.
Роль молодого специалиста в формировании профессионального самоопределения старшеклассника.
А. А. Тюльменкова,
учитель МБОУ «Георгиевская СОШ»
Канского района Красноярского края
Легко ли быть молодым учителем...
Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" – именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя – новичка.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М. В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно – тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них – масстер своего дела.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
В 2011 году в нашу школу пришел молодой специалист – учитель математики. В ходе работы с ним выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учеников начинается с выяснения плана работы. Учитель понимает: его основная цель – оказание практической помощи ученикам в вопросах совершенствования теоретических знаний.
В сентябре заместителем директора по учебной работе (завуч) проведен инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов, факультативных и кружковых занятий. После детального изучения содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет тему самообразования.
Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с завучем формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе, найти необходимый контакт с учениками.
Наблюдение за работой опытных педагогов, повторение их опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей химии, физики, математики, информатики, анализ их структуры, выявление межпредметных связей – все это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки – кладезь педагогического мастерства.
Результатом работы молодого специалиста является участие в районных олимпиадах, краевых конференциях, а самым главным достижением является то, что старшеклассники всячески помогали и поддерживали учителя. Доброжелательность, корректность, тактичность способствуют созданию теплых, дружеских отношений со своими учениками. Что может быть лучше?
13PAGE 15
13PAGE 14115